"Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 "Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы" на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 белорусских руб., часовая - 2360 руб", - сообщает официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Белоруссии.

В пересчете на доллары США это составляет примерно 130 и 0,8 долларов в эквиваленте. На эти деньги в Белоруссии сейчас живет значительная часть населения. К счастливым обладателям "повышенной МЗП сейчас" можно отнести тружеников села и города, проживающих преимущественно в провинции, где можно заниматься огородничеством или получать помощь от натуральных хозяйств родственников, проживающих в сельской местности. Ежемесячный доход, близкий к заявленной на ноябрь-декабрь 2010 г. МЗП, имеет большая часть получателей пенсий и пособий (по инвалидности и др.).

Горожанину на эти деньги обеспечить достойное существование нереально, даже в провинциальном городе. Повышение минимальной заработной платы, возможно, несколько повлияет на сокращение численности находящихся за чертой бедности, но не оздоровит экономическую ситуацию. Повышение МЗП не связано с сопоставимым ростом производительности труда или иными показателями, позволяющими столь резко поднять зарплаты.

Несмотря на все старания и имитацию таковых, республика не перешла на новый технологический уклад, не реализовала планов масштабной модернизации, не нарастила экспорт. Сегодня большим успехом считается даже небольшое превышение докризисных показателей, чем гордиться могут далеко не все предприятия.

Также нет оснований считать, что в ближайшее время удастся повысить доходы бюджета от экстенсивного развития. Сегодня численность занятых в экономике, по данным Белстата, в январе-июле составила 4623,3 тысяч человек - около половины населения. Тенденция такова, что количество населения, занятого в экономике, будет сокращаться. С учетом демографических и иных факторов, влияющих на рынок труда (миграция и т.д.), в краткосрочной перспективе ситуация с трудовыми ресурсам в качественном или количественном отношении не улучшится.

Повышение зарплат в контексте президентской кампании уместно - это стандартный популистский ход, практикуемый во всем мире. Но не в таких размерах. По всей видимости, данным шагом можно временно решить определенные политические проблемы, но буквально в первом квартале 2011 года такой шаг резко негативно скажется на макроэкономических показателях.

Повышение зарплат в нынешней ситуации - это бомба замедленного действия. Повышать зарплаты надо было, но не всем и не так резко. В республике, по самым скромным оценкам, около трети предприятий влачит откровенно жалкое существование. Что правительство предложит в феврале директорам и трудовым коллективам таких предприятий - морфий?

Просроченная кредиторская задолженность - бич белорусской экономики. Крупнейшие предприятия республики выплачивают зарплаты из заемных средств. Но и банковская система тоже имеет пределы прочности.

Административный ресурс в один прекрасный день может не сработать, и кредитов на зарплаты выделено не будет. Что дальше? Массовые увольнения, закрытие предприятий? А как же пресловутая стабильность в "осажденной крепости"?

Похоже, ситуацию очень хорошо понимают в правительстве, чему свидетельство - выступление министра финансов Андрея Харковца в стенах Совета Республики 4 октября. По его словам, "колоссально сложной задачей будет удержать эту зарплату".

Однако, кто говорил, что базис определяет надстройку? В нынешних условиях "невыкристализовавшаяся" идеология определяет контуры будущего. Не успели реализовать ноябрьское, ничем, кроме предвыборной пропагандистской риторики не обоснованное повышение, а из высоких кабинетов уже доносятся заявления о повышении зарплат в начале следующего года. Правда, с оговорками: по итогам года 2010-го...

Прагматик Харковец заявляет: "На следующий год мы не ставим амбициозных задач дальнейшего роста, мы говорим о том, что бюджет рассчитан из того, чтобы сохранить зарплату, которой достигли на конец текущего года". А вот другие чиновники, ответственные за расходование бюджетных средств, считают иначе. И их готовы поддержать члены Нацсобрания, увеличивая расходную часть бюджета: "В частности речь идет о проекте бюджета страны на 2011 год. В целом он будет иметь социальную направленность. Значительные средства выделяются на повышение в следующем году заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, более чем на 30% будут увеличены расходы на сферу здравоохранения, большие средства планируется направить на развитие материально-технической базы учреждений образования", - говорится в публикации органа Администрации президента по итогам встречи председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко с Александром Лукашенко.

При нормальной бюджетной политике, особенно в ситуации, близкой к той, которая наличествует в Республике Беларусь, расходные части бюджета соотносятся с реальными возможностями национальной экономики, трезвым анализом тенденций, доходами от денег заработанных, а не одолженных извне или изъятых у национального производителя/потребителя.

Речь не идет о "нулевом бюджете" или профиците. Дефицит - нормальная ситуация, когда видны обнадеживающие перспективы. А что может обнадежить министра финансов в нынешней ситуации?

Комментируя увеличение дефицита бюджета на 2010 год, начальник главного управления бюджетной политики министерства финансов Максим Ермолович в интервью БелТА отметил, что Белоруссия несет значительные потери в торговле нефтью и нефтепродуктами, а не из-за мер по увеличению зарплаты. Источниками покрытия этих потерь, по словам М.Ермоловича, станут полученные в текущем году дополнительные доходы бюджета. Источники таких доходов чиновник не уточнил, но сообщил, что эти средства будут направлены на повышение заработной платы. "Из-за того, что эти потери компенсировать не удается, хотя мы и принимаем усилия по увеличению доходной части бюджета, нам приходится увеличивать дефицит бюджета", - заявил М.Ермолович. "По его словам, источником покрытия дефицита бюджета будут остатки средств, сформированные в течение года, в том числе за счет внешних заимствований".

Таким образом, чиновники Минфина РБ сделали несколько важных признаний, проясняющих ситуацию на конец текущего - начало следующего года.

Во-первых, ситуация с наполнением бюджета внушает тревогу. В таких ситуациях обычно бюджетные расходы сокращают, а не увеличивают.

Во-вторых, диверсификация торговли нефтью и нефтепродуктами оказалась не таким прибыльным делом, как это подавалось в контексте торговых и информационно-пропагандистских войн с Россией. Венесуэльская нефть не смогла заменить российскую и вернуть ситуацию трех-четырехлетней давности.

В-третьих, на покрытие дефицита бюджета будут направлены остатки внешних заимствований. Судя по динамике роста ЗВР, речь идет действительно об остатках. Об источниках дополнительного дохода тоже не сложно догадаться, наблюдая "точечную приватизацию" и акционирование таких предприятий, как солигорский комбинат.

Повышение зарплат в Белоруссии возможно и необходимо будет осуществить тогда, когда будут преодолены кризисные явления в социально-экономическом развитии. Такое решение должно быть экономически обоснованным.