Молдавско-приднестровское урегулирование: "Тирасполь должен постепенно переориентировать свой внешнеполитический вектор с Москвы на Киев". Блокада Приднестровья: "Атакуя "пакт Филата-Смирнова", Воронин и Лупу косвенно атакуют Россию". Языковой вопрос: "Не для того 20 лет назад они орали на площадях "Молдавия - для молдаван", чтобы сегодня сделать русский язык государственным". Румынская экспансия: "Если "молдавский буфер" падёт, мы за Днестром не отсидимся". Фашизм: Молдавия - "страна имени Антонеску".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Тирасполь должен постепенно переориентировать свой внешнеполитический вектор с Москвы на Киев"

На протяжении последних двух недель в центре внимания экспертного и журналистского сообщества был очередной раунд неофициальных консультаций в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Результативной и конструктивной очередную венскую встречу не назовешь, отмечает Первый республиканский телеканал. Переговоры ради переговоров тоже необходимы. Но не обошлось без громких заявлений. Площадку для диалога, которой является формат "5+2", молдавская сторона решила использовать, как трибуну для громких предвыборных заявлений. В Вене Виктор Осипов заявил, что, по его мнению, ЕС и США могут из наблюдателей стать посредниками. Но, кроме ЕС эту идею никто не поддержал, даже представители США сослались на необходимость дополнительных консультаций. По мнению Владимира Ястребчака, объективных предпосылок менять статус нет: "Налицо элемент широкого жеста в адрес ЕС, который поддержал, но без детальной проработки этого вопроса статус наблюдателей определен соответствующим протоколом в рамках постоянного совещания, протокол подписан в сентябре 2005 года. Если у коллег есть желание по изменению порядка, пишется соответствующая инициатива, соответствующий документ и передается на изучение заинтересованных сторон, которые консенсусом будут принимать решение".

Несмотря на туманные перспективы данной инициативы, все же не лишним будет задуматься о возможных последствиях её претворения в жизнь, продолжает Первый республиканский телеканал. Политолог Сергей Широков отмечает: "Если официальные переговоры возобновятся, то статус посредника, практически наиболее высокий из максимально имеющихся, позволит Брюсселю и Вашингтону наиболее активно продвигать свои позиции". То есть налицо одно из проявлений усиления европейского влияния в регионе или, по крайней мере, борьбы за это влияние. Европейский союз, начавшийся с 6 государств, за полвека разросся до огромных размеров. Сегодня это надгосударственное образование насчитывает 27 стран, а его восточная граница, после вхождения в состав ЕС Румынии, проходит по реке Прут. Помимо строгого контроля над членами союза, Брюссель пытается и, нужно признать, успешно, контролировать все приграничные территории. Невольно мы стали объектом геополитики. После развала СССР Запад начал заполнять образовавшийся вакуум. Сегодня Москва пытается вернуть себе утраченные позиции, но даже на исконно русских территориях натыкается на мощное влияние Запада. По мнению экспертов, в ближайшие годы и даже десятилетия расширения ЕС на восток ожидать не стоит, но дружить с Брюсселем, его восточным соседом, придется.

Комментируя итоги двухдневных неформальных консультаций в формате "5+2" в Вене, вице-премьер молдавского правительства Виктор Осипов, курирующий вопросы молдавско-приднестровского урегулирования отметил, что активность международных партнеров указывает на возможность утверждения Евросоюза и США в качестве посредников наряду с Россией, Украиной и ОБСЕ, пишет ИА "Ольвия-пресс". Молдавская сторона уже не первый раз заявляет о необходимости расширения за счёт США и ЕС числа посредников в переговорном процессе между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. В своё время именно Кишинёву принадлежала инициатива о присоединение в качестве наблюдателей к формату "3+2" Вашингтона и Брюсселя. Изменить же в одностороннем порядке формат постоянного совещания по молдавско-приднестровскому урегулированию без согласия остальных участников переговорного процесса невозможно.

Напомним, что в 2003 году формат "3+2" перерос в нынешний "5+2" только лишь после того, как на это было получено согласие всех его участников, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Точно такая же формула должна быть применена и к изменению статуса участников формата "5+2". "Подключение к переговорному процессу кого бы то ни было возможно лишь в том случае, если этого желают все стороны. Если же Приднестровье и Молдавия этого желают, то это может произойти по взаимному согласию. Если же кто-то этого не хочет, то я не понимаю - на каком основании господин Осипов делает подобные заявления. Существует такая метода, высказывая свою точку зрения делать вид, что это либо само собой разумеющееся, либо неизбежное. Ни тем, ни другим данная инициатива не является", - заметил, комментируя заявление Виктора Осипова, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

При этом российский политик и политолог подчеркнул, что все предыдущие трансформации формата переговорного не только не сделали диалог между Тирасполем и Кишинёвом более эффективным, но и сыграли обратную роль. "Чем больше расширялся формат переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию, тем больше само молдавско-приднестровское урегулирование заходило в тупик. Наблюдатели и некоторые посредники, а в основном они прозападной ориентации, внушали ложную надежду руководству Молдавии, что возможно решение приднестровской проблемы в ультимативном духе на условиях Кишинёва. В конечном итоге именно они несут ответственность за срыв Меморандума Козака, который мог бы положить начало успокоению страстей и реальному, а не общетеоретическому урегулированию. У меня возникает мысль, что в отличие от законов математики, в данном случае от увеличения числа слагаемых сумма не увеличивается, а наоборот, уменьшается. Молдавия по-прежнему пытается сделать формат переговорного процесса таким, чтобы давление на Приднестровье ещё больше усилилось. Давление было и через Европейский союз, через американцев, через ОБСЕ, через совместные с режимом Ющенко договорённости о блокаде Приднестровья. Даже через каких-то доброхотов по недомыслию или небрежности в Москве, которые тоже иногда встречаются. Правда, Москва в этом плане имеет более-менее устойчивую позицию, но, тем не менее, и здесь случаются пробелы и провалы. Так, в своё время российская дипломатия пыталась втянуть в число посредников Украину. Ей это удалось, но в Киеве сменилась власть, и украинское руководство начало играть по другим правилам. Я хотел бы, чтобы Украина следовала своим интересам и перестала бы таскать каштаны из огня для всех, кто об этом её попросит. Я думаю, что при нынешнем украинском руководстве это должно произойти", - отметил в интервью "Ольвии-пресс" Константин Затулин.

По его мнению, Кишинёву, чтобы быть услышанным в Тирасполе, необходимо прекрасно осознавать, что он утратил всякую возможность влияния на Тирасполь ещё 20 лет назад. "Мне кажется, что Молдавии нужно было принять к сведению то, что Приднестровье реально существует с 1990 года как неподконтрольный Молдавии субъект. За это время выросло поколение людей, которые родились в фактически независимом Приднестровье и сегодня уже вошли в полноценную гражданскую жизнь. Этот факт невозможно недооценивать. Исходя из него, необходимо оценивать, что приемлемо для Приднестровья, а что нет, для того чтобы Приднестровье откликнулось на то или иное предложение из Кишинёва. Приднестровье не стремится к себе присоединить Молдавию. Зато Молдавия стремится присоединить к себе Приднестровье. Я не исключаю возможность создания конфедерации Молдавии и Приднестровья, но это не должна быть Молдавия, в которой столь эмоционально ведётся борьба за посты президента и спикера парламента. В своё время де Голль не имел мужества признать, что Алжир для Франции потерян. Также в начале 90-х после путаницы, вызванной перестройкой, мы имели глупость бороться за сохранение в составе Советского Союза Эстонии, Латвии и Литвы. Тогда уже стало очевидным, что они были уходившими. Сегодня, не обладая ни военным потенциалом, ни экономической привлекательностью, Молдавия пытается заполучить Приднестровье, что называется, "на дурака". Получаются какие-то политические карточные фокусы. Не более того", - резюмировал в связи с этим первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Что же касается мнения приднестровской стороны по поводу не первого уже заявления официальных лиц Республики Молдова о возможном смене статуса США и ЕС в переговорном процессе, то она уже неоднократно высказывалось министром иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Владимиром Ястребчаком, пишет ИА "Ольвия-пресс". Как отмечал в ходе брифинга более месяца тому назад глава приднестровского внешнеполитического ведомства, США и Европейский союз не в полной мере используют даже свои полномочия как наблюдателей в переговорах. Поэтому, резюмировал тогда Владимир Ястребчак, менять статус участия Соединённых Штатов Америки и Европейского союза в переговорном процессе нет смысла.

Справедливости ради заметим, что в отличие от США, Европейский союз в последнее время проявляет некоторую активность в плане нормализации отношений между Кишинёвом и Тирасполем, продолжает ИА "Ольвия-пресс". В частности, определённую роль в планируемом с 1 октября сего года возобновлении железнодорожного сообщения по территории Приднестровской Молдавской Республики сыграл приезд группы экспертов ЕС в области железнодорожного транспорта. Благодаря их заключению о соответствии инфраструктуры и подвижного состава ГУКП "Приднестровская железная дорога" всем нормам безопасности, удалось выбить последний козырь у молдавской стороны. Однако решение Совета министров Евросоюза о продлении санкций в отношении ряда приднестровских должностных лиц сводит все предыдущие достижения ЕС на почве молдавско-приднестровского урегулирования на нет. Тем более подобные действия несовместимы со статусом посредника в переговорном процессе. Дело посредников - попытаться предложить сторонам компромиссный вариант решения того или иного вопроса и усадить их за стол переговоров, но никак не оказывать давление на одну из договаривающихся сторон.

Что же касается Соединённых Штатов Америки, то за всё время работы миссии ОБСЕ в Республике Молдова её ни одного дня не возглавлял представитель иной державы, кроме США, пишет ИА "Ольвия-пресс". Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе меняется каждый год, а руководство полевой миссией в Молдавии остаётся неизменным. И здесь надо учитывать, что именно доклады руководителей полевых миссий являются руководством к действию, а не обрывочные впечатления редко заезжающих в зоны затянувшихся конфликтов действующих председателей ОБСЕ и их специальных представителей. А любой дипломат, даже работающий в международной организации, какой является ОБСЕ, прежде всего, служит своей стране, а затем уже интернациональной структуре. Так что рычагов влияния у США в переговорном процессе может быть даже больше, чем у остальных посредников и наблюдателей. Выше уже говорилось, что именно нажим со стороны Вашингтона стал решающим фактором отзыва Владимиром Ворониным своей подписи под Меморандумом Козака. Даже этот факт сам по себе говорит о том, какие методы намерены применять к сторонам переговоров Соединённые Штаты Америки. При этом стоит заметить, что тогда США ещё не были даже наблюдателями в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию.

К слову, даже в случае с пресловутыми ограничительными мерами в отношении приднестровских должностных лиц, США не только поддержали Евросоюз, но и последовали его примеру, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Подобных случаев можно привести не мало. И все они показывают, что в основной массе действия рвущихся в посредники переговорного процесса наблюдателей никак не способствуют диалогу между сторонами конфликта. Так что не только в Тирасполе не желают подобных пертурбаций нынешнего формата переговорного процесса, но и в Москве, а, возможно, и в Киеве, который, кстати, всё более выказывает стремление следовать своим национальным интересам, а не чьим-либо ещё. Допускать же Румынию, даже как члена ЕС, к посредничеству в переговорах между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, вряд ли соответствует интересам Украины. Так что заявление Виктора Осипова просто слова, за которыми нет ничего, как сказал Константин Затулин, ни реального, ни неизбежного. А к громким заявлением высших должностных лиц Республики Молдова уже все как-то попривыкли. Глядишь, в скором времени и вообще перестанут на них реагировать.

Сегодня довольно часто можно услышать словесную сентенцию о том, что Украина, являясь гарантом и посредником процесса приднестровского урегулирования, вновь по-настоящему озаботилась судьбой политического противостояния между Кишиневом и Тирасполем, пишут "Профсоюзные вести". Формальным подтверждением этого послужило совместное заявление российского и украинского президентов, сделанное ими в ходе официального визита Дмитрия Медведева в Киев в мае нынешнего года. Безопасность и стабильность на собственных границах имеют для Украины огромное значение, отвечают ее национальным интересам. Тем более что у нее пока явно не складываются отношения с другим соседом - Румынией. На протяжении последних двух десятилетий официальный Киев не раз брал на себя инициативу в разрешении конфликта между Молдавией и Приднестровьем. Разве не украинская дипломатия в 1999 г. выступила инициатором создания Молдавией и Приднестровьем пяти общих пространств (экономическое, оборонное, социальное и др.) в развитие реализации примаковского тезиса об "общем государстве", которое предстояло построить правому и левому берегу Днестра? А вспомните так называемый план Ющенко, обнародованный весной 2005 г. Это всего лишь два, наиболее значимых подтверждения того, что Украина в качестве страны-гаранта и посредника приднестровского урегулирования, последовательно и настойчиво проводит политику, направленную на достижение политического согласия между Кишиневом и Тирасполем. И не ее вина, что зашоренные и заскорузлые правители Молдавии не использовали шансы, предоставляемые им историей.

В меру своих сил Украина участвует и в непростом переговорном процессе, и в миротворческой операции, в которой она представлена военными наблюдателями, продолжают "Профсоюзные вести". Сегодня уже невозможно себе представить процесс налаживания отношений между конфликтующими сторонами без участия официального Киева, ставшего, особенно в последнее время, когда на Украине сменилась политическая элита, одним из ключевых игроков процесса урегулирования регионального конфликта. Поэтому со стороны украинских властей было бы верхом безответственности не использовать тот потенциал влияния, который они имеют на обе конфликтующие стороны. Именно с Украиной на данном этапе связаны ожидания сторон на проведение эффективной и взвешенной политики в этом застарелом вопросе. Правда, следует признать, что ставки и надежды Кишинева и Тирасполя при этом кардинально отличаются: каждая из конфликтующих сторон ожидает от Киева своего.

Решить вопрос молдавско-приднестровского противостояния стало для официального Киева делом чести, несмотря на то, что сделать это будет достаточно сложно, учитывая двадцатилетнюю историю неэффективного процесса нормализации отношений по линии "Кишинев-Тирасполь", пишут "Профсоюзные вести". Не случайно и то, что в настоящее время возобновление диалога между правым и левым берегами Днестра является на Украине одной из самых обсуждаемых внешнеполитических тем. Ее поднимают на различного рода конференциях, заседаниях "круглых столов", в прессе, ею вплотную занимаются аналитические центры. Иногда, правда, складывается впечатление, что Украина остается едва ли не единственной стороной, кровно заинтересованной в развязывании "приднестровского узла". Иными словами, на Украине тема молдавско-приднестровских отношений оказалась востребованной, актуальной, что не может не обнадеживать население Приднестровья: значит, на нас не махнули рукой, о нас не забыли. И симптоматично при этом, что лидером в этом отношении на данном этапе стал Киев. Наверняка это не случайно, если учесть, что зона молдавско-приднестровского конфликта находится в непосредственной близости к границам Украины; в Приднестровье проживает значительная украинская диаспора, а количество граждан этой страны в ПМР приближается к 100 тысячам. Вряд ли Украина может себе позволить такую "роскошь", когда ко всем ее внутриполитическим проблемам, добавится и внешнеполитическая, причем непосредственно на границе, и уж тем более, не дай Бог, гуманитарная катастрофа, которая вполне возможна, если отношения между Кишиневом и Тирасполем обострятся донельзя. А ведь такое уже случалось в 92-м, когда соседняя с ПМР Одесская область приютила на своей территории около 100 тысяч беженцев из Приднестровья, спасавшихся в соседней стране от геноцида, развязанного националистическим руководством Молдавии против мирных граждан.

В настоящее время появляются основания говорить о том, что геополитические амбиции Киева простираются уже дальше роли одного из сопосредников приднестровского урегулирования, продолжают "Профсоюзные вести". Сегодня Украина, как сторонами конфликта, так и ведущими геополитическими субстанциями современности (США и Европейский союз) рассматривается в качестве едва ли не единственной силы, способной развязать приднестровский узел, взяв на себя функции основного модератора политического урегулирования регионального конфликта. Не исключено, что определенный успех на этом поприще может стать тем ключиком, который откроет Киеву замок на пути в Евросоюз. Все большее количество влиятельных государств, определяющих сегодня мировую политику, склоняются к тому, что в настоящее время Украина призвана играть более весомую роль в обустройстве новой системы регионального порядка, стать основой своеобразной системы сдержек и противовесов, которая должна способствовать установлению в регионе определенного баланса сил, стабильности. Тем более что Молдавия и Приднестровье стали для расширившегося Евросоюза трансграничной территорией. И именно поэтому сообщество европейских стран для окончательного разрешения этого регионального конфликта, по всей видимости, постепенно будет усиливать давление на государства, имеющие влияние, как на молдавские, так и на приднестровские власти. В их числе, прежде всего, Украина и Россия. Есть основания предполагать, что основная цель Украины в продвижении собственных инициатив по приднестровскому урегулированию лежит в плоскости закрепления статуса регионального лидера, поскольку Черноморский регион следует признать естественным пространством украинских национальных интересов, пишут "Профсоюзные вести". Это, несомненно, отвечает геостратегическим интересам и Приднестровья, приднестровского народа, поскольку только Украина имеет реальные шансы как-то противостоять панрумынизму и расширению влияния Бухареста в этом стратегическом регионе на стыке романского и славянского цивилизационных пространств. А в том, что Румыния, являясь полноправным членом ЕС, также напористо и агрессивно пытается стать ключевым игроком в этом регионе, сегодня ни у кого не возникает сомнений. Да и ее поглощение Молдавии уже не кажется таким уж фантастическим сценарием, как это было всего несколько лет назад. Дрейф Молдавии в сторону Румынии стал особенно заметен с приходом к власти в Кишиневе унионистских, прорумынских политических сил. В различии внешнеполитических векторов Тирасполя и Кишинева состоит принципиальное, кардинальное отличие Молдавии и Приднестровья, объективная реальность, которую просто не могут не замечать и не учитывать все те, кто причастен к процессу урегулирования приднестровской проблемы.

В соответствии с выводами экспертов есть основания прогнозировать, что со временем явные, а, главное, скрытые противоречия между двумя центрами региональной тяжести Киевом и Бухарестом будут лишь обостряться, продолжают "Профсоюзные вести". При этом рано или поздно Румынии удастся "восстановить историческую справедливость" и присоединить к себе Молдавию. В то же время с большой долей вероятности можно предположить также, что Украина вряд ли будет равнодушно взирать на то, что с потерей Молдавией суверенитета бывшая ее территория (Молдавская АССР) может оказаться в составе Румынии, в основе политики которой лежит неприкрытая экспансия и территориальные претензии, которые распространяются не только на современную Молдавию, но и часть Украины. Как раз в этом случае форпост в виде Приднестровья сможет в определенной мере сдержать имперские амбиции Бухареста. Как бы то ни было, в любом случае Украина заинтересована в сильном Приднестровье, а отсюда и ее предполагаемая поддержка республики, которая в новом восточноевропейском контексте имеет важное геополитическое значение.

В настоящее время для Приднестровья складывается уникальная ситуация, которую руководство, внешнеполитическое ведомство республики в обязательном порядке должны обратить в нашу пользу, пишут "Профсоюзные вести". Ее суть заключается в трех принципиальных моментах. Первое, к власти на Украине пришли политические силы, которые всегда, в том числе в ходе выборов, поддерживались абсолютным большинством приднестровских украинцев, составляющих едва ли не треть населения республики. Канули в Лету "времена безвременья", когда в Тирасполе постоянно ожидали, когда же в соседней Украине наступит внутриполитическая стабильность. Сегодня она налицо. И не использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах будет просто опрометчиво. Второе, Украина стала проводить активную, прагматичную политику в отношении поддержки соотечественников за рубежом. Красноречивых примеров, в том числе в отношении ПМР, предостаточно. А ведь украинская диаспора Приднестровья одна из самых многочисленных в мире. И это, не считая того, что с каждым днем число постоянно проживающих в Приднестровье украинских граждан растет. Их интересы Украина просто обязана защищать в любых обстоятельствах. Третье, пожалуй, самое важное. С приходом к власти на Украине представителей Партии регионов реанимированы практически прерванные при прежнем "оранжевом" руководстве связи Украины и России, о чем может свидетельствовать хотя бы во много раз увеличившийся товарооборот между двумя странами. Это объективно выгодно нам, приднестровцам, учитывая наш славянский внешнеполитический вектор развития. Приднестровье вполне может стать той политической площадкой, на которой Москва и Киев будут искать взаимные компромиссы.

История разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем изобилует случаями переориентирования сторонами переговорного процесса своего внешнеполитического вектора развития, продолжают "Профсоюзные вести". Вот и в настоящее время, вне зависимости от характера и нынешнего состояния украинско-российских отношений, официальный Тирасполь должен быть заинтересован в постепенном переориентировании своего внешнеполитического вектора с Москвы на Киев, поскольку Приднестровье по-прежнему остается регионом, очень зависящим от того, как к нему относятся на Украине. К тому же есть объективная реальность, с которой хочешь, не хочешь, а все вынуждены считаться. Это, прежде всего, географический фактор, заключающийся в близости к Украине и отдаленности от России. Исходя из финансово-экономического прагматизма, в конце концов, общего исторического прошлого (МАССР в составе УССР), приоритетность отношений с Киевом должна быть ПМР официально провозглашена и последовательно и неуклонно реализовываться. С другой стороны, и официальный Киев хочет того он или нет, но просто вынужден будет заниматься урегулированием взаимоотношений между Молдавией и Приднестровьем, хотя бы потому, что нестабильная ситуация на границе с Украиной угрожает ее национальным интересам, безопасности, в конце концов, подводит итог издание.

Блокада Приднестровья: "Атакуя "пакт Филата-Смирнова", Воронин и Лупу косвенно атакуют Россию"

С 1 октября приднестровцы смогут добраться до Одессы и Кишинева привычным, но подзабытым маршрутом - поездом "Кишинев - Одесса", сообщает Первый республиканский телеканал. Этого решения ждали 4 года. В марте 2006 года Кишинев, объявил Тирасполю "рельсовую войну". Движение поездов через Приднестровье было прекращено после того, как Украина по просьбе Молдавии ввела новый таможенный режим, приведший к очередной "экономической блокаде". Все поезда направили в обход Приднестровья на северную ветку через Могилев-Подольск. Это привело к многомиллионным потерям не только для приднестровцев, но и для России и Украины, которые также вынуждены была перенаправить следующие через Молдавию составы по объездному пути. Тут же Киев и Кишинев договорились о строительстве железнодорожной ветки в обход Приднестровья. Отрезок в 60 километров по болотистой местности обошелся бы украинской казне в 1 млрд долларов. Через полгода после смены правительства Еханурова проект назвали "закапыванием денег в болото" и полностью приостановили. Но железнодорожный вопрос до сих пор остается гордиевым узлом, разрубить который непросто.

После 4-летнего перерыва из Тирасполя в Кишинев или Одессу можно будет добраться на поезде, продолжает Первый республиканский телеканал. Долгожданный прорыв в долгих переговорах, конечно, радует. Но молдавская сторона и в этот раз не смогла не испортить собственный имидж труднодоговаривающейся. Буквально на следующий день после сообщения о возобновлении движения дизель-поезда "Кишинев-Одесса" руководство железных дорог Молдавии объявило о том, что оно открывает погранпереходы Тымково - Слободка и Новосавицкая - Кучурган. Казалось бы, нет повода для огорчения. Ведь если данная информация соответствует действительности, то это позволит возобновить грузовое движение на участках Матеуца - Слободка и Бендеры - Кучурган, что позволит сократить транспортную составляющую в себестоимости перемещаемых грузов. Но в данной истории есть и другие моменты, мягко говоря, некорректные и настораживающие.

Так в предприятии "Приднестровская железная дорога" пока не располагают информацией "о сути и форме принятых решений", отмечает Первый республиканский телеканал. И это существенно, так как приднестровская сторона не участвовала в их выработке. А между тем владелец приднестровского участка железной дороги, коим является наша республика, заявляет - возобновление грузового движения по вышеназванным маршрутам возможно лишь при соблюдении ряда условий, выдвинутых приднестровской стороной. Трудно предположить, что молдавская сторона ни разу не слышала о данных условиях и находилась в неведении касательно того, что прежде, чем делать заявления, надо соответствующим образом оформить достигнутые договоренности с руководством Приднестровских железных дорог.

Договорённости, достигнутые на стадионе "Шериф" 24 августа между президентом ПМР Игорем Смирновым и премьер-министром РМ Владимиром Филатом, вдруг стали объектом политической борьбы в Молдавии, пишет "Новая Газета". Хотя за "футбольным пактом" явно стоит Москва, ищущая у неё поддержки в борьбе против правящего Альянса за европейскую интеграцию Партия коммунистов обрушилась на соглашение с критикой.

Между тем, речь идёт о действительно большом успехе приднестровского руководства, продолжает "Новая Газета". Напомним, что в 2004-2005 годах власти ПМР начисто проиграли Молдавии битву за сердце Украины. Вмешавшись в схватку за власть в Киеве, президент ПМР и его команда на пустом месте настроили против себя наш многолетний проверенный союзный тыл - Украину. Итогом явились новые правила таможенного и пограничного режима на приднестровско-украинской границе, когда экспорт из Приднестровья оказался под молдавским таможенным контролем. Не только оформлять в органах Молдавии, но и вывозить из ПМР товар можно было лишь через молдавские "окна". Несомненно, не будь наших "художеств" в то время с поддержкой тех или иных украинских политиков, в том числе отъявленных маргиналов, не было бы и событий марта 2006 года. Насилу удалось отстоять более-менее свободный ввоз товаров к нам.

Теперь Москва и Тирасполь празднуют реальную победу, пишет "Новая Газета". По условиям "футбольного пакта" молдавское таможенное оформление приднестровского экспорта сохраняется, но сам вывоз идёт напрямик: ПМР-Украина. При добрососедских отношениях с Киевом вывозить можно будет и более декларированного перед Кишинёвом. Также подтверждено, что импорт в ПМР будет идти без регистрации в молдавской таможне. ОБСЕ не узрела дезинтеграции единого таможенного пространства в договорённостях 24 августа. Помимо прочего, казахстанское председательство в ОБСЕ не ставит своей целью обострить отношения организации с Россией. Возможно, момент заключения пакта Филата-Смирнова с этой точки зрения не случаен...

В АЕИ немало унионистов, продолжает "Новая Газета". ПМР для них - не самая важная вещь на свете. Они больше думают, как укрепить отношения Кишинёва с Бухарестом или с Брюсселем через всё тот же Бухарест. За то, чтобы Россия вела против них борьбу в неких рамках приличия, они пошли на определённые уступки на приднестровском направлении. Лидеры ПКРМ и ДПМ Владимир Воронин и Мариан Лупу, напротив, критичны по отношению к итогам саммита на стадионе "Шериф". Но они должны понимать, что прямо атакуя "пакт Филата-Смирнова", они косвенно атакуют Россию. Возможно, они атакуют и Украину, которая с тревогой наблюдает за сближением Бухареста и Кишинёва в последний год. В условиях такого сближения Киев, как и Москва, не против повышения внешнеэкономической самостоятельности Приднестровья.

С точки зрения государственных интересов ПМР итоги встречи Игоря Смирнова и Владимира Филата, несомненно, позитивны, пишет "Новая Газета". Это не значит, что Тирасполь должен с размаху вломиться в молдавскую предвыборную борьбу, как в своё время в украинскую. Задача руководства ПМР - крайне осторожно и максимально эффективно использовать возможности, созданные после 24 августа, для экспорта наших товаров. И только. Что же касается политических переговоров с Кишинёвом, это - задача на период после парламентских выборов в РМ. Ибо партнёры по диалогу могут смениться, а "футбольные договорённости" останутся, подводит итог издание.

Языковой вопрос: "Не для того 20 лет назад они орали на площадях "Молдавия - для молдаван", чтобы сегодня сделать русский язык государственным"

Сегодня в Молдавии языковый вопрос стоит не менее остро, чем раньше, пишет ИА "Ольвия-пресс". Люди немолдавской национальности продолжают бороться за свои права, требуя, признать русский язык в качестве второго официального языка молдавского государства. Буквально на днях стало известно, что представители ряда общественно-политических организаций Молдавии намерены создать инициативную группу по сбору подписей для проведения референдума о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. По мнению одного из инициаторов сбора подписей, председателя организации "Моя Молдова" Федора Гелича "провозглашение русского языка вторым государственным - не каприз России, а требование 35% национальностей, проживающих в Молдавии". Вряд ли с этим можно поспорить. Однако не может не вызвать удивление мнение Гелича по поводу того, что "если русский язык станет вторым государственным, приднестровский конфликт решится сам по себе". Дело ведь не только в языке. Дискриминация национальных меньшинств выражается не только в разделении людей по языку, на котором они разговаривают, но и в отношении государства к представителям других этнических групп, ущемлении их прав по национальному признаку и т.д.

Не стоит забывать и общенациональные интересы и приоритеты, которые диаметрально различаются на обоих берегах Днестра, пишет ИА "Ольвия-пресс". Но самое главное - это отношение молдавской политической элиты, государственных институтов власти к нацменьшинствам, которое не меняется на протяжении двух десятилетий. Права русскоязычного населения Молдавии постоянно ущемляются. Ему отказывают в праве получать образование на родном языке, о чем говорит тот факт, что количество немолдавских учебных заведений в стране год от года неуклонно сокращается. Его не признают частью молдавского общества, требуя не просто знания языка титульной нации, а владения им в совершенстве, что далеко не под силу всем, кто является носителем иной языковой культуры. Его и близко не подпускают к управлению государством, не принимая на работу даже в качестве специалистов среднего звена в органы законодательной и исполнительной власти страны.

Именно из-за подобной дискриминации по национальному и языковому признаку, сегодня целый ряд общественно-политических организации Молдавии пытается организовать языковой референдум, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Но шансов на успех, как и двадцать лет назад, у них практически нет. Молдавская национальная элита, скрывающаяся под вывесками политформирований самого разного толка, никогда добровольно не откажется от главного своего достижения, позволившего в 1991 году начать строительство мононационального молдавского государства. Лишним тому подтверждением стала реакция всех без исключения партий, представленных в парламенте страны, на решение общественно-политических организаций Молдавии провести сбор подписей. И коммунисты, и их "отпетые" враги из правящей либерально-демократической коалиции уже заявили о том, что они выступают против референдума по вопросу о придании русскому языку статуса второго официального языка. Стремление русскоязычного населения Молдавии обрести равные права с представителями титульной национальности молдавские власти считают ничем иным, как предвыборным трюком. Думается, более наглядного примера того, как в Молдавии представители молдавской нации относятся к нацменьшинствам, и искать не нужно.Что касается коммунистов, то они и вовсе заткнули за пояс всех. Депутат от ПКРМ Григорий Петренко заявил о том, что "проведение конституционного референдума является нежелательным прецедентом для РМ. ПКРМ не поддерживает идею проведения таких референдумов по любым темам". То есть для коммунистов высшая форма демократии, каковым является всенародное волеизъявление в форме референдума, нежелательно. Зачем коммунистам советоваться с народом? Они сами себе народ, царь и бог в одной ипостаси.

Трудно понять, на что надеются общественно-политические организации, пытающиеся провести в Молдавии референдум по приданию русскому языку статуса второго государственного, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Для национальной элиты Молдавии, вне зависимости от того, правая она, левая или придерживается центристских воззрений, подобное предложение - сродни красной тряпки для быка. Не для того двадцать лет назад они орали на площадях "Молдавия - для молдаван" и делали все, чтобы очистить республику от представителей немолдавской национальности, чтобы сегодня собственными же руками подарить представителям нацменьшинств такой подарок, дав им надежду на то, что Молдавия может быть не только для молдаван.

Румынская экспансия: "Если "молдавский буфер" падёт, мы за Днестром не отсидимся"

На прошлой неделе премьер-министр Румынии сделал "заявление века", значение которого ещё далеко не все осознали, пишет "Новая газета". Находясь с визитом в США, он, встречаясь с представителями румынской диаспоры, провозгласил: Румыния не признает пакт Риббентропа-Молотова, который привел к потере Бессарабии в 1940 году. Премьер считает, что германско-советский пакт практически оторвал часть румынского государства, добавив, что "Бухарест будет поддерживать румын, где бы они ни находились, а вхождение Молдавии в ЕС, которое является приоритетным внешнеполитическим проектом Румынии, приведет к исчезновению границы"... Глава МИДа Румынии Теодор Баконски поспешил развить мысль Бока: румынская и молдавская дипломатии вернули вопрос приднестровского конфликта на международный уровень. Далее он произнёс ключевую фразу: "С нашей точки зрения, мы не воспринимаем никакой план федерализации РМ, поэтому любой шаг в переговорном процессе будет сделан только исходя из принципа сохранения территориальной целостности и суверенитета Молдавии".

Таким образом, сентябрь-2010 войдёт в историю, когда Румыния официально продекларировала отказ от послевоенного Парижского договора, узаконившего её отказ от оккупированной ею же в 1918 году Бессарабии, продолжает "Новая газета". Одновременно Бухарест открыто заявил: он желает поглощения всей бывшей МССР, включая Приднестровье. Румыния выступает против урегулирования молдавско-приднестровского конфликта на федеративной или, тем паче, конфедеративной основе с целью лишить ПМР юридической базы для сопротивления при новой попытке воссоздать "Великую Румынию" в границах 1941-1944 годов. Экспансия в отношении украинских земель - уже тоже факт. Острова Змеиный, Майкан, истерия вокруг Южной Бессарабии и Северной Буковины - какие ещё нужны доказательства захватнических устремлений Бухареста, неуклюже прикрытых разговорами об "исчезновении границ в рамках ЕС". Заявления Бока и Баконски наглядно опровергают наивные, провинциальные рассуждения некоторых приднестровских политиков, которые полагают, будто присоединение Молдавии к Румынии будет означать свободу для ПМР на международной арене. Если "молдавский буфер" падёт, мы за Днестром не отсидимся. О Бендерах и говорить нечего. Если мы не остановим румынский экспансионизм на Пруте, на Днестре делать это будет уже поздно.

Но одновременно следует помнить, что пассивная оборона всегда ведёт к поражению, пишет "Новая газета". Как говорил Чингиз-хан, "кто только защищается - будет убит". Надо бить врага на его территории. А Румыния на уровне своей государственной политики унионизма для РМ и ПМР - несомненный враг. Потому необходим антирумынский блок, конечной целью политики которого стал бы развал румынского государства и прекращение его существования в нынешних границах. Разве Трансильванию не оторвали от тела Венгрии? Разве всё в порядке у русских и украинцев Румынии? Не Бухаресту кидаться камнями в соседей, имея собственный хрупкий стеклянный дом.

Очевидно, что ПМР не в силах сформировать межгосударственный альянс, который объединил бы антиунионистские усилия Украины, Венгрии, Болгарии, Молдавии (при наличии антиунионистского руководства), России, продолжает "Новая газета". Но мы можем каждый Божий день повторять: "Карфаген унионизма должен быть разрушен! Восточноевропейская мини-империя должна прекратить своё существование, а её лидеры - официально покаяться за оккупацию чужих земель в 1918-1940 и 1941-1944 годах. Рано или поздно нас услышат. Сентябрь-2010 с заявлениями Бока и Баконски - это конец благодушия. Час битвы приближается! Какую форму эта битва примет - не имеет никакого значения, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM Новости: В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, с 1812 года входившую в состав России, никогда ранее не являвшуюся частью Румынии и аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году. Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также молдавскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". Кроме того, "румынской землей" в Бухаресте считают территорию Бессарабии, в том числе Южную Бессарабию, входящую сегодня в состав Украины, и Северную Буковину, также являющуюся частью Украины. Бухарест также отказывается подписать с Молдавией Базовый договор и Договор о границе, считая, что это сделает его "пособником" Молотова и Риббентропа, которые в 1939 году подписали пакт, согласно которому Бессарабия была освобождена от румынской оккупации и вернулась в состав СССР.

Фашизм: Молдавия - "страна имени Антонеску"

Вслед за отказом участвовать в параде Победы, чествованием солдат румынской оккупационной армии наравне с ветеранами Великой Отечественной войны, объявлением Дня советской оккупации, в Молдавии сделан очередной шаг на пути героизации фашизма. На этот раз советники местного совета пригорода Кишинева поселка Кодру проголосовали за придание одному из кварталов названия "Вилла Антонеску" - в честь нацистского преступника, маршала Иона Антонеску, пишет ИА "Ольвия-пресс" в материале под заголовком "Страна имени Антонеску". То, что целый квартал в Молдавии назван именем Антонеску - событие отнюдь не случайное. Оно стало логическим продолжением той политики, которую Молдавия проводит с конца 80-х годов прошлого столетия, когда на волне молдавского национального движения в этой стране зародился, окреп и дал свои всходы молдавский неонацизм, вылившийся в кровавые погромы на улицах молдавских городов, избиения и убийства иноязычных, попытку истребить под корень гагаузский народ, войну на Днестре против многонационального народа Приднестровья. Разве отличались от румынских военных преступников те, кто кричал на улицах молдавских городов "евреев в Днестр, русских за Днестр", "хороший гагауз - мертвый гагауз", разве провозглашенный Народным фронтом Молдавии лозунг "За одного молдаванина сто русских зарежем" - чем-то отличается от приказа Антонеску расстреливать по 200 евреев за каждого убитого и по 100 за каждого раненого румынского солдата?

За прошедшие 20 лет молдавская идеология не претерпела каких-либо существенных изменений, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Построенная на принципах национализма, по своей сути идентичная нацизму, она и не может отрицать фашизм. Разделение людей по национальному признаку, ущемление прав некоренных народов, физическое уничтожение инакомыслящих и инородцев - все это присуще как фашистской Румынии, так и националистической Молдавии. Агрессия Молдавии против Приднестровья - наглядный пример тому, как воинствующий национализм превращается в откровенный фашизм со всеми его атрибутами - массовым уничтожением мирного населения, пытками и зверскими убийствами солдат и гражданского населения. Но если преступления румынских фашистов были осуждены, а преступники наказаны, молдавские нацисты сегодня спокойно здравствуют, мало того, их чествуют как национальных героев, а день начала агрессии Молдавии против ПМР нынешние молдавские власти объявили "Днем памяти павших в вооруженном конфликте 1992 года за территориальную целостность и независимость Республики Молдова".

Совсем не случайно то, что сегодня в Молдавии пытаются увековечить память Антонеску, пишет ИА "Ольвия-пресс". Для многих в этой стране он - символ великой румынской нации, символ борьбы за ее очищение от иноязычных, символ героизма румынского народа, объявившей войну против коммунизма. С момента прихода к власти в Молдавии праворадикальной оппозиции была развернута настоящая кампания ксенофобской и антисемитской направленности на страницах подконтрольных им СМИ. Этим, разумеется, не преминули воспользоваться их политические оппоненты и, прежде всего, коммунисты, потребовавшие отмены решения муниципальных советников увековечить память Иона Антонеску. Накануне очередных парламентских выборов они из кожи вон лезут, чтобы дискредитировать правящий альянс. Однако при этом коммунисты по вполне понятным причинам умалчивают тот факт, что именно коммунисты 8 мая 2003 года приняли "Закон о ветеранах", в котором приравняли военнослужащих, участвовавших во второй мировой войне в составе румынской армии к ветеранам Великой Отечественной войны, что именно бессменный лидер молдавских коммунистов 9 мая того же года, то есть в Великий День Победы, подписал Указ о промульгации данного закона, а затем каждый год ко Дню Победы выплачивал единовременное пособие всем ветеранам Второй мировой войны независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Находясь у власти, коммунисты действовали точно так же, как сегодня действуют либерал-демократы, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Если в июне нынешнего года и.о. молдавского президента Михай Гимпу объявил о провозглашении Дня советской оккупации, то еще в марте 2005 Владимир Воронин вещал на весь мир о том, что "Молдавия - последняя в Европе страна, оккупированная российскими войсками", тем самым заявляя, что не румынская, а советская армия была оккупационной и, следовательно, солдаты армии Антонеску являются настоящими защитниками молдавского государства, которым следует воздавать почести.

Двуличность коммунистов поражает своим цинизмом не только сегодня, пишет ИА "Ольвия-пресс". Так же они поступали и тогда, когда находились у власти. Можно вспомнить как во время празднования 24 августа 2006 года 61-ой годовщины освобождения Молдавии от фашизма президент Воронин выражал признательность советским воинам за освобождение Молдавии и осуждал историков, извративших правду о Второй мировой войне. Но двумя месяцами раньше тот же Воронин и другие высокопоставленные молдавские чиновники в селе Цыганка Кантемирского района на торжественной церемония открытия кладбища румынских солдат, воевавших на стороне нацистской Германии, именовали военных преступников не иначе как "героями борьбы за независимость и объединение".

Народ сам выбирает своих лидеров, продолжает ИА "Ольвия-пресс". И если прежние, настоящие и, вполне возможно, будущие лидеры Молдавии видят в фашистах Румынии героев, а не преступников, награждают их медалями и орденами, увековечивают имя палача, на руках которого гибель сотен тысяч людей, значит не все в порядке с самим молдавским обществом, значит дело не только в кучке националистов и фашистов, которые вот уже двадцать лет правят этой страной. Конечно, есть в Молдавии и те, кто искренне выступает против фашизма и оголтелой русофобии. Но их мало и голос их слаб. А значит, и впредь эта страна будет идти по пути радикализации, идей неонацизма, превосходства одной нации над другими. К чему это приводит, мы хорошо знаем из истории не только Второй мировой войны, но и времен распада Советского Союза, когда наследники и идейные продолжатели Гитлера, Антонеску и им подобных убивали людей на берегах Днестра только из-за того, что они иной национальности. Так что название квартала в честь Антонеску - всего лишь эпизод в жизни современного молдавского государства, эпизод, лишний раз подтверждающий - с этим государством надо быть настороже, ибо возможен тот час, когда по улицам европейских городов вновь будут маршировать бравые парни со свастикой на рукавах, а высоко в небе смрадно чадить трубы крематориев концентрационных лагерей, подводит итог агентство.