Стратегия развития СКФО включает строительство дорог в Абхазию и в обход Абхазии

Ставрополь, 6 октября 2010, 00:38 — REGNUM  В Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, официальный текст которой 4 октября опубликован на сайте правительства РФ, в качестве приоритетных упоминаются два маршрута автомобильных дорог, которые должны соединить Северный Кавказ и побережье Черного моря. С одной стороны, Стратегия предполагает "проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для создания межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды - Черкесск - Адлер". Одновременно планируется "создание международного автодорожного маршрута Черкесск - Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов Российской Федерации в Республику Абхазия".

Строительство автодороги Черкесск - Сухум предполагает восстановление Военно-Сухумской дороги, построенной в начале 20 века. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги сейчас асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в нескольких километрах южнее Сухума. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения.

Вопрос о строительстве дороги, соединяющей Северный Кавказ с черноморским побережьем, активно обсуждался в российских правительственных кругах и на региональном уровне как минимум с середины 2000-х гг. Эксперты единодушно признают, что строительство такой дороги позволит объединить черноморский и северокавказский туристические комплексы, будет способствовать укреплению внешнеэкономических связей республик Северного Кавказа. Однако единства в отношении того, как должна пройти эта дорога - в Абхазию или к Большому Сочи - достигнуто так и не было. Разные точки зрения на этот вопрос сохранялись до последнего времени и в Карачаево-Черкесии, откуда должна пройти дорога к Черному морю. Так, 6 июля заместитель начальника Управления федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии Анатолий Озов в интервью журналистам дал понять, что, позитивно оценивая проект восстановления Военно-Сухумской дороги, считает целесообразным строить дорогу из Карачаево-Черкесии непосредственно к Большому Сочи: "Зачем ехать через Сухум на море в Россию, когда можно ехать в Адлер и уже потом - в Сухум. То есть вопрос связи с Абхазией дорога Черкесск-Адлер решает не хуже дороги Черкесск-Сухум. И я убежден, что для отдыхающих так удобнее". Эксперт по транспортным и энергетическим проблемам Юга России Андрей Гудимов (Черкесск) в беседе с ИА REGNUM Новости отмечал, что команда предыдущего главы Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева активно выступала за строительство дороги к Большому Сочи (Псемен - Дагомыс), хотя оно и обойдется значительно дороже, чем восстановление Военно-Сухумской дороги. По оценкам Гудимова, работы, необходимые для того, чтобы сделать Военно-Сухумскую дорогу проходимой хотя бы для недлинномерного транспорта, могут быть осуществлены за один год. "За год наш регион из континентального превратится в приморский, а это совершенно другая структура экономики," - заявлял эксперт.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, находясь с рабочей поездкой в Карачаево-Черкесии 3 августа, заявил, что автодорога "Черкесск - Сухум" после ее восстановления может стать платной.

Очередность реализации двух дорожностроительных проектов в Стратегии не прописана. В приложении к Стратегии лишь указано, что к приоритетным мероприятиям 2010-2013 годов относится "реконструкция участков автомобильной дороги А-155 Черкесск - Домбай" до границы с Абхазией (в документе вместо границы с Абхазией ошибочно упоминается "граница с Грузией").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.02.17
«Рубль передумал слабеть»
NB!
21.02.17
Китайские власти: Птичий грипп мутировал и стал опасней
NB!
21.02.17
Косово подаст новую заявку на членство в ЮНЕСКО
NB!
21.02.17
Выделение бесплатной земли: «Вам гектар на Хоккайдо? Да пожалуйста!»
NB!
21.02.17
Выборы в Германии: ХДС/ХСС снова опережает СДПГ
NB!
21.02.17
Новая Антанта идёт на войну: Почему Германия создает ЕС-2?
NB!
21.02.17
Под видом «культурных центров» в Италии финансировались бордели для геев
NB!
21.02.17
После визита Пенса в ЕС на американском флаге стало больше звезд
NB!
21.02.17
Явка на конституционном референдуме в Нагорном Карабахе составила 76%
NB!
21.02.17
Приднестровье: «Нас приглашают в мышеловку, даже не положив туда сыра»
NB!
21.02.17
Мюнхенская конференция: ни мира, ни войны
NB!
21.02.17
Эквадор: Ленин в шаге от победы в первом туре
NB!
21.02.17
«Шанхайцы» против «пекинцев»: как китайская элита борется за власть
NB!
21.02.17
Есть ли надежда у землян? Определит ли XXI век текст, «сделавший» век XX
NB!
21.02.17
О геях, влюбленных и бытовом национализме: Казахстан за неделю
NB!
21.02.17
В офисе партии Ле Пен проходят обыски
NB!
21.02.17
Какими видят президентские выборы 2018 года в Кремле?
NB!
20.02.17
Катастрофа Boeing MH17 спустя два года / 3
NB!
20.02.17
Глава МИД Молдавии дезавуировал антинатовскую риторику президента Додона
NB!
20.02.17
Гражданская война на Украине — главное за сегодня
NB!
20.02.17
В Приднестровье будут отмечать день начала отражения агрессии Молдавии
NB!
20.02.17
Трудовой коллектив Пулковской обсерватории потребовал отставки директора