Арташес Гегамян: Мина под Минскую группу ОБСЕ

Баку, 4 октября 2010, 18:06 — REGNUM  

5 октября 2010 года Национальное Собрание Республики Армения (РА) приступит к обсуждению проекта Закона РА о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Инициатором данной законодательной инициативы является парламентская фракция "Жарангутюн" ("Наследие", "Heritage"), которая, позиционируя себя в качестве оппозиционной фракции, воспользовалась возможностями, предоставляемыми регламентом Национального Собрания РА и внесла этот вопрос на внеочередное обсуждение парламента. Казалось бы, Армении давно было пора сделать это. Ведь по существу Нагорно-Карабахская Республика вот уже 20-ый год де факто является независимой страной со всеми атрибутами, присущими демократическому государству. Почему же Республиканская партия Армении, руководимая Президентом РА Сержем Саргсяном, и имеющая большинство в Парламенте, столь почётную миссию признания независимости НКР, нашего Арцаха, оставляет "Жарангутюн". Признание независимости, которая была завоёвана ценой большой крови тысяч и тысяч арцахцев, добровольцев из Армении и армянской Диаспоры, ценой лишений сотен тысяч граждан Республики Армения и НКР. Крови, пролитой в ходе навязанной самоопределившемуся народу Карабаха (в полном соответствии с законами СССР, в составе которого тогда находились как Азербайджанская ССР, так и Нагорно-Карабахская Автономная область) Азербайджаном. Войны, от которой пострадали также сотни тысяч граждан Армении, проживающих вдоль армяно-азербайджанской границы, подвергавшихся артиллерийским обстрелам по всему периметру государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения. Огромные потери понесла наша страна в результате продолжающейся более 17 лет блокады РА со стороны Турции и Азербайджана. В качестве довода в пользу признания независимости НКР выдвигается решение Международного суда юстиции в Гааге, принявшей Совещательное заключение о том, что признание независимости Косово не противоречит Международному праву. После принятия этого заключения, а также после признания Российской Федерацией и некоторыми другими странами, независимости Абхазии и Южной Осетии, на первый взгляд, может сложиться впечатление, что созданы благоприятные внешние условия для признания Арменией независимости Нагорного Карабаха. Собственно эти доводы и приводятся инициаторами законодательной инициативы. При этом налицо стремление их авторов отвлечь внимание общественности нашей республики от тех опасных не только для Армении, но и для региона Южного Кавказа в целом последствий, которые будут иметь место в случае признания Национальным Собранием Республики Армения независимости Нагорно-Карабахской Республики.

А теперь несколько подробнее рассмотрим, что же на самом деле кроется за этой, на первый взгляд, патриотической инициативой парламентской фракции "Жарангутюн". Чтобы наш анализ не был предвзятым, вкратце вспомним наиболее знаменательные события последних лет, касающиеся региона Южного Кавказа, и какие последствия они имели для мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

Итак, после пятидневной грузино-югоосетинской войны августа 2008 года ситуация в регионе Южного Кавказа сильно накалилась. В эти же дни, 11 августа 2008 года, турецкий премьер и одновременно лидер правящей происламской Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган, высказавшись за скорейшее решение проблемы заявил о возможности создания некоего союза типа "Кавказского альянса" с включением в эту структуру России и США. Через два дня он озвучил эту идею в Москве в ходе своего официального визита в Российскую Федерацию. Далее, 20-го августа 2008 года появилось и официальное название альянса "Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе". По словам Р. Эрдогана: "В первую очередь платформа должна иметь географическую основу... преследовать цель установления мира и безопасности в регионе, обеспечения экономического сотрудничества и энергетической безопасности. Данная платформа должна опираться на принципы ОБСЕ" (см.: Заявление для печати премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. "Бакинский рабочий", 21августа 2008 г.).

Затем, 2 ноября 2008 года по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева - в замке Майендорф - состоялось подписание президентами Азербайджана, Армении и России Декларации по Нагорному Карабаху, в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Участие сопредседателей МГ ОБСЕ на церемонии подписания Декларации поставило жирную точку над разного рода конъюнктурными спекуляциями азербайджанской стороны о скорой "кончине" Минской группы. При этом очень важно, что представляя Декларацию, Дмитрий Медведев зачитал: "Президенты Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации заявляют пункт первый, что будут способствовать оздоровлению ситуации в Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта на основе принципов и норм Международного права" ("Вести" 2 ноября 2008 г.).

После прекращения военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта Майендорфская декларация - единственный документ за последние 14 лет, подписанный руководителями Армении и Азербайджана, в котором говорится об урегулировании этого конфликта исключительно политическим путём.

В дальнейшем, 10 июля 2009 года в итальянском городе л'Аквила, а затем 26 июня 2010 года в канадском Москоке лидеры РФ, США и Франции подписали Совместные заявления по Нагорно-Карабахскому конфликту. В обоих этих документах руководители стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ подтвердили свои обязательства оказывать поддержку Армении и Азербайджану в завершении согласования ими основных принципов урегулирования конфликта, среди которых: возвращение территории вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путём имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения, право всех внутренне перемещённых лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.

Дважды принимая Совместные заявления по Нагорному Карабаху лидеры государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ фактически подтвердили, что возможно лишь политическое урегулирование конфликта, а единственным форматом решения Нагорно-Карабахской проблемы является именно Минская группа ОБСЕ. Это заявление имеет весьма принципиальное значение по нескольким причинам. С одной стороны, оно, безусловно, остудило воинственный пыл апшеронских политиков, которые, начиная с президента АР Ильхама Алиева, кончая министрами иностранных дел и обороны, депутатами Мили-меджлиса не перестают заявлять о том, что военные расходы Азербайджана достигли уровня Государственного бюджета Армении, о перевооружении азербайджанской армии самым современным натовским вооружением, о тесном военно-техническом сотрудничестве с Израилем, о полной готовности своей армии военным путём разрешить Нагорно-Карабахский конфликт. С другой стороны, лидеры стран-сопредседателей МГ ОБСЕ дают понять руководству Азербайджана, а также лоббирующим интересы этой страны международным организациям, в частности, Организации Исламская Конференция, той же самой Турции, а также отдельным государствам, имеющим энергетические интересы в нашем регионе, что единственной площадкой, где будет урегулирован Нагорно-Карабахский конфликт, является МГ ОБСЕ. Именно на этом фоне стоит рассматривать тот факт, что предложенная Азербайджаном на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН резолюция "Положение на оккупированных территориях Азербайджана" после внесения в повестку 117-го пленарного заседания Генассамблеи на следующий день, 9-го сентября т.г. по просьбе азербайджанской стороны была снята с обсуждения.

К сказанному следует добавить, что за последние два года, в основном по инициативе президента России Дмитрия Медведева, состоялось 6 встреч на высшем уровне между президентами Азербайджана и Армении.

Для полноты картины отметим, что 1-го декабря 2009 года на Саммите Совета Министров иностранных дел ОБСЕ было принято заявление по Нагорному Карабаху, в принципиальном плане повторяющее основные принципы урегулирования конфликта, содержащиеся в Совместном заявлении глав-государств МГ ОБСЕ.

В этом ряду, пожалуй, очень важное значение занимают события последних двух месяцев. Это, во-первых, состоявшийся 19-го - 20-го августа 2010 года первый в истории независимой Республики Армения Государственный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в Армению. Итогом государственного визита президента РФ в Армению стал пакет из пяти документов: о сотрудничестве в строительстве нового энергоблока на Армянской АЭС, о взаимном учреждении торговых представительств, о реадмиссии, меморандум по военно-техническому сотрудничеству. Однако, кульминацией Государственного визита стало подписание министрами обороны РФ и РА - Анатолием Сердюковым и Сейраном Оганяном Протокола № 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения, в соответствии с которым кроме упоминания о том, что срок пребывания российской базы в Армении продлевается на 49 лет, отмечено также, что "Российская база в период её пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функции по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с вооружёнными силами Республики Армения безопасность Республики Армения".Важное значение следует также придать и официальному визиту президента РФ в Азербайджан, состоявшемуся 2-го - 3-го сентября т.г. По итогам этого визита на совместной пресс-конференции в ответ на вопрос азербайджанского журналиста: "У азербайджанской общественности существует понятный Вам интерес к Вашему недавнему визиту в Армению и к подписанному там Протоколу о внесении изменений в Договор о российской военной базе в Гюмри. Как Вы прокомментируете это?" Дмитрий Медведев заявил: "Безусловно, для России очень важно сохранение стабильности здесь, на Кавказе. Именно из этого мы исходим при выстраивании отношений с нашим ближайшим соседом и другом Азербайджаном. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы здесь был мир и порядок. Именно в этом плане и следует рассматривать то решение, которое состоялось во время моего визита в Армению, а именно пролонгацию срока действия соответствующего соглашения о пребывании российской военной базы в Армении. Никаких подводных или других соображений не существует". При этом отметим также, что двумя неделями ранее на состоявшейся по итогам Государственного визита в Армению пресс-конференции, когда президенту России Дмитрию Медведеву был задан вопрос о возможных действиях Российской военной базы в случае агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха, Дмитрий Анатольевич ещё раз выразил свою уверенность в необходимости мирного урегулирования конфликта, в безальтернативности мирного решения, но вместе с тем отметил, что все остальные вопросы регулируются как двусторонними договорами, так и обязательствами в рамках ОДКБ, и подчеркнул, что Россия очень серьёзно относится к своим обязательствам.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что проект Закона РА "О признании независимости Нагорного Карабаха" взорвёт ситуацию не только в регионе Южного Кавказа, но создаст опасную напряжённость между Россией, США и Евросоюзом. Возникнут также серьёзные осложнения в российско - турецких отношениях. Такой ход развития событий следует ожидать, так как мировое сообщество воспримет подобный шаг со стороны Армении (имеется в виду в случае признания независимости НКР) не иначе, как действие, заранее согласованное со своим стратегическим партнёром - Российской Федерацией. Так будет воспринято несмотря на то, что Российская Федерация постоянно заявляла о своей принципиальной позиции по данному вопросу. А принципиальная позиция России в Нагорно-Карабахском урегулировании неоднократно озвучивалась Президентом, Премьер-министром, министром иностранных дел РФ и её суть заключается в том, что разрешить этот конфликт возможно лишь политическим путём, при этом не навязывая участникам конфликта каких-либо рецептов извне, исходя из того, что главная ответственность за окончательный выбор пути урегулирования конфликта должна лежать на самих азербайджанцах и армянах. Стало быть, не приведи Господь, прими Национальное Собрание РА подобное решение этим оно поставит своего стратегического союзника и партнёра, Россию в крайне сложное положение. Думаю, что подобный ход развития событий явится крайне неприятным сюрпризом как для Франции и Евросоюза в целом, так и для США. По сути РА в глазах ведущих мировых центров силы предстанет в качестве безответственного партнёра, действия которого подталкивают регион в пучину войны.

Неприятной неожиданностью это станет и для Исламской Республики Иран, поскольку признание Арменией независимости Нагорного Карабаха на данном этапе будет означать конец переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ и неизбежно приведёт к развязыванию Азербайджаном военных действий непосредственно на границах Ирана.

Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, оставаясь верными духу и букве Совместных заявлений по Нагорному Карабаху, сделанных их лидерами в л'Аквиле и Москоке, не исключено, что введут миротворческие силы в зону конфликта, в том числе и вдоль 120-и километровой границы с Ираном, которую сегодня контролирует армия обороны Нагорного Карабаха. Отметим, что в настоящее время Иран, с которым у Армении установились добрососедские отношения, оказался в весьма сложной ситуации. В свете четвёртой по счёту резолюции Совета Безопасности ООН №1929 от 9 июня 2010 года, вводящей новые санкции в отношении Ирана, отказавшегося свернуть работы по обогащению урана, любая нестабильность на его границах руководством этой страны будет воспринята как проявление враждебных действий в свой адрес, что вызовет немедленную при этом мощную ответную реакцию с его стороны. Возможность подобных действий со стороны нашего южного соседа нельзя сбрасывать со счетов. Ведь в поддержку этого документа СБ ООН, напомню, высказались все постоянные члены Совбеза, в том числе наш стратегический союзник Россия. Вместе с тем Турция и Бразилия проголосовали против, Ливан воздержался. И вовсе не случайно, что 20-го сентября т.г. вице-президент Ирана по парламентским вопросам Сейид Мохаммедрза Миртаджаддини, выступая на ирано-азербайджанской конференции "Азербайджанская Республика: прежний опыт и предстоящая перспектива", заявил: "Мы всегда поддерживали Азербайджан и осуждали оккупацию Арменией Нагорного Карабаха. " Это заявление примечательно тем, что недавно, 2-го сентября 2010 года министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки, характеризуя армяно-иранские отношения, отметил: "Во внешней политике Иран уделяет большое внимание развитию отношений с соседними государствами, и в этом контексте Армения занимает особое место... За последние годы взаимоотношения между Ереваном и Тегераном развиваются и в политической, и в культурной областях. В армяно-иранских взаимоотношениях, в частности, в экономической сфере, зарегистрирован серьёзный прогресс".

В случае признания со стороны Национального Собрания Армении независимости Нагорно-Карабахской Республики, лишь Азербайджан и Турция с тщательно скрываемым удовлетворением воспримут это. Подобный ход развития событий сведёт на нет все ранее сделанные наработки Минской группы ОБСЕ, поставит под угрозу самое крупное достижение этого органа - сохранение в течение 16 лет мира в условиях неразрешённого конфликта. В случае признания независимости Нагорно-Карабахской Республики президент Азербайджана Ильхам Алиев облегчённо вздохнёт и при этом напомнит мировому сообществу оценку, данную им МГ ОБСЕ ещё 24 марта 2004 года. Тогда И. Алиев дал негативную оценку двенадцатилетней деятельности этой организации в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта: "Я не могу её оценить положительно, так как за этот период со стороны МГ ОБСЕ, можно сказать, не было предпринято ни одного положительного шага". Более того, это оправдает недавнее заявление МИД Азербайджана, адресованное "Международному сообществу" о недопустимости сохранения статус - кво в Карабахе и необходимости скорейшего решения этого вопроса, естественно, на условиях, предлагаемых Азербайджаном.

Здесь следует особо отметить и то, что в случае признания независимости НКР Турция окажется в исключительно выгодном положении. Так как после подписания 10-го октября 2009 года в Цюрихском университете двух протоколов: "Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "Протокол о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой", - руководители этой страны неоднократно заявляли, что эти документы Великим Национальным Собранием Турции будут ратифицированы лишь в случае урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта на условиях, выдвигаемых Азербайджаном. А сейчас официальной Анкаре представится прекрасный повод задним числом оправдать свою неконструктивную позицию, заведшую в тупик процесс нормализации армяно-турецких отношений. Турки вспомнят слова своего премьер-министра Реджепа Эрдогана, сказанные в беседе с журналистами 9 апреля 2010-го года на борту самолёта, направляющегося в Вашингтон: "Для решения Карабахского вопроса необходимы ещё большие усилия Минской группы ОБСЕ. На прошлой неделе я сказал господину Саркози: решите Карабахскую проблему, сядем вместе в автомобиль и пересечём армяно-турецкую границу". Таким образом, Турции представится прекрасная возможность значительно активизировать свои действия по урегулированию конфликта, ссылаясь при этом на недееспособность МГ ОБСЕ, которая не сумела предотвратить действия Армении по одностороннему признанию независимости НКР.

На этом фоне не выдерживают никакой критики доводы, приводимые парламентской фракцией "Жарангутюн" о том, что в настоящее время в мире сложились благоприятные условия для окончательного решения Нагорно-Карабахского конфликта на основе признания её независимости со стороны Армении. При этом крайне неубедительны их ссылки на прецедент Консультативного Заключения Международного суда юстиции в Гааге от 22 июля 2010 года, согласно которому Декларация о независимости Косово не противоречит Международному праву. Тем более несостоятельны ссылки на заявление председателя этого суда Хисаши Овада о том, что Международное право "не запрещает провозглашать независимость". Однако, справедливости ради отметим, что во время слушаний этого вопроса в Международном суде юстиции ещё более жёсткое заявление сделал официальный представитель США, заявив, что Международное право не только не запрещает провозглашение независимости, но и не требует для этого разрешения от кого - то. Увы, чтобы развеять подобные иллюзии, напомним нашим коллегам-депутатам Национального Собрания РА некоторые подробности этой истории. Итак, осенью 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию ООН, предложенную Сербией и поддержанную Россией. В этом документе содержался запрос в Международный суд юстиции ООН в Гааге с просьбой вынести вердикт о соответствии одностороннего провозглашения независимости края Косово нормам Международного права. За принятие этой резолюции проголосовали 77 стран, против были 6, а 76 государств воздержались. Причём среди последних было большинство стран ЕС, а США выступили против. После окончания голосования министр иностранных дел Сербии Вук Еремич поблагодарил поддержавшие резолюцию страны. По его словам их поступок был направлен на защиту Международного права и основных принципов Устава ООН. Чем вся эта эпопея окончилась не мешало бы депутатам от фракции "Жарангутюн" призадуматься и пока есть возможность отозвать проект закона о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики с обсуждения на пленарном заседании очередной сессии Национального Собрания.

Поражаешься, то ли от политической близорукости, то ли от преступной ангажированности парламентская фракция "Жарангутюн" выступила с подобной крайне опасной законодательной инициативой, которая может подтолкнуть Республику Армения на опасную тропу полномасштабной войны с Азербайджаном. При этом ни одно из государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, даже наш стратегический союзник и самый надёжный партнёр-Российская Федерация - не оправдают подобных действий официального Еревана. Всё иезуитство и византизм действий "Жарангутюн" - "Heritage" заключается в том, что против резолюции о признании независимости НКР будут вынуждены голосовать члены правящей Республиканской партии Армении, многие из видных членов которой героически сражались на поле боя за завоевание независимости Арцаха, многие же из них пали смертью храбрых. В числе героев Арцахской освободительной войны трагически погибший в 1999 году от рук террористов экс-лидер Республиканской партии, Герой Арцаха Вазген Саркисян, а также ныне действующий Президент Республики Армения, Герой Арцаха Серж Саргсян.

P.S. Остаётся загадкой, почему лидер партии "Жарангутюн" Раффи Ованнесян, который, движимый чувством патриотизма, десять лет назад получил гражданство республики Армения, отказавшись от гражданства США, не пресекает действий руководителя одноимённой фракции Национального Собрания РА Степана Сафаряна, направленных на скатывание Армении в лоно государств-изгоев. Не хочется верить, что подобные метаморфозы в деятельности этого политика явились результатом его прошлогодней четырёхмесячной стажировки в одном из Британских центров, скажем так, специализирующемся в обучении (можно догадаться чему) особо продвинутых депутатов из республик СНГ. Очень надеюсь, что читатели данной статьи помогут найти ответы на эти вопросы.

Арташес Гегамян - председатель партии Национальное Единение (Армения)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail