30 сентября произошли два, на первый взгляд, совершенно не связанных друг с другом события. Однако при ближайшем рассмотрении, можно констатировать, что они достаточно тесно связаны и высвечивают суть ирано-армянских и ирано-азербайджанских отношений, а также одну из причин, по которой нагорно-карабахский конфликт столь далек от урегулирования.

В указанный день завершились дни культуры Азербайджанской Республики в Иране, а с другой стороны прошла встреча армянских депутатов с делегацией Палаты торговли, промышленности и рудников Ирана, возглавляемой председателем этой структуры Мохаммадом Навагандеани. Азербайджанской делегации во главе с министром культуры республики Абульфасом Гараевым в Тегеране в очередной раз напомнили о "многовековых братских узах и общности культуры двух народов (иранского и азербайджанского)", а армянским парламентерам было обещано, что дальнейшее развитие двусторонних экономических и торговых связей увеличит товарооборот Армении, окажет содействие развитию армянской экономики, и сделает Армению торговой транзитной страной.

Напомним также, что визиту Гараева в Иран предшествовало сделанное на днях в Тегеране заявление вице-президента ИРИ по парламентским вопросам Сейида Мохаммедрза Миртаджаддини о том, что его страна изначально поддерживала, поддерживает и будет поддерживать Азербайджан в нагорно-карабахском вопросе. Однако на практике эта поддержка чаще остается лишь на уровне подобных словесных изысков иранских официальных лиц. С другой стороны, перечень "медвежьих услуг", оказанных Тегераном Баку, замаскированных и прямых ударов ИРИ по интересам Азербайджана, столь велик, что стоит отдельного исследования. Вот несколько фактов, о которых в Баку забудут нескоро.

8 мая 1992 года во время проходящих в Тегеране переговоров по нагорно-карабахскому конфликту, организованных руководством ИРИ, где была достигнута договоренность о временном прекращении огня, армянские военные внезапно атаковали и оккупировали азербайджанский город-крепость Шушу, защита которой по понятным причинам была ослаблена.

В 1993 году после произведенной с территории Армянской Республики операции по захвату азербайджанского города Кяльбяджяр, Ереван уже не мог говорить о своей, дескать, отстраненности от указанного выше конфликта. Тогда же последовала жесткая резолюция Совета безопасности ООН, призывающая агрессора незамедлительно и без всяких предусловий освободить захваченные азербайджанские земли. Тогда же Турция закрыла границу с Арменией, чтобы вынудить последнюю к выполнению резолюции СБ ООН. И тогда же стал оказывать Армении всяческую помощь Иран, через который пошел и идет до сих пор поток подавляющей части необходимых ей продовольственных и промышленных товаров, делая блокаду со стороны Азербайджана и Турции малоэффективной и, тем самым, поддерживая "замороженность" результатов оккупации.

В 2001 году два военных катера ИРИ, нарушив морскую границу Азербайджана, заставили вернуться в Баку исследовательское судно, на борту которого находились специалисты компании bp, намеревавшиеся определить промышленную целесообразность добычи углеводородов, содержащихся в перспективном участке. Вслед за этим боевые иранские самолеты демонстративно нарушили воздушную границу с Азербайджаном и долетели почти до Баку. Только резкий демарш со стороны Турции заставил ИРИ перестать играть мускулами.

Нежелание Ирана иметь морскую границу с Азербайджаном и Туркменистаном, совпадающую с прежней, очерченной в бытность СССР, долгие годы не дает прикаспийским государствам заключить договор по статусу Каспия (позиция Туркмении не столь категорична).

Ради объективности следует отметить, что в отношениях ИРИ с Азербайджаном имел место не только негатив. Так, Тегеран в первые годы карабахского конфликта оказывал Азербайджану гуманитарную помощь, осуществлял и осуществляет обмен культурными делегациями и сотрудничает в модернизации автотрассы и железной дороги, соединяющих ИРИ с Россией через азербайджанскую территорию.

Вместе с тем, несмотря на религиозные отличия и разность культур ирано-армянские отношения носят совершенно другой характер. К примеру, армянская община в ИРИ пользуется практически неограниченными привилегиями. Если, как минимум, 20 миллионов иранских азербайджанцев не имеют школ для обучения на родном языке, у 250 тысяч иранских армян - национальных школ несколько. Несмотря на запрет по всей стране на спиртное, в Тегеране давно действует армянский ресторан, посетители которого (как правило, иностранцы) могут принимать там алкоголь, сколько заблагорассудится. Что же касается ирано-армянских межгосударственных отношений, то в азербайджанском истеблишменте уверены, что они граничат с идиллическими и в доказательство своей правоты приводят более свежие аргументы.

К декабрю 2006 года был в почти рекордные сроки, с целью снизить зависимость Армении от поставок российского газа через территорию Грузии, построен 140-километровый газопровод Тебриз (Иран) - Мегри (Армения). По этой трубе, обошедшейся акционерам в $220 млн, Армения ежегодно, начиная с 2007-го, получает 1,1 миллиарда кубометров газа и расплачивается за потребляемый газ излишками своей электроэнергии. Планируется строительство второй ветки, после чего поставки иранского газа в Армению достигнут 2,3 млрд. кубометров в год.

Этой осенью начнется строительство нефтепровода Иран-Армения, причем, как ранее заявил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян, его стоимость оценивается в $160-180 млн, а финансирование Армения и Иран формально поделят поровну - 50 на 50. Тем не менее все средства инвестирует Иран, а Армения будет выплачивать свою долю по мере получения дивидендов. Ереван решит сразу две проблемы: во-первых, нефть будет закупаться по ценам стран Персидского залива, которые на $15-20 за баррель ниже, чем у других продавцов. Во-вторых, новый трубопровод позволит уменьшить транспортные расходы по доставке нефти в 3-4 раза.

ИРИ предоставит Армении кредит в 400 млн. долларов на строительство в течение пяти лет 470- километровой ирано-армянской железной дороги, лишь 60 км которой пройдут по территории Ирана. По завершении строительства этой дороги, Армения получит выход к Персидскому заливу.

До конца октября текущего года Армения и Иран подпишут соглашение о свободной торговле, которое даст возможность значительно увеличить объем взаимного товарооборота в 2,5 раза. С этой же целью Иран намерен создать в Армении торговый центр, в строительство которого вложит $4,5 млн.

Между Ираном и Арменией достигнута договоренность о начале строительства на реке Аракс двух ГЭС, с предварительной стоимостью $200 млн. и мощностью 140 МВт каждая. Причем, как сообщало ранее агентство "Арминфо", обе электростанции на территории Армении будут построены на кредит правительства Ирана, а армянская сторона, будет расплачиваться поставками электроэнергии.

Учитывая сказанное, часть бакинских аналитиков считает, что Иран в отношениях с Арменией и Азербайджаном раздает, как в известной сказке, одним "вершки", а другим "корешки". Поэтому, по их мнению, азербайджанским властям пора перестать обращать внимание на риторику официального Тегерана, ни в коем случае не соглашаться на его новые предложения посредничать в урегулировании карабахского конфликта и с большим пониманием отнестись к ужесточению позиций Москвы и Вашингтона в отношении к ИРИ.