Вице-мэр Риги и кандидат в премьер-министры от "За хорошую Латвию!" (ЗХЛ) Айнар Шлесерс (ЛПП/"Латвийский путь"), в последнюю неделю пребывания в должности министра сообщения, 4 марта 2009 года, подписал договор с акционерами национальной авиакомпании airBaltic, который фактически был выгоден принадлежащей главе авиакомпании Бертольду Флику фирме Baltijas aviācijas sistēmas (BAS). Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом свидетельствуют документы, опубликованные сегодня, 1 октября, на портале pietiek.com.

Договор, подписанный Шлесерсом, ослабил, а не усилил позиции государства, которому принадлежит 52,6% акций авиакомпании, и, напротив, расширил полномочия акционера BAS и лично Флика. Фактически весь реальный контроль над авиакомпанией, согласно договору, перешел в руки Флика. Тогда как уже заключенный в январе 2009 года договор с прежним миноритарным акционером airBaltic скандинавской авиакомпанией SAS, когда Флик за 47 млн. латов (65,67 млн. евро) выкупил у SAS принадлежавшие ей 47,2% акций латвийской авиакомпании, критиковался как ограничивающий интересы Латвийского государства.

При этом на договоре есть лишь подпись Шлесерса, но отсутствует подпись тогдашнего госсекретаря Министерства сообщения Нила Фрейвалдса, как это предусмотрено законодательством. По мнению публикаторов документа, это дает основания для того, чтобы оспорить данный договор, или по меньшей мере полномочия Шлесерса его подписывать. Шлесерс поставил под ним свою подпись, когда правительство Ивара Годманиса, в котором тот занимал пост министра сообщения, уже подало в отставку. 12 марта Сейм Латвии утвердил действующее правительство меньшинства во главе с Валдисом Домбровскисом.

Интересно, что договор был признан секретным и за его публикацию якобы грозил штраф в 100 тыс. латов (140 тыс. евро). Однако, судя по документу, представленному на портале, никакой штраф не предусмотрен. "Но этот договор объясняет, почему бессовестность Флика после приобретения доли airBaltic смогла достичь таких высот, почему он мог позволить себе государство за нос, диктовать условия аэропорту "Рига" и почему, например, не моргнув глазом, мог лгать по поводу продажи товарного знака airBaltic. Это все - благодаря Шлесерсу, который, подписывая документ, служил интересам частного акционера airBaltic", - утверждают публикаторы документа.

При этом они указывают на деловые контакты, связывающие Флика с руководством "За хорошую Латвию!", в частности, кандидатом в министры финансов от ЗХЛ, экс-премьером Андрисом Шкеле. Так семье Шкеле принадлежит компания Ave Lat Sargs, совладельцем которой в свою очередь является принадлежащее фирме Флика BAS охранное предприятие North Hub Security. Авторы портала предполагают, что за BAS могут скрываться интересы и деньги Шлесерса и Шкеле.

Государство может повлиять на работу авиакомпании только через совет, однако и здесь Шлесерс сделал шаг навстречу частным акционерам. Если раньше в договоре оговаривалось, что возглавляет совет представитель государства, то его новый вариант допускает и частное руководство, когда представитель государства занимает должность не председателя совета, а заместителя председателя. Таким образом Флик может сосредоточить в своих руках не только руководство менеджментом airBaltic, но и его советом.

Авторы портала напоминают обстоятельства, при которых Флик стал совладельцем airBaltic. В середине декабря 2008 года SAS предложил правительству Латвии увеличить свою долю в предприятии, продав ему часть принадлежащих государству акций airBaltic. Или, если государство на это не пойдет, выкупить долю SAS. 16 декабря правительство Ивара Годманиса (ЛПП/"Латвийский путь") решило отказаться от права первой руки. Флик, участвовавший в закрытом для журналистов заседании правительства, заявил тогда, что у него нет денег, чтобы выкупить долю SAS. Однако уже 18 декабря Флик сообщил, что долю SAS выкупит менеджмент airBaltic (сам Флик состоял и состоит в должности председателя правления национальной авиакомпании). Уже 19 декабря министр сообщения Айнар Шлесерс направил письмо в SEB banka, в котором гарантировал, что в случае необходимости поддержит финансовую стабильность airBaltic, повысив капитал предприятия. В январе 2009 года Флик в качестве частного лица купил у SAS за 47 млн. латов (65,67 млн. евро) принадлежавшие ей акции airBaltic, вложив их в созданную им в марте собственную компанию BAS.

Договор, подписанный Шлесерсом от имени государства с BAS, предоставляет ее единственному владельцу Флику почти неограниченные полномочия. Его невозможно вывести из правления и сместить с должности его председателя. Флик не нуждается в санкции государства при заключении договоров до 10 млн. евро, тогда, как прежний договор с SAS определял димит в 1 млн. долларов. Договор с SAS требовал согласия совета предприятия на расходы или инвестиции превышающие 3 млн. долларов. В договоре с BAS такого пункта нет вообще. Более того, Флик без согласования с советом airBaltic может решать судьбу принадлежащего авиакомпании воздушного флота, как приобретения воздушных судов, так и их продажи. Таким образом, Флик в любой момент может принять решение о продаже или передаче в аренду самолетов airBaltic какой-нибудь компании, которую он же организует, например, в Литве, предполагает портал. Как сообщало ИА REGNUM Новости, о планах создания такой компании Флик уже известил журналистов.