В южнокавказской политике НАТО начался "период застоя": исследование

Баку, 1 октября 2010, 08:01 — REGNUM  "Натовская политика сотрудничества со странами Южного Кавказа специфична. Если Грузия встала на путь полного соответствия стандартам НАТО и имеет конечной целью вступление в альянс, то Армения занимает диаметрально противоположную позицию и считает расширение НАТО на восток угрозой своей безопасности. Армения является военным союзником России и входит в ОДКБ, где РФ играет главенствующую роль. В Азербайджане ситуация иная. За 19 лет независимости Баку несколько раз менял свои военно-политические приоритеты".

Об этом, передают азербайджанские СМИ, говорится в последнем исследовании действующего в Баку Центра военных аналитических исследований (ЦВАИ). По мнению его директора Ильдрыма Мамедова, в 1994-2005 годах Азербайджан придерживался относительно пронатовской стратегии. Но с 2005 года приоритет был отдан стратегии сближения с Россией. После грузино-российской войны в августе 2008 года геополитическая ситуация в регионе изменилась. Перспективы отношений Грузии с НАТО обрели туманный характер. Армения, которая с переменным успехом предпринимала шаги в сторону сотрудничества с НАТО, теперь уже заняла более твердую позицию в пользу усиления военно-политического союза с Россией. Это обстоятельство и вынужден учитывать Азербайджан.

ЦВАИ разделяет отношения Россия-НАТО на 3 этапа. Первый период охватывает 1991-2000 гг. В это время Москва потеряла рычаги влияния в Восточной Европе и вынуждена была решать чеченскую проблему на своей территории. В то же время, напряженность на Балканах не позволила НАТО вести на Южном Кавказе активную политику, и Россия выиграла время для восстановления своего влияния в этом регионе.

В ходе второго этапа, охватывающего 2000-2008 годы, НАТО стала вести активную политику своего расширения на восток, осуществила военные вторжения в Ирак и Афганистан, стала укреплять свои позиции в Центральной Азии. Все это вызывало недовольство России, а ее война в Грузии в августе 2008 году, фактически, перечеркнула многие планы альянса. По крайней мере, с повестки дня был снят вопрос о приеме в НАТО Грузии и Украины. Активность североатлантической организации на постсоветском пространстве, включая Южный Кавказ, пошла на убыль.

Так, несмотря на то, что Грузия успешно выполнила IPAP (Оперативный план индивидуального партнерства) и прошла последующий этап "интенсивного диалога", этой стране участие в Плане действий для получения членства в НАТО не предлагают.

Азербайджан же прошел только два этапа IPAP, но при этом многие вопросы второго уровня переносятся на третий этап, что является свидетельством отсутствия у Баку интереса к углублению сотрудничества с НАТО.

По мнению экспертов, из-за серьезного давления РФ сегодня страны Южного Кавказа затрудняются в определении своих военно-политических приоритетов. С другой стороны, нерешительность НАТО способствует сохранению нестабильности в регионе. Как считают наблюдатели, если ситуация будет развиваться в том же русле, в ближайшем будущем у НАТО тесного сотрудничества со странами Южного Кавказа не получится.

В то же время, не исключено, что НАТО постепенно будет переключаться на вопросы урегулирования конфликтов в регионе, и это может стать основой целью альянса в отношении Южного Кавказа на период до 2015 года.

Вместе с тем, существует мнение, согласно которому, несмотря на отсрочку на неопределенное время членства Грузии в НАТО, возможность развития событий, который могут ускорить этот процесс, сохраняется. Азербайджан же в ближайшие годы будет сталкиваться с трудными вопросами. Армения постепенно станет более активно развивать связи с НАТО, рассчитывая на помощь Запада в нормализации отношений с Турцией и выводе из региональной изоляции.

В целом же, согласно выводам экспертов ЦВАИ, с 2015 года будет наблюдаться тенденция построения Россией отношений со странами Южного Кавказа на равноправной основе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.