86-летнего инвалида Великой Отечественной войны казанца Николая Рженева городские чиновники отказались включить в федеральную программу обеспечения жильем. Теперь ветеран может оказаться на улице, так как квартира внучки, у которой он жил до сих пор, должна быть отдана за долги по ипотеке.

Несмотря на вопиющую ситуацию, по мнению руководства Казанского исполкома, Николай Рженев в настоящее время имеет совершенно "удовлетворительные условия". Как заявил первый замруководителя исполкома Казани Эмиль Хуснутдинов, Рженев проживает в квартире у внучки и "учету в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не подлежит". В июне 2010 года глава администрации Советского района Казани Рустем Гафаров также распорядился отказать в признании Николая Рженева нуждающимся в жилье, поскольку на каждого члена семьи ветерана в занимаемой ими квартире приходилось даже больше учетной нормы - 12 квадратных метров.

Предыстория "вопроса" довольно проста. В 2004 году Николая Рженева взяла к себе жить его дочь, поскольку отец все чаще болел, а старый родительский дом под Казанью обветшал и стал разваливаться. В Казани они стали жить в двухкомнатной квартире - ветеран, его дочь, а также уже взрослые внук и внучка. Через три года внучка Николая Рженева - Елена заключила ипотечный договор с "Русь-банком" на приобретение новой трехкомнатной квартиры для всей семьи. Старая двухкомнатная пошла в погашение части стоимости. Но тут разразился экономический кризис, в разгар которого и мать, и внучка оказались без работы. В результате расплачиваться за ипотеку стало нечем, а Агентство по ипотечному жилищному кредитованию после нескольких просроченных платежей потребовало погасить всю сумму кредита с процентами немедленно (около 830 тысяч рублей).

Суд не нашел ничего лучшего, как удовлетворить иск АИЖК путем продажи "заложенного имущества", то есть единственной квартиры, где жила в это время вся семья. В феврале 2010 года служба судебных приставов начала процедуру продажи квартиры. Вероятно, понимая возможность громкого скандала в канун федеральной кампании "обеспечить и улучшить", исполнители тогда не стали выносить вещи и самого ветерана на улицу. Как заявили приставы, "пока покупатель не найдется, живите". Таким образом, 86-летний ветеран Николай Рженев, уже плохо передвигающийся и практически ничего не слышащий, обречен теперь доживать годы с сознанием чудовищной неблагодарности со стороны собственного Отечества, за которое он воевал, был ранен и контужен.

Как считают казанские чиновники, в сложившейся ситуации виноваты сами родственники Николая Рженева, захотевшие улучшить собственные условия за счет инвалида и ветерана. Однако, как сообщает газета "Вечерняя Казань", ветеран Рженев провинился только тем, что не стал в свое время клянчить квартиру у власти, а позволил своим детям самостоятельно решать их общий квартирный вопрос.

Об инциденте уже стало известно уполномоченной по правам человека в Татарстане Сарие Сабурской, которая заявила, что "не понимает позиции казанских властей", задача которых просто поставить человека на учет, чтобы он смог реализовать свое законное право. С этим трудно спорить: позиция казанских властей и лично - мэра Казани Ильсура Метшина действительно способна вызвать удивление. Ведь квартира, где пока еще живет ветеран Николай Рженев, находится по соседству с Закиевским одномандатным избирательным округом Казани, по которому на муниципальных выборах в октябре баллотируется ни кто иной как сам Ильсур Метшин. А деньги на жилье все равно федеральные.