Жителю Бузулука (Оренбуржье) Алексею Дмитрачкову согласно решению Европейского суда по правам человека в качестве компенсации за избиение в милиции должны выплатить 12 тысяч евро. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщили в пресс-службе Межрегионального комитета против пыток.

Поздним вечером 16 апреля 2001 года Алексей Дмитрачков был задержан у себя дома по подозрению в воровстве и грабеже. Его поместили в изолятор при бузулукском отделении милиции. В ответ на его просьбы о предоставлении ему юридической помощи он был избит сотрудниками милиции. Спустя два дня Алексея осмотрел врач. Согласно заключению эксперта, у него были выявлены телесные повреждения. Страсбургский суд пришел к выводу, что к Дмитрачкову было применено бесчеловечное обращение в нарушение Европейской Конвенции о защите прав человека. Также суд отметил, что в ходе расследования жалоб Алексея имел место выборочный и непоследовательный подход к оценке доказательств следственными органами.

Как указали европейские судьи, органы прокуратуры не сочли показания заявителя достоверными, так как последние отражали избранную заявителем обвинительную тактику. Однако при этом следователь счел достоверными показания сотрудников милиции, несмотря на то, что их показания в свою очередь могли отражать их тактику защиты. По мнению суда, в ходе прокурорского расследования к оценке показаний применялись "двойные" стандарты. Суд считает поразительным тот факт, что следователь вообще не выявил свидетелей, не являющихся сотрудниками правоохранительных органов. Возможно, следственным органам не были предоставлены имена лиц, которые могли видеть заявителя в отделении милиции или могли быть очевидцами жестокого обращения с ним, однако следствие по своей инициативе должно было принять меры по выявлению возможных очевидцев. Прокурор не начал расследование, после того как был уведомлен о предполагаемом случае жестокого обращения. Вместо этого он передал жалобу заявителя в местное отделение милиции, то есть в тот государственный орган, чьи сотрудники как раз и были предположительно причастны к событиям, которые предстояло расследовать, и поручил этому органу провести официальное внутреннее расследование. Суд считает поразительным так же то обстоятельство, что в данном случае первоначальные следственные действия, которые, как правило, оказываются решающими для установления истины по делам о жестокости милиции, проводились самими милиционерами.

С учетом этих фактов, суд признал, что прокурорское расследование было неадекватным, что повлекло отдельное нарушение Россией Конвенции. Алексей Дмитрачков затребовал компенсацию ущерба в размере 1 млн. рублей. Суд присудил ему компенсацию морального вреда в размере 12 тысяч евро плюс суммы любых налогов, которые могут подлежать уплате заявителем с этой компенсации.

Кроме того, житель Бузулука затребовал 15 тысяч рублей в качестве возмещения судебных издержек, понесенных в ходе внутригосударственных разбирательств, 10 тысяч рублей - в качестве возмещения судебных издержек, понесенных в ходе разбирательства в настоящем суде, и 50 тысяч рублей - в качестве возмещения расходов на переводческие услуги, топливо и почтовые услуги, которые, как утверждается, были понесены заявителем во время разбирательства в Cтрасбургском Суде.

Правительство согласилось с требованием о возмещении расходов на юридические и переводческие услуги в размере 26 433 рубля. В остальной части правительство оспорило требования заявителя как необоснованные. С учетом предоставленных материалов суд считает справедливым присудить заявителю 400 евро в качестве возмещения расходов на юридические и переводческие услуги, понесенные в связи с разбирательством в Суде, плюс суммы любых налогов, которые могут подлежать уплате заявителем с вышеуказанной суммы.