Кремлинология от Саакашвили

Международные политические будни в последние две недели были обогащены целым букетом громких заявлений президента Грузии Саакашвили об отношениях в правящем российском тандеме. Конечно, Саакашвили последний из тех, кто может высказываниями в стиле "Путин и Медведев заняты отравлением друг друга" повлиять на ситуацию в России. Допускать же, что он пытался извлечь какие либо преимущества из якобы имеющихся разногласий между Медведевым и Путиным тоже нелепо. Его заявления явно направлены на другую аудиторию - Запад. Михаил Саакашвили, выступая с трибуны ООН и американских телеканалов в роли "эксперта" по взаимоотношениям Кремля и Дома Правительства РФ, встраивается как участник в доминирующий информационный тренд, который в значительной мере определяет отношение Запада к России.

Учитывая, что все месседжи американского турне грузинского лидера были тщательно выверены под американскую модель восприятия, то в роли доморощенного кремлинолога грузинскому президенту посоветовали выступить, скорее всего, его западные консультанты. Соответственно Саакашвили пользовался не собственными источниками из Кремля или со Старой площади, которых у него не может быть по определению, а предоставленной ему третьей стороной информацией. Поэтому можно воспринимать демонизацию "диктатора" Путина и сочувственное ёрничание над якобы слабым "либералом" Медведевым как то, что хотят слышать о ситуации в России наши западные партнеры.

Большая часть "кремлиноведения от Саакашвили" состоит из уже достаточно растиражированных штампов о противостоянии в российском правящем тандеме с добавлением местечкового колорита. Впрочем, было в кликушествах Саакашвили одно новшество, на которое стоит обратить внимание - заявление о существующей в кремлевских коридорах (то есть в окружении Медведева) капитулянтской партии, пришедшей к выводу о политическом и дипломатическом поражении России и готовой признать оккупацию и аннексию части Грузии. Как указал Саакашвили в своем обращении с трибуны ООН, этот вопрос уже обсуждается в коридорах Кремля, и дал понять, что принятию решения о покаянии перед Грузией, которое по его мнению безусловно усилит "либерала" Медведева, опять мешает "диктатор" Путин.

Понимая, что президент Грузии пользовался в своих речах информацией, подготовленной западными специалистами, упоминание о существовании в Кремле капитулянтских настроений можно рассматривать как допущенный в полемическом пылу слив инсайда, полученного от тех, кто имеет информацию о кремлевских реалиях и уже контактирует с означенной группой в окружении Медведева. Другая версия причины сенсационного сообщения Саакашвили может означать, что его использовали как рупор, озвучивший российской элите готовность тех сил, которые стоят за грузинским лидером, принять покаяние.

В обеих версиях мы сталкиваемся с попыткой, пускай и примитивной, формирования повестки дня внешней и внутренней политики РФ из-за рубежа. Методом шантажа лидера нашего государства. Причем, предметом шантажа является признание либеральности Медведева на Западе.

Матрица либерализма

Стремление части окружения Медведева выстроить на внешнеполитических рынках либеральный имидж Президента реализуется зачастую без просчета реальных внешнеполитических последствий, что уже привело к обратному эффекту - значительная часть мировой политической элиты стала относиться к Президенту РФ не как к субъекту международной политики, а как к объекту, который можно использовать в собственной игре.

Наивная попытка Саакашвили приобрести дополнительный политический вес за счет якобы существующих противоречий между Медведевым и Путиным - только один пример и не самый яркий.

Показателен другой факт - министерство иностранных дел Латвии и президент Латвии Валдис Затлерс заранее объявили политические итоги еще не состоявшейся встречи Латвия-Россия на высшем уровне. "Нам нужно, чтобы российские архивы были открыты, чтобы руководство страны (России - Д.К.) осознавало, что для дальнейшего формирования отношений между нашими странами важна открытость России об этом трагическом времени. Это уже будет большой шаг в сторону признания оккупации Балтии", - заявил министр иностранных дел Латвии Айвар Ронис, комментируя политическое значение визита президента Латвии в Москву. Солидарной позицией отметилась и пресс-служба президента Затлерса. Итак, согласно официальной трактовке латвийской стороны, встреча в верхах для Латвии станет важной вехой на пути признания Россией "советской оккупации Латвии" и принятия ответственности за нее. После этого заявления Затлерсу уже не важно - что будет говорить на встрече Медведев, просто нужно с соблюдением протокола оказаться в одном месте и в одно время с Президентом России, а затем констатировать важный шаг на пути к политической победе Латвии.

История дипломатии обогатится прецедентом - прецедентом определения итогов переговоров силами одной из сторон, без учета самого содержания переговоров. Латвийская сторона даже мысли не допускает, что Дмитрий Медведев может сломать их сценарий, наоборот, они ждут от Медведева еще и экономических преференций. Ведь либерализм, в их понимании, начинается с покаяния за так называемую "советскую оккупацию" Прибалтики. И с одобрения Россией политики дискриминации российских соотечественников, проживающих в Латвии и Эстонии. Президент Затлерс, комментируя газете Latvijas Avīze итоги поездки в Москву на День Победы и встреч с руководством России, прозрачно намекнул на понимание "российскими официальным кругами" политики этноцида русского населения, осуществляемого Латвией. Можно ли считать равноправным партнерством и добрососедскими отношениями то, что Латвия готова принять от России плату за признание Дмитрия Медведева либералом?

Похоже начинают вести себя с Медведевым не только постсоветские лидеры, но и главы тех стран, развитие отношений с которыми обозначено приоритетом внешней политики РФ в послании Президента к Федеральному Собранию. В частности, ЕС и США в разных вариациях озвучили предложение, согласно которому сдача Приднестровья стремительно фашизирующейся Молдавии станет, по сути, ценой за международную поддержку второго срока президентства Медведева.

Мотивации поведения зарубежных партнеров России основана на кремлинологии в стиле Саакашвили. Исходя из предпосылки о политической зависимости Медведева от Путина, западные специалисты-кремлинологи убеждены в стремлении Президента РФ вырваться из-под контроля премьера. Учитывая популярность тандема, именно тандема, в российском обществе, они справедливо полагают, что единственной силой, на которую может рассчитывать Медведев в случае конфликта с Путиным, будет Запад. Цена за поддержку партнерами России называлась неоднократно - демонтаж итогов путинского десятилетия.

Очевидно, для тех, кто сегодня в Кремле трудится над созданием либерального имиджа Медведева, эта цена приемлема. Возможно, интересы этой группы находят точки соприкосновения с целями западных партнеров. В результате вокруг Президента РФ формируется предопределяющая, контролирующая его публичные внешнеполитические шаги матрица либеральной риторики. Чем дольше Медведева будут держать в этой матрице, тем менее реально, что он даст достойную отповедь зарвавшемуся Затлерсу и все реальнее опасность превращения Медведева в тень Горбачева.

Фантом Горбачева

После Путина Западу был необходим новый Горбачев и желание его получить было настолько велико, что партнеры России стали видеть черную кошку в темной комнате, не обращая внимание на то, что кошки в комнате нет - "либерал" Медведев не желал принимать "либеральные" ультиматумы о демонтаже путинского наследия.

Речь Саакашвили в ООН вскрыла новую тенденцию в навязчивых попытках Запада создать выгодную для себя парадигму президентства Медведева: на фоне продолжения примитивных провокаций, преследующих целью вызвать конфликт Президента с премьером, преобладает тезис об отсутствии у Медведева реальной власти. Эта доминанта и позволяет зарубежным партнерам России неформально исключить Медведева из реальной международной политики, отведя ему роль "лишнего человека", знакомую нам по русской классической литературе. Множественные косвенные подтверждения этой стратегии проявились со времени последнего визита Дмитрия Медведева в США.

Учитывая, что российский премьер тактично дистанцируется от президентских прерогатив, можно признать, что данная стратегия успешно создала вакуум власти на внешнеполитических направлениях. Что собственно и стало удобным для Запада "фантомом" Горбачева. Однако создание и поддержание этого фантома невозможно без поддержки внутри Кремля и такая поддержка возможна только в рядах тех, кто формирует либеральный имидж Президента РФ, ибо PR-продукт, который они предлагают, востребован только на внешних рынках.

Результатом этой, возможно полюбовной, сделки стало полное размывание внешнеполитических приоритетов России. Ситуация доходит до печальных казусов: высокопоставленные сотрудники МИД принимали как руководство к действию опубликованный в либеральном Русском Newsweek неопознанный манифест о коренном изменении внешнеполитических задач России.

Усилиями создателей либерального имиджа Президента России - мы уже не помним Президента Медведева августа 2008-го. Мы ничего не знаем про того Президента Медведева, который вел искреннюю переписку с матерью невинно убитого в таллинскую "бронзовую ночь" Дмитрия Ганина. Но мы видим Дмитрия Медведева 9 мая у могилы Неизвестного солдата в окружении прибалтийских президентов, провозглашающих Россию диктатурой и считающих сражавшихся с фашизмом россиян поработителями Европы и оккупантами. Мы видим министра иностранных дел Латвии, принимающего решения за нашего Президента. И мы видим военного преступника Михаила Саакашвили, утверждающего с трибуны ООН о существовании у него союзников в кремлевских коридорах и о возможности признания нашим Президентом политического поражения России ради сохранения либерального имиджа за рубежом.

Не возникает ли ощущения, что формирование окружением Медведева либерального внешнеполитического имиджа Президента РФ слишком дорогое удовольствие для современной России?