Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) поддерживает возобновление железнодорожного движения через Приднестровье и считает, что решение Молдавии о внедрении нового механизма экспорта товаров из Приднестровья соответствует европейским нормам и стандартам. Как сообщили 27 сентября в пресс-службе правительства Молдавии, об этом заявил по итогам встречи с вице-премьером Молдавии по вопросам реинтерации Виктором Осиповым глава EUBAM Удо Буркхолдер, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Глава EUBAM отметил важность мер по укреплению доверия между двумя берегами Днестра и подчеркнул, что возобновление движения поездов через ПМР является позитивным фактором как с экономической точки зрения, но и с точки зрения укрепления доверия между людьми. По словам Буркхолдера, миссии EUBAM также намерена выступить с собственными новыми инициативами по укреплению мер доверия между двумя берегами Днестра. В частности, европейская миссия намерена организовать три встречи представителей Таможенной службы Молдавии и профильных структур Приднестровья с участием EUBAM. Эти встречи предполагается провести соответственно в Кишиневе, Тирасполе и Одессе.

В свою очередь молдавский вице-премьер Виктор Осипов заявил по итогам встречи, что миссии EUBAM отводится приоритетная роль в том, что касается пограничного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы, обмена информацией, механизма и путей оформления экспортных поставок из региона. "Миссия EUBAM выдвинула предложения по оптимизации механизмов экспорта-импорта на приднестровском участке границы. Механизмы и решения разработаны при участии европейских экспертов", - отметил Осипов.

Говоря о решении правительства Молдавии о новом механизме экспорта товаров из Приднестровья по железной дороге, Осипов отметил, что этот механизм "универсален". "Изменились только коридоры поставок и введены взамен новые элементы проверки при выезде товарных составов из страны. Это механизм для всех предприятий-производителей региона; он сохраняет все элементы таможенного контроля Республики Молдова над этим экспортом", - отметил молдавский чиновник. По его словам, мониторинг внедрения данного механизма будет обеспечивать и миссия EUBAM.

Собеседники также рассмотрели перспективы возобновления в ближайшее время движения поездов по маршруту "Кишинев-Одесса" через Приднестровье. По словам Виктора Осипова, в настоящее время полным ходом идет техническая подготовка к возобновлению железнодорожного сообщения через территорию ПМР.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, по итогам встречи 24 августа на футбольном стадионе "Шериф" в Тирасполе премьер-министр Молдавии Владимир Филат и президент Приднестровья Игорь Смирнов достигли договоренности о разработке новых решений по повышению эффективности экспортных механизмов для экономических агентов Приднестровья. 8 сентября правительство Молдавии утвердило ряд изменений, которые позволят оптимизировать механизмы и пути экспорта товаров экономических агентов из Приднестровья. Посредники и наблюдатели в приднестровском урегулировании приветствовали данные договоренности Кишинева и Тирасполя. В то же время коммунисты Молдавии обвинили Филата в "уступках приднестровским сепаратистам" и отказе от "принципиальной позиции по защите единого таможенного пространства Молдавии". Вместе с тем лидер Партии коммунистов Владимир Воронин признал, что коммунисты критикуют данную инициативу правительства Молдавии, не зная ее содержания. "Мы, депутаты парламента, так и не видели это постановление, и об этих договоренностях мы больше информируемся от вас, от прессы", - признался Воронин.

Стоит отметить, что результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом новых правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики, которая привела к значительным потерям для экономических агентов Приднестровья и экономики республики в целом. Кроме того, в результате блокады было полностью остановлено грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение через Приднестровье, в результате чего ущерб понесли как экономические агенты, так и жители не только Приднестровья, но и Молдавии и Украины.