Благочинный православных церквей РСО-Алания: Осетины издавна носители христианской веры

Владикавказ, 27 сентября 2010, 16:18 — REGNUM  В населенных пунктах Северной Осетии возводятся православные храмы. Строительство церквей ведется на пожертвования прихожан и добровольные взносы людей, занимающихся предпринимательством. Как возрождается православие в республике? На этот и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM Новости попросил ответить благочинного православных церквей РСО - Алания Василия Шауэрмана, недавно назначенного на эту должность.

- Как священнослужителя, меня, безусловно, радуют те позитивные процессы, которые происходят в духовной жизни республики. Налицо расширение церковного пространства. Со стороны людей имеются глубокие реальные духовные запросы. Самое высшее проявление нашей религиозности - участие в таинстве Евхаристии, через которое мы самым тесным образом общаемся с Богом. Вокруг идеи Чаши и строятся храмы.

Возведение храмов - это не дань моде, ведь речь идет о возрождении нашей веры, культуры и традиций. Мы видим, что люди искренне стремятся возродить веру православную, потому что это стержень, духовный корень нашего народа. Слава Богу, что канули в небытие те времена, когда нас насильно отторгали от Святого Православия, когда разрушались церкви, а вера была поругана.

ИА REGNUM Новости: Отец Василий, понятно, что без всенародной поддержки сегодня невозможно построить ни один храм. Церкви, которые нынче возводятся на территории республики, мы по праву можем назвать всенародными стройками. Например, всем миром строится храм в селении Сунжа Пригородного района.

- Инициатива принадлежит выходцу из этого населенного пункта, предпринимателю Александру, которого знаю лично. Очень искренний человек. На обочине дороги, где возводится храм, погиб его брат. Желая почтить память погибшего родственника, он решил построить церковь. Господь удостоил его быть строителем этого объекта. Односельчане, знакомые и друзья помогают ему в этом богоугодном деле.

До 1917 года во Владикавказе было около 30 храмов и часовен при населении города 70 тысяч человек. Это один из показателей высокой религиозности народа. В годы безбожия были разрушены практически все православные храмы. Уцелела лишь церковь на Осетинской горке, которая в 60-х годах прошлого века была преобразована в музей. Единственным действующим храмом Владикавказа долгое время была Ильинская часовня на Мещанском кладбище, которая позже и была перестроена в храм. Сегодня процесс строительства храмов сам по себе является одним из фактов возрождения церковной жизни.

ИА REGNUM Новости: С каждым днем в храмах республики мы видим все больше молодых людей. На ваш взгляд, с чем это связано?

- Сегодня мы живем в другом времени. Слава Богу, что прошли те годы, когда молодежь искусственно обезбоживали. Согласно мысли Августина Блаженного, Господь создал нас для Себя, и душа человека успокаивается, когда соединяется с Богом. Молодой человек и сегодня чувствует глубинную потребность в вере и, следовательно, идет в храм, тянется к своему Создателю. Если раньше, в период гонений безбожной власти, церкви посещали только люди пожилого возраста, то сегодня храмы значительно помолодели. В различных увеселениях человек не находит смысла своей жизни, не может ответить на мировоззренческие вопросы. Ответы на "проклятые вопросы" (по Достоевскому) призваны привести человека к искомому идеалу - Богу.

ИА REGNUM Новости: Отец Василий, как известно в Северо-Осетинском благочинии создана Комиссия по противодействию пьянству и наркомании. Расскажите, пожалуйста, о ее работе.

- Да, такая комиссия работает под руководством иерея Сергия Мальцева. Но важно понять, что эта работа должна строиться по принципу замещения. Не просто заниматься популяризацией трезвого образа жизни, это свободное пространство нужно чем-то заполнять. Если призывать молодого человека не пить, то ему следует подсказать, что делать. Должна быть создана система стимулов для подрастающего поколения. Мы выполняем часть глобальной программы, которую реализует православная церковь, мы называем ее Миссией. Необходимо вовлекать молодежь в различные проекты с целью реализации своих возможностей. Мы уже выходим на новый уровень работы и можем заявить, что создается совершенно новый формат деятельности Православного молодежного центра во Владикавказе, концепция которой уже разработана. Центр будет ориентировать свою работу не только на молодежную аудиторию. Цель состоит в том, чтобы воспитать достойных граждан, ибо плохой гражданин земного Отечества не может стать хорошим гражданином Отечества небесного.

ИА REGNUM Новости: В Вооруженных силах России планируется ввести институт православных священников. Как Вы смотрите на то, что и в армии обратили свои взоры на православные ценности?

- Сам в свое время отслужил положенный срок, и потому с большим уважением отношусь к человеку в погонах, к этому всегда призываю молодежь. Патриотизм является основой здоровой религиозности. На первый взгляд, расплывчатое выражение - долг Родине - имеет вполне конкретный духовный смысл. Жертвенное отношение к своему Отечеству - вот, что стоит за этими словами. Что касается военного духовенства, то это веление времени, а не желание, как иногда приходится слышать, внедрить попов в какие-то государственные институты, чтобы обозначить сферу своего присутствия. Нужно опираться на статистику, согласно которой 78 % населения нашей страны считают себя православными. Я не хочу сказать, что по образу жизни все они являются таковыми, но, возможно, имеют желание узнать о своей вере. И военнослужащие, как и все граждане, имеют право исповедовать веру согласно той традиции, в которой были рождены и воспитаны.

В армии служат представители разных национальностей и вероисповеданий, но основной костяк, около 70%, составляют православные, поэтому, как священнослужитель, я приветствую то, что налаживается связь между институтом православной церкви и Вооруженными силами РФ.

Священник в армии не призван своим присутствием подменить работу заместителя командира по воспитательной части. Это не входит в цели данной инициативы. Солдаты всегда ищут возможность общения со священнослужителями, которые помогают им осмыслить свою службу именно как служение народу.

ИА REGNUM Новости: Как налажены контакты со светскими властями?

- Благочиние находит взаимопонимание по основным вопросам с органами государственной власти и местного самоуправления. Осетия исторически является христианской землей, осетинский народ принял святое православие раньше, чем народы Руси, но и до этого времени осетины были знакомы с христианством через проповедь Святого Андрея Первозванного, который, по преданию, проповедовал на земле Осетии. Осетины - издавна носители христианской веры. Этому есть исторические доказательства. Среди подписей четвертого Вселенского собора есть подпись и Аланского епископа. Власть в республике понимает важность духовного возрождения многонационального народа Осетии. Согласно Конституции, Церковь отделена от государства, но не от общества. Церковь - это не какая-то маргинальная структура, а большая часть российского общества. Между понятиями светскости и безбожности не может быть знака равенства.

ИА REGNUM Новости: Отец Василий, в Северо-Осетинском благочинии создана Комиссия по переводу Священного писания и богослужебных текстов на осетинский язык. Расскажите, пожалуйста, о ее работе.

- Конечная цель работы Комиссии состоит в том, чтобы службы в храмах Осетии велись и на осетинском языке. Уже начата работа по переводу Священного писания на осетинский язык. Концепцию перевода составил известный лингвист и переводчик, ответственный редактор официального сайта Московского патриархата, дьякон Димитрий Асратян, который в совершенстве владеет осетинским языком. Для систематической работы по созданию корпуса богослужебных текстов на осетинском языке было сформировано две группы: Редакционный совет - расширенный коллектив экспертов, историков, филологов и заинтересованных лиц, и Редакционная коллегия - рабочая группа, непосредственно работающая над переводом.

В состав редколлегии вошли настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы города Дигора иерей Роман Плиев, старший преподаватель кафедры осетинского языка и литературы Республиканского института повышения квалификации работников образования Кромвель Биазарти, главный редактор общенационального журнала "Мах дуг" Ахшар Кодзати, ученый секретарь Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Эда Хубулова, переводчики Ветхого Завета на осетинский язык Российского Библейского общества Елизавета Кочиева и Наира Накусова. Комиссией был определен первоочередной круг текстов, которые уже могут быть использованы в богослужении, и выработан характер их доработки, в т.ч. экзегетической и стилистической, а также составлен список текстов, которые нужно перевести, в первую очередь, для введения в богослужение. В целом, это очень масштабная работа, которую мы считаем одним из важнейших приоритетов в своей деятельности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.