Гостаможня "сэкономила" около 11 млрд. долларов: Азербайджан в зеркале СМИ

Баку, 22 сентября 2010, 19:10 — REGNUM  

Президенты США и Азербайджана наконец-то встретятся

О предстоящей встрече президентов Барака Обамы и Ильхама Алиева, которая должна состояться 24 сентября сообщил журналистам заместитель советника по национальной безопасности США Бен Родес. Можно с уверенностью предположить, что политологи в Баку расценят встречу двух президентов как огромное достижение успешной внешней политики Азербайджана. А стоит ли? Во-первых, одно то, что более 1,5 лет США на высшем уровне по большому счету игнорировали Азербайджан, является огромным провалом внешней политики Баку. Как и обострение в прошлом году и отношений с братской Турцией. Во-вторых, эти события показали, что недопустимо во взаимоотношениях с США "вставать в позу", то есть отказываться даже от диалога. Да, Вашингтон ведет себя намного терпеливее, чем Москва, с которой мы в последнее время не позволяем себе так шутить. Но не надо особо испытывать терпение США. На этот раз потребовалось 1,5 года, чтобы добиться "перезагрузки" во взаимоотношениях. А в следующий раз такого шанса США могут и не предоставить. В-третьих, единственной целью этой встречи является демонстрация "перезагрузки" отношений. Продолжительность встречи, скорее всего, составит 30 минут, а может, еще меньше. Кроме того, пока что в регионе Южного Кавказа не наблюдается возможность особо прорывных действий, требующих личного "благословения" президента США. И поэтому все остальные вопросы будут обсуждаться непосредственно с теми, кто работает с Азербайджаном. Аамериканцев интересует вопросы, связанные с их геополитическими интересами. Для официального Баку важно добиться поддержки Вашингтона в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха и предоставления гарантий безопасности от угрозы, исходящей от армяно-российского военно-политического альянса. По большому счету решение этих вопросов отвечает геополитическим интересам США. Однако существует еще и третий, очень важный для официального Баку вопрос, который, как считают представители правящей элиты, требует четкой, притом позитивной реакции со стороны Вашингтона. Речь идет об интересах самой правящей элиты. ("Зеркало")

Белый дом "имеет новый план по расширению сотрудничества с Азербайджаном"?

Политолог Вафа Гулузаде прокомментировал предстоящую 24 сентября в Нью-Йорке встречу президентов Ильхама Алиева и Барака Обамы. "Все, что было до недавнего времени в отношениях между США и Азербайджаном, не должно было иметь места, и тут ответственность лежит на тех, кто неправильно информировал руководство Белого дома о приоритетах на Южном Кавказе и в Малой Азии", - сказал политолог. "Эксперты не совсем верно понимали роль Азербайджана в межрегиональных геополитических и энерготранзитных процессах. Между Азербайджаном и США давно уже сложились уникальные отношения, поскольку мы не имеем противоречий ни по каким важным вопросам мировой и региональной политики", - отметил Гулузаде. "На этом фоне было странно видеть первые шаги администрации Барака Обамы. Я считаю, что тут немалую негативную роль сыграл фактор армянского лобби, к мнению которого прислушивались в администрации Обамы. Именно это я считаю причиной того, что американская администрация вначале с одной стороны решила навязать Турции открытие границ с Арменией и пойти на уступки в вопросе признания "геноцида" армян, а с другой - навязать Азербайджану несправедливые условия разрешения Карабахского конфликта. Но в итоге ни Турция, ни Азербайджан не поступились своими интересами и в проигрыше остались американские интересы в регионе. И тогда в Белом доме наступило прозрение, в результате которого Обама освободился от плена армянского лобби", - сказал Гулузаде. "Я считаю, что встреча Алиева и Обамы станет из ряда вон выходящим событием, которое позитивно повлияет не только на американо-азербайджанские отношения, но и на общую ситуацию в регионе Южного Кавказа. Мы нужны США и Штаты нужны нам.

"Прежняя политика США в отношении стран Южного Кавказа привела только к провалу американских инициатив и усилению российского фактора в регионе. От этого не пострадали ни Турция, ни Азербайджан, а только американские интересы. Видимо, Белый дом переосмыслил все это и имеет новый, реалистичный план по расширению сотрудничества с Азербайджаном в различных сферах", - завершил Гулузаде. (1news.az)

"Метью Брайза не будет митинговать вместе с азербайджанской оппозицией"

Фрагменты интервью с политологом Зардуштом Ализаде.

С чем было связано 14-месячное отсутствие посла США в нашей стране?

Азербайджан дает слишком много поводов западному миру для недовольства собой. Тем самым, США демонстрировали нам свое недовольство.

Почему выбор вашингтонской администрации пал именно на Брайзу?

Метью Брайза - блестящий дипломат. Он сделал карьеру при республиканской администрации. Как известно, демократ Обама дал предвыборное обещание, что он будет проводить двухпартийную политику и будет искать пути сотрудничества с кадрами Республиканской партии. Администрация Белого Дома также учитывала то обстоятельство, что Брайза прекрасно разбирается в делах региона Южного Кавказа и Каспийского бассейна.

Но почему же тогда армяне так бурно протестовали против его назначения послом США в Азербайджане?

Армянская диаспора прекрасно понимает, что Брайза не является проазербайджанским или антиармянским политиком. Он - американский дипломат и будет защищать лишь американские интересы. Но армяне используют любой повод, чтобы сделать себе рекламу, армянская диаспора хочет преподнести себя как некую могучую силу, способную влиять даже на назначения послов США. Американские политики лишь используют армян. Но армянская диаспора продолжает придерживаться принципа "не догоню, так хоть согреюсь".

Едва появились слухи о возможном назначении Брайзы послом США, азербайджанская оппозиция высказала опасения, что "на демократии и оппозиции в Азербайджане можно поставить жирую точку, так как Брайза будет тесно сотрудничать с местными властями"...

Главное заблуждение местной оппозиции заключается в том, что они считают себя демократами. Они не понимают, что национализм не есть демократия. С 1989 года оппозиция проводит политику "слабого звена". Сильные сливались в стаю, а слабые из нее выбывали. Из-за игры в "слабое звено" наша оппозиция деградировала. Естественно, что для того, чтобы построить нормальные отношения между США и Азербайджаном, Брайза обязан взаимодействовать с государственными структурами, с общественными деятелями, с оппозицией. Таким образом он завоевывает новых друзей для своего государства. Но это не значит, что Брайза будет участвовать в пикетах и митингах азербайджанской оппозиции. (Vesti.az)

Азербайджанская община Нагорного Карабаха поддерживает назначение спецпредставителя ООН по конфликту

Глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Байрам Сафаров поддерживает инициативу о назначении спецпредставителя ООН по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. "Наличие спецпредставителя по нагорно-карабахскому конфликту, независимо от того, какую организацию он представляет, окажет положительное влияние на ускорение решения проблемы. Но кем бы ни был этот человек, он должен быть в первую очередь справедливым. Должно быть принято справедливое решение по освобождению от оккупации азербайджанских земель, чтобы мы смогли вернуться на родные земли", - заявил сегодня, 22 сентября Сафаров. В ООН необходимо назначить спецпредставителя по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту, с такой инициативой на прошлой неделе в Баку выступила экс-президент Латвии (1999-2007), спецпосланник генерального секретаря ООН, вице-председатель Группы экспертов по долгосрочному развитию Европейского Союза Вайра Вике-Фрайберга.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры. Принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией. (Trend)

Турецкий депутат предупредил Ереван о жесткой реакции Анкары

Фрагменты интервью с депутатом Великого национального собрания Турции от правящей Партии справедливости и развития Халуком Ипеком.

Какой будет политика Турции в случае возобновления войны за Карабах?

Политика Турции в данном вопросе абсолютно открыта. С точки зрения международного права Армения является страной-оккупантом. Это неоднократно было заявлено ООН, ОБСЕ, НАТО и пр. Почти все международные организации призвали Армению освободить оккупированные азербайджанские земли. То есть, Армения противопоставляет себя международному праву. В случае, если Ереван решит продолжить агрессивную политику, естественно, Турция будет рядом с Азербайджаном. Надо отметить, что Турция неоднократно предупреждала Армению с тем, чтобы Ереван вывел войска с оккупированных территорий. На этом фоне продолжение агрессивной политики со стороны Армении вызовет жесткую реакцию Турции.

Недавно в Турции с успехом прошел саммит лидеров тюркоязычных стран. Какие проблемы, в первую очередь, предстоит решить тюркскому миру?

Процесс объединения тюркского мира - громадное по своему значению дело. Есть люди, которые многие годы мечтали о времени, когда лидеры тюркоязычных стран соберутся вместе и сообща будут принимать решения. Очень скоро начнет работу Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, что само по себе имеет большое геополитическое значение. Но чем интенсивные будут идти процессы сближения тюркоязычных стран, тем больше будет провокаций, попыток торпедировать процесс общетюркской интеграции. И всё же XXI век будет веком тюркских народов.

В Турции завершилась реставрация и прошла служба в армянской церкви на острове Акдамар...

Турки всегда с уважением относились и относятся к вере других народов. Это качество характерно для всех тюркских народов. К примеру, в Азербайджане люди различных верований могут свободно исполнять свои религиозные обряды. Турция проявила добрую волю и реставрировала церковь Акдамар. Кстати, армяне пользуются в Турции полной свободой вероисповедания. В то же время Армении дали понять, что она идет по ошибочному пути, создавая проблемы с соседними странами. (Day.az)

Места для проведения массовых акций в Баку заметно "похорошели"

Стали известны названия мест, предложенных правительством Азербайджана для проведения массовых акций. Названия предложенных мест ранее были оглашены на встрече с представителями бакинского офиса ОБСЕ. Это место, находящееся недалеко от станции метро "Гара Гараев" - территория перед кинотеатром "Тебриз" и площадь между бывшим кинотеатром "Гялябя" и станцией метро "Иншаатчылар". Кроме того, в списке нашли отражение предложенные ранее оппозицией места. Заведующий отделом по работе с общественными организациями и политическими партиями исполнительной власти Баку Заур Рамазанов заявил, что в список мест для проведения массовых акций новые места пока не внесены. Отметим, что информацию о новом списке мест для массовых акций впервые дал 10 июня руководитель Бакинского офиса ОБСЕ Али Билге Джанкорел. 8 сентября председатель ПНФА Али Керимли повторил эту информацию. Но до сего дня предложенные места не назывались. (АПА. ИА REGNUM Новости: начиная с 2006 года бакинская мэрия предлагала оппозиционерам проводить массовые акции фактически за чертой города)

"Советизатия" Азербайджана продолжается

Несмотря на то, что после распада СССР прошло около 20 лет, в Азербайджане еще сильны традиции "советизма". Таков главный вывод исследования "Десоветизация: что нужно сделать в Азербайджане для полного воцарения демократических ценностей и рыночных отношений?" Авторами доклада являются глава Центра мониторинга общественных финансов Инглаб Ахмедов и эксперт Кенан Асланлы. Работа была представлена 21 сентября на "круглом столе" в отеле "Европа" в рамках презентации политических исследований, подготовленных аналитическими группами в рамках проектов Института Открытое общество - Фонда содействия. Как отметил Инглаб Ахмедов, одним из проявлений "советизма" в современном азербайджанском обществе является сохраняющийся "политический страх". Другим пережитком остается "расточительность", что особенно ярко выражается при проведении свадебных и траурных мероприятий, использовании коммунальных услуг и т.д. "Советизмом" он считает и престижность работы в госучреждениях. "Многие молодые люди, выросшие уже после развала СССР, предпочитают работу в госорганах престижным корпорациям", - сказал эксперт. "Советизм" существует и в сфере госуправления, где все решения спускаются сверху вниз. При этом никакого участия общин в принятии решений не допускается. Более того, в годы независимости вертикаль власти еще более укрепилась. Авторы исследования рекомендуют децентрализацию власти и принятие решений на основе консенсуса. Подобные традиции в экономике выражаются в отсутствии атмосферы свободной конкуренции, в коррупции и огромной доле "теневой экономики". Как отметил Ахмедов, "советизм" присутствует практически во всех постсоветских странах, за исключением государств Прибалтики. Часто причиной этого является не только желание властей, но и образ жизни подавляющего большинства населения. Для десоветизации необходимо обеспечить подлинное разделение властей, повышение доверия населения к парламенту как органу, способному предотвратить произвол исполнительной власти. В то же время необходимо усиление пропаганды преимуществ демократических ценностей. ("Новое время")

700-800 метров до ближайшего источника воды

С целью получения питьевой воды жители некоторых регионов Азербайджана вынуждены проходить в среднем более 300 метров. К такому выводу пришли эксперты ОО "Содействие экономическим инициативам" в ходе проведенного опроса среди 375 респондентов из 20 муниципалитетов в трех районах страны (Барда, Агджабеди и Тертер). В частности, согласно результатам опроса, большинство респондентов (61,6%) ежедневно вынуждены проходить 300 метров, а в некоторых случаях - до 700-800 метров. Как отметил зампред общественного объединения Ровшан Агаев, ежемесячные доходы большинства участников опроса (78%) превышают 100 манатов ($125). "В ходе опроса мы попытались найти ответ на три вопроса. В частности, какой объем воды употребляется ежедневно и откуда она берется". Помимо этого заместителя, эксперты пытались исследовать, сколько денег ежемесячно тратят жители муниципалитетов на питьевую воду. Как сообщил Р.Агаев, у жителей 15 из 20 привлеченных к опросу муниципалитетов во дворе не существует крана для питьевой воды. "Только 4,8% опрошенных имеют доступ к питьевой воде у себя во дворе".

В целом ежедневный спрос на воду не превышает 100 литров. При этом респонденты ежедневно в среднем по 3-4 раза идут за водой к артезианскому колодцу". Что касается качества воды, то большинство опрошенных считают ее удовлетворительной. Но следует отметить, что 95,7% респондентов отметили, что не имеют возможности получения информации о качестве питьевой воды". Агаев подчеркнул проблему ремонта артезианских колодцев. По его словам, в случае появления сложностей или неполадок жители вынуждены долгое время ожидать устранения бюрократических препятствий и решения проблемы. "В результате местное население за счет своих средств восстанавливает колодец". В этой связи, по мнению эксперта, артезианские колодцы и водное обеспечение в регионах страны должно перейти к органам самоуправления. ("Эхо")

Заявление, вызвавшее в Азербайджане ропот недовольства

Речь идет о выступлении главы азербайджанского МИДа Эльмара Мамедъярова в Нью-Йорке на саммите ООН, посвященном целям развития тысячелетия, в котором он заявил: "Азербайджан достиг немалых успехов в борьбе с бедностью и болезнями". Однако факты не так радужны. Именно по этому жизненно важному вопросу из Азербайджана нескончаемым потоком идут жалобы в Европейский суд по правам человека. Излагаемые в этих письмах говорят о прямо противоположном тому, о чем поведал миру с трибуны ООН Эльмар Мамедъяров. Взять хотя бы совершенно свежий факт, который не может оставить равнодушным. Мать троих детей-инвалидов Фарида Муталлимова, доведенная нищетой до отчаяния, вынуждена была обратиться к главе государства, чтобы он удовлетворил ее отказ быть гражданской Азербайджана. "Я люблю Родину, но всей душой ненавижу государство, которое меня и моих больных детей обрекло на голодную смерть. Здесь мне никто и ничем помочь не хочет", - написала она в своем письме. И это не единичный случай. Полны протестных настроений и тысячи людей, вышедших на пенсию. Отдав государству по 30-40 лет добросовестного труда, они вынуждены прозябать на нищенском пенсионном пособии. Много среди них интеллигенции - учителей, врачей педагогов, ученых, писателей и журналистов. Их не может не возмутить то, что полицейский сержант, вышедший на пенсию, получает в пять, а то и более раз больше, чем они. Почему? Разве полицейские - главная производительная и интеллектуальная сила государства? Словом, правильнее говорить не " в Азербайджане с успехом искореняют бедность", а "в Азербайджане с успехом искореняют бедняков" ("Новое время")

Большинство переселенцев не хотят возвращаться на свои земли?

Исследование аналитического центра "Сигма": "Положение вынужденных переселенцев в Азербайджане" было представлено в ходе сегодняшней презентации проектов аналитических групп в отеле "Европа". В докладе было проанализировано положение вынужденных переселенцев, демографическую ситуацию, динамику процессов и иные параметры жизни этой категории лиц. В исследовании отмечено, что в настоящее время в Азербайджане зарегистрировано 648 тыс. вынужденных переселенцев, 30% из которых размещены в Баку. 54% из них - женщины, 46% - мужчины. Большинство семей проживают в однокомнатных квартирах, каждая пятая семья испытывает сложности с водой и газом. Большая часть переселенцев живет в построенных для них государством городках, в домах, построенных на средства доноров, и лишь малая часть - в своих частных домах. Переселенцы испытывают нехватку продуктов питания. Лишь 15% этой категории людей обеспечены нормальной одеждой, и только 5% школьников полностью обеспечены школьными принадлежностями.

Исследование выявило также отрицательное отношение вынужденных переселенцев к вопросу репатриации. Так, молодые семьи, старшеклассники и те, кто имеет квартиры в столице, не думают возвращаться на свои исконные земли, находящиеся ныне под армянской оккупацией. Репатриации желают лишь 10% вынужденных переселенцев, и это преимущественно старшее поколение. (Turan)

НПО нашли 10,65 млрд. долларов, спрятанные азербайджанской таможней за 6 лет

Государственный таможенный комитет мог бы поставлять в бюджет гораздо больше средств, чем предусмотрено планами. Это отметил в отчетном выступлении по проекту "Зеркальная статистика в АР и обоснование внешнеторговых показателей" председатель Центра экономических исследований (ЦЭИ) Губад Ибадоглу. По его словам, в 2004-2009 годах таможенными органами Азербайджана "не замечено" и не задекларировано товаров на общую сумму $10,65 млрд. То есть, в бюджет страны не поступило 30% этих средств. Приведенные данные - лишь те, которые получены в результате проектного исследования взаимной торговли между Азербайджаном и 16-ю зарубежными странами. Это, прежде всего, США, Россия, Турция, Иран, Япония, Франция. Сюда же вошел Казахстан как крупнейший экспортер зерна и Грузия как неизменный партнер по энергетическим проектам. С учетом того, что объем торговли между Азербайджаном и этими государствами составляет 80% внешнеторгового оборота, а также того, что Французское посольство не предоставило соответствующих данных, можно предположить, что выведенные из-под отчетности средства гораздо больше. По данным турецкой таможни, из этой страны за отчетный период экспортировано в Азербайджан товаров на $6,2 млрд. Это на 2,6 миллиардов (42%) больше, чем указано в рапортах азербайджанских таможенников.

Вызывает беспокойство эксперта-экономиста и официальная разница в отчетности таких структур, как Центральный банк, Госкомстат и Таможенный комитет. Более того, во властных структурах никого не интересует сам факт наличия такой разницы. По словам Ибадоглу, для обеспечения прозрачности цифр внешнеторгового оборота необходима координация государственных органов и неправительственных структур. (Turan)

Подготовил Рафаэль Мустафаев

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.