Сегодня, 22 сентября, премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис ("Новое время", "Единство") обратился к генпрокурору Эрику Калнмейерсу с просьбой оценить, отвечает ли государственным интересам договор, заключенный 4 марта 2009 года между действовавшим тогда министром сообщения Айнаром Шлесерсом (ЛПП/"Латвийский путь", "За хорошую Латвию!") с акционерами компании Baltijas aviācijas sistēma.

"Подписанный министром сообщения договор о сотрудничестве акционеров существенно ограничил возможности государства как доминирующего акционера в управлении принадлежащими ему долями предприятия и создал необоснованно широкие полномочия миноритарным акционерам", - подчеркивает в заявлении Домбровскис. Премьер указывает на то, что договор о сотрудничестве с акционерами был подписан в последний момент - перед сменой правительства, за восемь дней до вступления в должность в качестве премьера самого Валдиса Домбровскиса.

Глава правительства направил в Генеральнуюю прокуратуру Латвии копию договора, делая особый акцент на факты, ставящие под сомнение то, что документ был подписан в государственных интересах. Так, заключенный 29 августа 1995 года договор о создании Air Baltic Corporation (airBaltic) со скандинавской компанией Scandinavian Airlines Systems Denmark-Norway-Sweden (SAS) и тремя иностранными инвестиционными фондами уже существенно ограничил свободу Латвии как мажоритарного акционера. Правом решать стратегические рабочие вопросы и подбирать менеджмент отходило ко второму крупнейшему акционеру - компании SAS. Тем не менее договор от 4 марта 2009 года предоставлял право увольнения председателя правления airBaltic сменившей SAS в качестве основного миноритария Baltijas aviācijas sistēma (47,2% акций airBaltic), владелец которой Бертольд Флик как раз и занимает пост главы латвийской национальной авиакомпании. Таким образом, Флик оказывается принципиально несменяемым руководителем airBaltic. Шлесерс подписал соглашение по единоличному решению, указывает премьер в своем заявлении в Генпрокуратуру.

Как сообщало ИА REGNUM Новости ранее, глава airBaltic Бертольт Флик на базе принадлежащей ему компании Baltijas aviācijas sistēmas, которая владеет 47,2% airBaltic, начнет работу на литовском рынке, совершая полеты из Вильнюса. Свою работу новая компания начнет в апреле 2011 года. В Литве компания Флика будет летать под новым брендом, который будет зарегистрирован в Вильнюсе. Название новой авиакомпании станет известно в январе 2011 года. Планируется, что начальные инвестиции в создание новой авиакомпании составят 3,5 млн литов (около 1 млн евро), а позже будут доведены до 69 млн литов (19,53 млн евро). Таким образом, возглавляя airBaltic, Флик будет конкурировать с ним на литовском рынке. Причем делается это вопреки ранее озвученным планам развивать в качестве прибалтийской региональной авиакомпании наполовину принадлежащий государству airBaltic.

В декабре прошлого года airBaltic за 13 млн евро продал свой бренд и связанные с ним пять товарных знаков компании Флика Baltijas aviācijas sistēmas. Одновременно проданы товарные знаки airBaltic.com, airBaltic Travel.com, airBaltic Hotels, Baltic Miles и Baltic Taxi. Ставшая достоянием гласности, эта информация вызвала скандал, приведший к отставке старого и избранию нового совета airBaltic. Как стало известно латвийским СМИ, компания Флика рассчитывала получать с airBaltic до миллиона латов (около 2 млн. долларов) ежегодно. В свою очередь лидер ТБ/ДННЛ Роберт Зиле поделился опасениями в том, что Флик намеревался использовать бренд airBaltic для своей новой компании в Литве.