Вероятность того, что АЭС в Белоруссии будет строить не Россия, а какое-либо другое государство, не слишком велика. Такое мнение высказал 22 сентября корреспонденту ИА REGNUM Новости старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, комментируя заявление первого заместителя председателя президиума НАН Белоруссии Петра Витязя о том, что Минск в данный момент рассматривает соответствующие предложения со стороны Франции, Китая и Южной Кореи.

"Если взять, например, Францию, то удельная стоимость капиталовложений на киловатт мощности французского энергоблока где-то в полтора раза выше стоимости российского аналога. И для Белоруссии, для которой стоимость самого проекта является критичным фактором, будет достаточно тяжело потянуть эту сумму. При этом следует учитывать, что Франция, скорее всего, не будет предоставлять чересчур льготные кредитные условия, и это окажется существенным бременем для Минска", - отметил Кондратьев.

"Если говорить о Корее, то по ценовым параметрам её предложение сопоставимо с российским. Но здесь существует определённая проблема: корейские энергоблоки основываются на дизайне Westinghouse. Поэтому необходимо согласие американской стороны на передачу разработок", - сказал эксперт.

Он сообщил, что Южная Корея недавно приступила к строительству своего первого зарубежного объекта, который сооружается на территории ОАЭ. "До этого корейцы участвовали в поставках отдельных видов оборудования, но никогда не строили энергоблоки "под ключ". Соответственно, тут есть как политическая проблема, так как у белорусов есть определённые трения с США, так и проблема, связанная с тем, что у корейцев нет опыта строительства АЭС в других странах", - считает аналитик.

"Предложение Китая достаточно дешёвое, при этом, скорее всего, он может предоставить кредит под льготные условия. Но тут надо вновь учитывать возможности китайской стороны - энергетические компании Китая, опять же, ориентированы на передачу технологий от западных партнёров и на строительство энергоблоков, использующих западные разработки. Есть, конечно, и собственное производство, но ему уделяется меньшее внимание, чем трансферу технологий. Здесь также есть проблема политического свойства: Китай сейчас реализует множество проектов в атомной сфере с Россией - например, строительство реактора на быстрых нейтронах. И тут могут возникнуть сложности, так как китайская сторона может отказаться от "вторжения" на традиционно российскую территорию", - полагает эксперт.

Он считает, что Белоруссии будет очень тяжело вести переговоры с любой из вышеперечисленных сторон, так как никто из них не сможет обеспечить выполнение необходимых Минску условий. "Это, с одной стороны, получение льготного кредита и обеспечение полного финансирования за счёт иностранных банков развития. С другой стороны - недопущение инвестора к управлению данным проектом. Это малореально", - подчеркнул Кондратьев.

Комментируя предложение Минска в адрес Москвы о создании СП, которое занималось бы реализацией электроэнергии, вырабатываемой всей белорусской энергосистемой, эксперт сказал: "С одной стороны, здесь существует проблема с привлечением инвестиций в белорусскую электроэнергетику. За два-три года Белоруссия действительно очень много сделала для открытия возможности инвестирования в белорусскую энергетику. Но, опять же, как и в российском случае, объём инвестиций всё равно гораздо ниже уровня, необходимого для осуществления замены мощностей. К тому же, при этом существует очень много проблем, которые в белорусской энергетике так и не решены".

Кондратьев сообщил, что у Белоруссии практически нет собственных возможностей для значительного увеличения объёма внешних инвестиций, и при этом Минск серьёзно контролирует тарифы на электроэнергию. "Для инвесторов проект данного СП не очень интересен. Это похоже на ситуацию с "Белтрансгазом", когда вам предлагают 50% в совместном предприятии, в котором вы ничего не решаете, так как есть государственное регулирование, которое устанавливает такие тарифы, что вы оказываетесь в убытке при ваших же инвестициях. Соответственно, когда "Росатом" изначально предлагал создать СП по эксплуатации лишь атомной станции, то основной целью, конечно, был сбыт электроэнергии в Европу, за счёт чего должны были окупиться инвестиции в строительство. Когда Белоруссия предлагает создать совместное предприятие по эксплуатации всей своей энергосистемы, вряд ли можно говорить, что это действительно выгодно. При этом не очень понятно, какая компания в России могла бы стать партнёром по этому СП", - отметил Кондратьев.

По его мнение, инициатива Минска - это очередное "хорошее предложение", которое нереализуемо, и, на самом деле, никому не нужно.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 22 сентября зампредседателя НАН Белоруссии Пётр Витязь заявил, что в отсутствие конкретных договорённостей с Россией о строительстве АЭС в Белоруссии, Минск знакомится с соответствующими предложениями Франции, Южной Кореи и Китая. Он также отметил, что не считает нереальным предложение Белоруссии в адрес России создать СП по сбыту электроэнергии всей белорусской энергосистемы.

Напомним, Россия выражает готовность предоставить Белоруссии кредит на строительство АЭС и заняться её сооружением лишь при условии создания совместного предприятия, которое будет регулировать сбыт электроэнергии, производимой электростанцией. Белоруссия, которую этот вариант не устроил, выдвинула встречное предложение - создать СП по сбыту продукции всей белорусской энергосистемы.