В унисон своему супругу, и максимально конкретизировав суть, Елена Батурина дублирует на страницах журнала "New Times" обвинение в адрес "людей из администрации президента, которые опасаются, что мэр при приближении выборов может занять позицию не президента Медведева, а премьера Путина".

И если предыдущие потуги мэра Москвы апеллировать к премьеру воспринимались как попытка заручиться его поддержкой, которая, к слову, закончилась полным аппаратным провалом Лужкова, то высказывание Батуриной смело можно назвать крайностью.

Вышеуказанный провал московского градоначальника стал очевидным, когда в антилужковских кознях был обвинен В. Сурков. При этом Лужков хорошо осознавал, что федеральные СМИ, в частности центральные телеканалы - это сектор ответственности другого чиновника в администрации президента, который больше ассоциируется с председателем правительства, а не с президентом.

Тем не менее, Лужков попытался зацепиться за оказавшуюся гнилой политическую соломинку - публично заявить, что его, апологета и верного партийного соратника премьера, травят нерадивые чиновники президентской администрации, а премьер-министр вроде бы не в курсе.

Этот выстрел оказался холостым. Совершенно очевидно (только не Лужкову и Батуриной), что олицетворением единства власти как основного условия для сохранения контроля над политической системой в стране - является взаимоприемлемый, основанный на личном доверии друг к другу Путина и Медведева, формат тандема. Указанный формат по определению исключает присутствие кого-либо ещё третьего, четвертого и т. д. Более того, появление подобного "претендента", особенно на условиях ультиматума, фактически требующего "или я или он", является прямой угрозой формату тандема, а в целом и сложившейся политической системе.

Не выдерживает критики подача Лужкова о положительной оценке Путиным его "своевременного возвращения из отпуска" в угорающую от смога Москву. Сокрытый в фирменной иронии упрек, несколько недель интерпретировался Лужковым как акт поддержки Путиным его "своевременных" действий. С тех пор запланированных встреч с Лужковым у премьер-министра не было.

В какой-то момент показалось, что Лужкову предложат мягкий вариант ухода: освободить кресло главы исполнительной власти столицы и сосредоточиться на партийной работе в Москве. Казалось бы, в преддверие выборов в Государственную Думу, в следующем 2011 году это особенно актуально, однако возник вопрос: сможет ли Лужков реализовать функцию локомотива и обеспечить электоральную, а не административную победу партии в Москве?

Здесь надо понимать что об уровне доверия москвичей к мэру Москвы, как о том покойнике, - в последние года три не сообщалось практически ничего, не говоря уже о хорошем. Где уж там, о выборах двенадцатого года, что-то заявлять?

А административную победу на территории, не рассуждая уж об иных материях,обеспечивают не личностные характеристики, а полномочия мэра. Лужков это знает - в противном случае не было бы упорного стремления эти полномочия сохранить. Лужков это знает и опасается, что высокие результаты на выборах 2011-2012 гг. в столице может обеспечить иной градоначальник - и развеять тем самым миф о незаменимости Лужкова в Москве.

Артём Геворкян - кандидат социологических наук, генеральный директор ЦСиМИ "SOCIUM" (Москва)