Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в интервью туркменским средствам массовой информации отметил очевидные позитивные результаты нейтрального внешнеполитического курса своей страны, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

"На глобальном уровне нам удалось выстроить ровные партнерские отношения с крупными державами и основными мировыми центрами - США, Россией, Китаем, Евросоюзом. На региональном уровне Туркменистан установил дружественные, добрососедские и равноправные отношения с сопредельными странами и другими соседями по региону", - отметил Бердымухамедов.

По его словам, принципиальный и безусловный отказ от участия в международных военных и военно-политических группировках и блоках позволил Туркмении не оказаться втянутым в какие-либо формы регионального соперничества.

"Равно как и от соблазна с чьей-либо стороны привлечь на свою сторону туркменский военный и экономический ресурс в потенциальных конфликтах. Военная стратегия Туркмении носит cyгyбo оборонительный характер, в ней четко прописан запрет на использование туркменских Вооруженных Сил за пределами своих границ. Это позволило Туркмении сосредоточиться на укреплении собственной обороноспособности, модернизации национальной армии в соответствии с современными требованиями. При этом Туркмения не отказывается от военно-технического, но не обусловленного политическими требованиями сотрудничества с другими странами. Мы также ведем активное международное сотрудничество в борьбе с общими для региона и мира угрозами - терроризмом, наркотрафиком, транснациональной организованной преступностью", - подчеркнул глава туркменского государства.

По его мнению, нейтральный статус Туркмении, обуславливающий минимальный уровень внешнеполитических рисков, вместе с богатейшим ресурсным потенциалом и внутренней стабильностью предопределил большой интерес к стране со стороны первоклассных зарубежных компаний и обеспечил серьезный приток в национальную экономику иностранного капитала.

"Сегодня в Туркмении с успехом работают компании из США, Японии, России, Украины, Беларуси, Турции, Ирана, арабских государств, Малайзии, Китая, Индии, Пакистана, государств Евросоюза. При их участии в стране возведены многочисленные объекты текстильной промышленности, модернизированы нефтегазовый комплекс и сельское хозяйство, ведется масштабное дорожное и жилищное строительство, практически переоснащена коммуникационная инфраструктура, развивается туристический бизнес. Согласно данным Всемирного банка, по уровню прямых иностранных инвестиций на душу населения Туркмения, начиная с 1999 года, стабильно занимает лидирующие позиции на постсоветском пространстве", - указал Бердымухамедов.

Он обратил внимание на то, что есть еще один аспект туркменского нейтралитета, который не измеришь цифрами. Это - уже сформировавшееся под воздействием нейтрального внешнего курса у нового поколения туркменистанцев современное, толерантное мировоззрение, определенная система взглядов на себя, на соседние страны и народы, на весь остальной мир.

"Вспоминаются довольно оживленные дискуссии среди политиков, дипломатов, журналистов, последовавшие вслед за появлением в лице Туркмении на геополитической карте Азии первого нейтрального государства. И хотя практически всеми этот факт был воспринят положительно, были и отдельные мнения, сводившиеся к вероятности "самоизоляции" Туркмении, ее отстраненности от участия в международных делах. Время показало, что подобные, в общем-то, надуманные прогнозы не только не подтвердились, но и были опровергнуты реальными делами. Достаточно сегодня вспомнить о роли Туркмении в урегулировании сложной общественно-политической ситуации в Таджикистане в 1995-1996 годах, об участии нашей страны в миротворческих усилиях ООН по мирному, политическому решению гражданского противостояния в Афганистане в конце 90-х годов прошлого столетия, подтвердивших активное и позитивное воздействие Туркмении на региональные дела. Можно напомнить и о недавних инициативах Туркмении, направленных на предупреждение региональных кризисов и совместную выработку новых политических технологий для Центральной Азии, предложения относительно урегулирования ситуации в Афганистане. Логика тенденций в регионе, думается, рано или поздно подведет мировое сообщество к осознанию необходимости реализации этих идей", - пояснил туркменский лидер.

По его словам, обеспечение преемственности политики нейтралитета сопровождается насыщением ее новым содержанием, направленным на использование статусных характеристик страны для активизации регионального и межрегионального сотрудничества. Сегодня Туркмения в своей международной деятельности ставит особый акцент на экономическом, а вернее, геоэкономическом аспекте нейтралитета, в частности, раскрытии связанных с этим возможностей для придания нового смысла всей системе международных связей в таком важнейшем ее компоненте, как поставки энергоносителей.

"Став независимым государством, Туркмения сделала свой суверенный выбор в пользу нейтральной внешнеполитической модели. И, несмотря на постоянно меняющуюся политическую конъюнктуру, возникновение новых региональных и глобальных конфигураций, наша страна остается верна этому выбору, основанному на ясном понимании своей роли и места в современном мире", - резюмировал президент Туркмении.