18 сентября в Исламской Республике Афганистан (ИРА) проходят парламентские выборы, причем некоторые наблюдатели опасаются, что это голосование может оказаться еще более дорогостоящим (в прямом и переносном смысле) для страны, чем избрание её президента. Ожидается, что на явке на выборы отразятся как внутриполитические раздоры и нестабильность, так низкий жизненный уровень избирателей. Две трети населения ИРА живут за чертой бедности, свыше 40% трудоспособных афганцев не имеют работы, а три четверти афганцев неграмотны.

По большому счету для преследуемого цейтнотом правительства ИРА тяжелым является не только сегодняшний день, но и все время, прошедшее после утверждения предложений президента Хамида Карзая в качестве положений итогового документа июльской Кабульской конференции по Афганистану. Правительство обязуется к 2014 году взять в свои руки ведение всех военных и полицейских операций в стране. На саммите НАТО, который пройдет этой осенью в Лиссабоне, должны быть определены первые 4 провинции, в которых передача ответственности афганцам осуществится уже в 2011 году.

Однако наличие столь тесных временных рамок заставит правительство Карзая решать проблему своей легитимизации и вынудит его сфокусироваться на налаживании диалога с движением "Талибан", что, в свою очередь, может породить массу новых проблем. С другой стороны, установление временных рамок отвечает не столько геополитическим интересам США, сколько внутриполитическим интересам различных афганских партий.

Новая стратегия Карзая предусматривает также активное сотрудничество с Пакистаном. Хотя не стоит забывать, что Пакистан рассматривает "Талибан" как потенциальную "страховку" против усиления Индии. Если официальный Исламабад поверит, что США собираются уйти из ИРА, а афганское правительство начинает ориентироваться на Индию, то у Пакистана будет не много причин отказаться от поддержки движения "Талибан".

Международное сообщество поддержало и планы Карзая по привлечению к мирным переговорам т.н. "умеренных талибов", а также намерено оплатить программу реинтеграции моджахедов движения "Талибан" в мирную жизнь. Речь идет о 36 тысячах моджахедов, которых надлежит вернуть к мирной жизни за счет программ, на которые афганское правительство просит около 600 млн. евро.

Но возможно ли это? Напомним, что в июле текущего года 3 британских военнослужащих были убиты в провинции Гильменд в результате нападения солдата афганской армии. С 2006 года британские военные подготовили порядка 130 тысяч афганских солдат. Последний инцидент - третий по счету, когда по британским военнослужащим открывает огонь обученный ими же афганский военный. Безусловно, главной причиной подобных ЧП является низкая дисциплина и низкий моральный дух у афганских военнослужащих, в основном отобранных в не обладающую престижем у населения национальную армию по остаточному принципу.

По предварительному плану сложившим оружие моджахедам низшего и среднего звена будут предложены либо единовременная выплата, либо трудоустройство с окладом порядка 240 долларов в месяц. Однако, по некоторым данным, "Талибан" платит своим моджахедам около 300 долларов в месяц. Добавим, что хотя конкретный объем долларовых средств, выделяемых на программу реинтеграции, еще не озвучивался, общий бюджет программы на 2010 год составляет 1,3 млрд. долларов. Теоретически программа реинтеграции будет охватывать и иностранных моджахедов, сражающихся в ИРА, включая моджахедов Исламского движения Узбекистана (ИДУ). В последние месяцы в северных провинциях ИРА Кундуз и Баглан, граничащих с Таджикистаном, также зафиксирован рост числа иностранных моджахедов, которых, по мнению экспертов, вряд ли удастся купить.

Так ли уж нова инициатива США и Карзая?

Кабульская конференция - очередная в ряду крупных международных совещательных мероприятий по Афганистану, проводимых с начала военной операции. В декабре 2001 года в Бонне были собраны представители различных афганских кланов, намеренных поддержать военную операцию против "Талибана". В итоге от них было получено согласие объединиться и поддержать идею утверждения в Афганистане западной модели государственной власти под контролем США и началом Карзая. Заметим, что при этом все они знали, что обладающий влиянием и властью сводный брат Карзая, Ахмед Вали Карзай, раздает правительственные посты своим друзьям и союзникам и активно вовлечен в наркоторговлю.

Весной 2004 года в Берлине речь шла об увеличении воинского контингента, а также о расширении финансовой помощи ИРА.

Зимой 2006 года в Лондоне был заключен т.н. "афганский пакт", включавший программу по увеличению армии ИРА до 70 тысяч человек и дополнительные финансовые вливания в афганский проект. А ополченцев из отрядов полевых командиров было решено разоружить до конца 2007 года.

Летом 2008 года в Париже было решено удвоить выделяемую финансовую помощь ИРА и усилить борьбу с коррупцией и наркопроизводством.

В Гааге весной 2009 года было поддержано решение США о временном увеличении военного контингента НАТО и инструкторских кадров, готовящих афганскую армию, а также об усилении помощи Пакистану.

А в январе 2010 года в Лондоне была принята "новая стратегия" международного сообщества в ИРА. Она включала реинтеграцию талибов и подготовку к постепенному выводу войск коалиции из ИРА. Фактически именно данную стратегию конкретизировал на последней Кабульской конференции Карзай, преследуя свои цели.

Во-первых, он стремится создать плацдарм для своей власти, думая о времени, когда ИРА покинут оккупационные войска, поскольку не желает повторить судьбу Наджибуллы. Пентагон США заявляет, что лишь четверть ключевых районов ИРА поддерживает правительство Карзая. В докладе Пентагона также говорится, что большинство афганского населения либо равнодушно по отношению к правительству Карзая, либо поддерживает талибов.

Во-вторых, правительство Карзая за коррумпированность критикует все международное сообщество. США, страны НАТО и ЕС стремились напрямую финансировать проекты в ИРА, минуя многочисленных чиновников правительства Карзая и порочную формулу: "20% правительству, 80% - мимо него". Карзай предложил передать под контроль правительства больше финансов, и пообещал, что это... снизит коррупционные потери. В итоге правительство Карзая будет контролировать 50% финансовой поддержки, предоставляемой ИРА мировым сообществом.

Как известно, по оценкам организации Transparency International, в 2009 году по уровню коррупции Афганистан занимал 179-е - предпоследнее - место в мире. Кстати, талибы собирают с афганских предпринимателей единый налог в 10% и никогда не требуют больше. По словам афганских экспертов, "талибы честные, взяток не берут", и потому рядовые афганцы идут к талибам. Отметим, что тайные переговоры с движением "Талибан" ведутся уже давно. Представители Великобритании с ведома США первыми вступили в контакт с движением "Талибан". И сам Карзай неоднократно направлял к талибам эмиссаров с предложениями о переговорах. Однако контакты ООН с представителями движения "Талибан" блокировались действиями Пакистана. В частности, бывший посланник ООН в ИРА Кай Эйде, живущий в Норвегии, раскритиковал власти Пакистана за недавнюю серию арестов видных лидеров пакистанских талибов. По словам Эйде, эти акции официального Исламабада полностью перекрыли каналы негласной связи талибов с ООН. Фактически Эйде впервые публично подтвердил тот факт, что секретные контакты с руководством движения "Талибан" имеют место и продолжаются уже около года. Эти консультации, добавил он, проходили в Дубае, на Мальдивах и в других местах. И можно утверждать, что движение "Талибан" после ареста своих членов в Пакистане в будущем не сядет за стол переговоров.

Карзай вынужденно вступил в контакт с лидером "Исламской партии Афганистана" (ИПА) Гульбеддином Хекматьяром. Кстати, президент ИРА недавно освободил из тюрьмы зятя Хекматьяра. Последний, являясь пуштуном, не пользуется большой поддержкой среди соплеменников, и представляет лишь одну группировку, имеющую тесные контакты с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Хекматьяр с прошлого года координирует свои действия с такими пуштунскими лидерами талибов, как мулла Омар и Джулаллудин Хаккани. ИПА предложила план мирного урегулирования, который был представлен в Кабуле делегации с участием Карзая. План ИПА состоит из 15 пунктов, в которые входило, в частности, условие о начале вывода коалиционных войск уже в июле текущего года. Хотя переговоры носили предварительный характер, они стали первым подтвержденным контактом Карзая с ИПА. Со стороны ИПА делегацию возглавлял сам Хекматияр, вследствие чего США, учитывая его проиранскую ориентацию, сочли такие переговоры преждевременными.

Впрочем, логику Карзая понять можно. Официально ИРИ поддерживает правительство Карзая, выступая в то же время против присутствия любых иностранных войск на афганской земле. По мнению экспертов, в последнее время иранские спецслужбы поддерживают различные антиправительственные группировки в ИРА и даже поставляют им оружие. Об этом не раз заявляли официальные представители кабульского руководства и НАТО. И увеличение войск США и НАТО неприемлемо для официального Тегерана. Вероятно, что иранцы попытаются осложнить положение американцев и их союзников в ИРА. Но не разрывая при этом взаимоотношений и с правительством Карзая, которому это выгодно.

Компромиссы нужны НАТО и США, а не талибам

На Кабульской конференции представители США и НАТО заявили, что в обозримом будущем оставят ИРА, поскольку военными методами движение "Талибан" не победить. План примирения с движением "Талибан" Карзай предложил Лойя Джирге еще в июне текущего года. Однако руководство "Талибана" категорически отвергло эту инициативу. Уже через месяц представители руководства движения заявили, что не намерены вступать в какие-либо переговоры с силами НАТО, действующими в стране. Это было их ответом и на заявление американских военных и начальника британского штаба генерала Дэвида Ричардса о том, что переговоры с движением "Талибан" могли бы принести пользу.

Талибы не согласны ни на какие компромиссы, поскольку считают, что близки к победе, и не понимают, почему они должны помогать НАТО, вступая с Альянсом в переговоры. По мнению лидеров "Талибана", предложения вступить с ними в переговоры - это признак слабости США и НАТО. Кстати, Кабульская конференция в контексте заявления о выводе войск коалиции, де-факто признала авторитет "Талибана". Правда, США намерены вначале провести широкомасштабное летнее наступление на талибов в провинции Кандагар, значительно ослабить движение "Талибан", а затем с позиции силы (как надеются в Вашингтоне) провести успешные для Карзая переговоры с талибами.

Но военно-политическая ситуация в ИРА характеризуется тем, что администрация Карзая к сентябрю 2010 года имеет ограниченные возможности по контролю над ситуацией в Кабуле и его окрестностях и не владеет ситуацией в большинстве провинций ИРА. В народе царит скепсис как по отношению к военному присутствию США и НАТО, так и к возможностям Карзая навести порядок. Население многих провинций вспоминает о временах правления движения "Талибана" как о периоде большего порядка и справедливости, нежели в последние годы. Правда, движение "Талибан" непопулярно в северных и западных провинциях ИРА, поскольку состоит в основном из пуштунов. Вместе с тем, большинство таджиков, узбеков, хазарейцев и белуджей разделяют неприязнь к коалиционным войскам США и НАТО и к марионеточному режиму Карзая. И они все больше убеждаются в том, что движение "Талибан" побеждает США и НАТО, и поэтому в ряды талибов вступают все больше непуштунских полевых командиров. Сегодня перед генералом Петреусом, который возглавил силы НАТО в Афганистане, стоит трудная задача убедить афганцев в обратном. Но как?

В настоящее время моджахеды движения "Талибан" активизировали боевые действия на всей территории ИРА, включая северные провинции, чего ранее не наблюдалось. В сводках появляются сообщения о контрударах, наносимых талибами непосредственно по военным базам США и НАТО. К примеру, в июне текущего года в ИРА погибли 102 военнослужащих США и НАТО. Этот месяц стал рекордным по числу потерь коалиционных войск за все 9 лет войны. Военные формирования движения "Талибан" к лету 2010 года оказались в силах развить такое военное давление на войска США и НАТО и правительства Карзая, что генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен перед началом конференции в Кабуле вынужден был признать: "НАТО недооценил опасность операции в Афганистане. Усмирить партизан не помогли ни массивная накачка коалиционных войск, ни ряд масштабных наступлений на районы "компактного проживания" талибов". Согласно докладу Пентагона, моджахеды считают рост насилия своей победой. Они также причисляют к своим достижениям низкую активность избирателей и сообщения о подтасовках и нарушениях в ходе президентских выборов в августе 2009 года. Из данных Пентагона также следует, что "масштабы насилия резко выросли по сравнению со средними значениями для этого времени года: с февраля 2009 до марта 2010 рост составил 87%".

В краткосрочной перспективе "Талибан" будет терпеливо ждать, пока оккупационные войска сократят численность, чтобы после этого предъявить свои претензии на политическую власть в ИРА. Можно уже сегодня утверждать, что американский план неосуществим, т.к. правительство Карзая и впредь будет неспособно осуществлять ни административный, ни военный контроль в ИРА. Поэтому генсек НАТО предостерег от поспешного установления даты начала вывода оккупационных войск из ИРА. По его мнению, передача афганскому правительству ответственности за обеспечение безопасности в стране должно зависеть от ситуации в государстве, а не определяться календарной датой. Следовательно, истинным победителем на данном этапе является движение "Талибан".

Театр военных действий может перейти с юга на север

В НАТО активно обсуждается ситуация на севере ИРА в связи с резко ухудшившейся ситуацией в провинции Кундуз. По мнению экспертов, моджахеды ИДУ, прибывающие для поддержки местных талибов в ИРА из Узбекистана, Таджикистана и Чечни, гораздо лучше владеют воинским искусством, нежели сами талибы, т.к. обучены не афганскими инструкторами, а высококлассными специалистами по ведению партизанских действий из республик бывшего СССР. Также после недавнего фактического расформирования правительством Карзая вооруженных формирований этнического узбека генерала Абдул Рашида Дустума, те части, которые раньше входили в ее состав (а это - этнические узбеки), фактически стали достаточной вербовочной базой для ИДУ.

Еще в прошлом году американские военные в своих прогнозах развития ситуации в ИРА указывали на предполагаемое перенесение талибами театра военных действий с юга страны на север, особенно в Кундуз. И существенная роль в планах талибов отведена действиям их союзников - моджахедам из Узбекистана и Таджикистана. Талибы намерены всеми силами (в том числе, и силами ИДУ) осложнить обеспечение оккупационных войск в ИРА по северному маршруту, т.е. через территории стран Центральной Азии. Тем более что другой маршрут поставок продовольствия, амуниции, топлива, которым долгое время США и НАТО пользовались в качестве основного (через пакистано-афганскую границу) талибам удалось существенно нарушить.

Для того, чтобы минимизировать военную активность талибов и ИДУ на севере ИРА, США направили на подкрепление германскому Бундесверу около 5 тысяч военнослужащих, т.е., примерно столько, сколько там расквартировано военных из ФРГ. Но достаточно ли 10 тысяч войск для контроля за положением в Кундузе? Сегодня район Чахар-Дара провинции Кундуз эксперты обозначают как наиболее опасное место в провинции с точки зрения сил НАТО. Хотя в июле 2009 года именно в районе Чахар-Дара немецкий Бундесвер совместно с афганской армией проводил операцию против талибов, причем это была самая крупная операция Бундесвера в ИРА. Талибы, как тогда сообщали сводки, были изгнаны. Но через несколько дней, когда немецкие солдаты вернулись на свою базу, моджахеды вновь взяли под контроль Чахар-Дару.

И в Таджикистане всерьез опасаются прорыва талибов через таджикско-афганскую границу. Ведь активизация движения "Талибан" и ИДУ наблюдается в северных афганских провинциях, граничащих с таджикской территорией. Официальный Душанбе заявляет, что именно активизация талибов и "Аль-Каиды" на севере ИРА заставляет их проводить военные операции, подобные прошедшей летом 2009 года в горах Тавильдары на востоке Таджикистана. Однако в настоящее время нет непосредственной опасности прорыва талибами таджикско-афганской границы, хотя сбрасывать со счетов подобное развитие событий тоже не следует. Если в Кыргызстане общественно-политическая ситуация вновь выйдет за рамки закона, то движение "Талибан" и ИДУ обязательно воспользуются возможностью превентивного удара по северному маршруту.

Когда в 2004 году Карзай назначил генерала Атта Мохаммада Нура губернатором северной провинции Балх, этот шаг Карзая был продиктован желанием ограничить влияние самого влиятельного на тот момент полевого командира на севере ИРА - Дустума. В настоящее время ситуация на севере страны изменилась с точностью до наоборот: во время президентских выборов прошлого года Дустум превратился в доверенное лицо Карзая, а Атта - в сторонника основного соперника Карзая на прошедших президентских выборах - этнического таджика Абдулло Абдуллы. Сдвиг в политической позиции Атты символизирует собой перемены, произошедшие в последнее время на севере ИРА. Долгие годы северные районы ИРА считались самой безопасной и стабильной частью страны. Под управлением Атты в провинции Балх начали происходить позитивные изменения в плане экономического развития. В частности, провинция первой искоренила выращивание опийного мака на своей территории. Однако сегодня все достижения провинции Балх оказались под угрозой. Хотя провинция по-прежнему остается мирной, в окружающих ее районах, особенно в провинции Кундуз, растет насилие. По словам Атты, правительство Карзая не торопится реагировать на растущую угрозу и сложная обстановка сложилась в Кундузе, особенно в Чахар-Дара, и в Баглане, а также в Бала-Мургаб (район в провинции Бадгис) и Фарьяб. По словам губернатора, его внутриполитические противники, особенно сторонники ИПА, начали сотрудничать с талибами, поставляя оружие исламистам, преследуя цель ослабить власть Атты в провинции Балх. Следует отметить, что насилие в этих северных провинциях связано, главным образом, с желанием пуштунов отомстить за репрессии со стороны таджиков, узбеков и других представителей построенного по этническому принципу ополчения после падения власти движения в 2001 году.

В отличие от юга ИРА, где в антиправительственном противостоянии пуштуны сражаются против пуштунов, противоборство здесь разворачивается главным образом между пуштунами и таджиками - доминирующей этнической группой северных провинций ИРА.

Хотя представители непуштунских групп на севере ИРА все больше разочаровываются в наблюдаемой у центральных властей и международного сообщества тенденции уделять непропорционально большое внимание и ресурсы южным областям страны. Другие местные политические лидеры также предостерегают, что дальнейшее игнорирование северного региона ИРА уже приводит к серьезным политическим последствиям.

В ближайшие месяцы, по мере повышения стратегического значения региона для США и НАТО, насилие на севере ИРА будет расти. Кстати, один из главных маршрутов этой артерии проходит через провинцию Балх, где целью талибов и ИДУ может стать узкое ущелье в районе Холм.

С декабря 2008 года генерал Дустум находится в Турции в вынужденной эмиграции (по другой версии, внезапный отъезд в Анкару Дустума и его семьи был добровольным). Однако Дустум и в Анкаре не снижал политической активности. Более того, отставной генерал превратился в важного ситуативного политического союзника Карзая. В частности, Дустум в начале 2009 года способствовал развалу авторитетного оппозиционного "Национального фронта Афганистана" (НФА), одним из руководителей которого являлся сам Дустум и Абдулла. Дустум вернулся в ИРА в середине прошлого года, чтобы поддержать кандидатуру Карзая на президентских выборах. Данный шаг был продиктован необходимостью для Карзая отразить угрозу со стороны основного соперника на президентских выборах, Абдуллы - этнического таджика, который пользуется поддержкой на севере ИРА, как среди таджиков, так и среди узбеков.

Кульминацией сотрудничества Карзая и основателя партии "Национальное исламское движение Афганистана" (НИДА) Дустума стало создание Дустумом политической коалиции с лидером хазарейско-шиитского "Исламского союза Афганистана" (ИСА) Хаджи Мохаммадом Мохакиком и объявление в конце мая прошлого года о поддержке НИДА и ИСА кандидатуры Карзая на президентских выборах в августе 2009 года. Однако пребывание Дустума в ИРА было краткосрочным. Он лишь поддержал кандидатуру Карзая на выборах и тем самым внес значительный вклад в ослабление электоральных позиций НФА. Начавшееся весной 2009 года и продолжающееся по сей день резкое обострение военно-политической обстановки в северных афганских провинциях говорит о том, что Дустум неспособен контролировать 3 афганские провинции Сари-Пуль, Фарьяб и Джаузджан с преобладающим узбекским населением. Кстати, символично, что активная работа Карзая и Турции по возвращению Дустума в ИРА началась сразу после того, как боевики ИДУ в конце мая 2009 года попытались совершить прорыв в Ферганскую долину через территорию Кыргызстана в Узбекистан. За последние два года вооруженные формирования талибов и ИДУ заметно дестабилизировали ситуацию в этих провинциях, осуществляя нападения на правительственные и международные объекты. Поэтому США планируют построить в Мазари-Шарифе комплекс по обеспечению спецопераций и авиационные объекты, предназначенные для борьбы с растущей угрозой на севере ИРА.

США укрепляют Мазари-Шариф

Пентагон опубликовал предварительную заявку на обустройство контр-террористического тренировочного центра под городом Ош стоимостью от 5 до 10 млн. долларов США. Как в плане объемов, так и в плане затрачиваемых средств, данный объект на юге Кыргызстана не идет ни в какое сравнение с запланированным комплексом по обеспечению спецопераций и авиационными объектами в Мазари-Шарифе, одном из главных населенных пунктов на севере ИРА, представляя собой лишь малую их толику. По словам экспертов, эти проекты являются ключевыми элементами стратегического плана по противодействию активизации деятельности боевиков на севере ИРА и в ЦА. По словам экспертов, сооруженные при финансовом содействии США контрольно-пропускные пункты и тренировочные центры на территории Центральной Азии вкупе с обустроенными базами в ИРА сформируют сеть "разведывательных пунктов". Как видно из текста предварительной заявки, опубликованной 30 июня текущего года на сайте Federal Business Opportunities, в ИРА Министерство обороны США намерено "спроектировать и построить разнообразные объекты для обеспечения выполнения задач специальными оперативными группами в Мазари-Шарифе". В число запланированных сооружений входят 3 ангара по обслуживанию вертолетной техники, объект по обслуживанию самолетов, административное здание, приангарная площадка для 6 винтовых самолетов и 2 самолетов с неподвижным крылом, а также рулежные дорожки.

В отдельной предварительной заявке от 12 июля текущего года Министерство приглашает к сотрудничеству компании, способные построить в Мазари-Шарифе "стратегическую площадку" для размещения транспортных самолетов С-5, а также площадку для вертолетов с "рулежными дорожками и боковыми полосами безопасности для винтовых самолетов". Сметная стоимость обоих этих афганских проектов составляет 25-100 млн. долларов. Кроме того, имеется еще комплекс по обеспечению спецопераций, который планируется построить всего в 56 км от узбекско-афганской границы, стоимость которого может составить до 100 млн. долларов.

По мнению американских экспертов, инвестиции в военную инфраструктуру призваны противостоять растущим угрозам на севере ИРА. По их мнению, "Талибан" является лишь одним из источников нестабильности. Судя по имеющимся данным, ИРИ также реализует свою стратегию обороны на передовых рубежах, призванную ослабить растущее международное давление на ИРИ в связи с ядерной программой. В частности, иранское подразделение "Кодс" переправляет боевиков "Аль-Каиды" из ИРИ на запад и северо-запад ИРА. Подразделение "Кодс" является главным инструментом иранского режима по оказанию военной помощи движению "Талибан". Оно снабжает талибов оружием и финансами в их борьбе с американскими и коалиционными войсками в Афганистане, - говорится в заявлении Министерства финансов США. И большая часть строительных работ направлена на противодействие именно данной угрозы.

Вероятно, что дальнейшая дестабилизация военно-политической обстановки в северных провинциях ИРА, с учетом эскалации напряженности в Кыргызстане накануне парламентских выборов и в узбекско-кыргызских взаимоотношениях, резко обострит проблематику региональной безопасности в Центральной Азии. Подобное обострение неизбежно актуализирует вопрос о гарантиях центральноазиатской стабильности, ответить на который, каждый по-своему, попытаются США и НАТО, ОДКБ и ШОС.

На политическую арену возвращается бывший кандидат в президенты

Бывший кандидат в президенты ИРА Абдулла считает, что новый курс правительства приведет к возобновлению межнациональных столкновений в стране.

Недавно он основал новое движение, выступающее за широкий спектр реформ, включающих в себя создание подлинно независимой избирательной комиссии и широкое представительство национальных меньшинств в органах государственной власти. По словам Абдуллы, власть сегодня игнорирует законные требования афганцев, избравших путь ненасильственной, демократической оппозиции проводимому администрацией Карзая курсу. Усугубляет ситуацию тот факт, что международное сообщество не проявляет никакого интереса к данной проблеме, считает Абдулла.

В стратегии примирения, разработанной международным сообществом и афганским правительством, имеются серьезные недоработки, полагает Абдулла. Любое примирение должно носить локальный характер, представления же о "широком примирении" являются "иллюзией", уверен он. С идеологической точки зрения, лидеры талибов "придут не для того, чтобы стать частью демократической системы, а чтобы разрушить ее, расчленить и заменить своей структурой".

Что же касается выплаты денежного вознаграждения рядовым моджахедам, согласившимся сложить оружие и отказаться от дальнейших боевых действий, Абдулла настроен скептически и не думает, что такая тактика сработает. На его взгляд, подобный метод скорее дестабилизирует общество, чем поможет справиться с насилием.

По убеждению Абдуллы, в настоящее время непуштунские группы выдавливаются в ИРА на обочину политической жизни. Он указывает на тот факт, что ключевые посты в правительстве и администрации Карзая занимает непропорционально большое количество представителей пуштунов. По словам Абдуллы, он не пытается говорить от имени какой-то одной этнической группы, а просто выступает за более широкое представительство всех слоев общества в политическом процессе ИРА.

Сегодня у Абдуллы имеется немало последователей в парламенте ИРА. И не случайно, что законодательный орган ИРА создает проблемы Карзаю. Абдулла признает, что группа верных ему парламентариев (порядка 50 человек из 249 депутатов законодательного органа) сыграли ключевую роль в блокировании действий президента. До последнего времени Абдулла не желал создавать собственную политическую партию. Но сегодня он агитирует за альянс партий и групп, называющих себя "Коалиция во имя перемен и надежды". По словам Абдуллы, коалиция намерена побороться за депутатские места на будущих парламентских выборах 18 сентября.

На взгляд Абдуллы, если в работе властей не появятся более эффективные и серьезные сдерживающие механизмы, фальсификация выборов на государственном уровне станет нормой жизни. Однако Абдулла и представители "Коалиции во имя перемен и надежды" примут участие в парламентских выборах. Но очевидно, что если и эти выборы пройдут с грубыми нарушениями, то лояльная оппозиция трансформируется в радикальную.

Специально для ИА REGNUM Новости. Рауф Раджабов, политический аналитик, главный редактор ИА 3rd view (Азербайджан)