Борьба за депутатские места в десятом латвийском Сейме вступила в свою завершающую фазу. По обочинам дорог уже развесили плакаты, изображающие стремящихся во власть нереально сильных мужчин и сказочно красивых женщин; телевизионные станции непрерывно показывают запоминающиеся рекламные ролики, в которых кандидаты в депутаты хорошо поставленными голосами рассказывают о том, как они намереваются привести общество к процветанию; пресса в изобилии публикует душераздирающие компрометирующие материалы на всех и вся. Общество начинает захлестывать волна эмоций, которая, похоже, в очередной раз, собьёт избирателей с толку и заставит на выборах отдать свои голоса за тех политиков, которые уже урезали их доходы, лишили работы, вынудили бежать за границу в поисках лучшей доли. Между тем, латвийскому избирателю стоило бы не поддаваться эмоциям, а серьезно задуматься над своими насущными житейскими проблемами перед тем, как опустить в избирательную урну заполненный бюллетень. В частности, задуматься над, маячащей в самом близком будущем, проблемой возврата огромного государственного долга.

В чем суть этой проблемы? Нынешняя правящая элита, столкнувшись с глубоким экономическим кризисом и вызванным им падением сбора налогов, не стала проводить реорганизацию раздутого и неэффективного государственного аппарата, а также перекрывать многочисленные каналы утечки бюджетных средств, поскольку это подрывало всю ее электоральную и значительную часть финансовой базы. Вместо этого, урезав, сколько возможно, доходы широких масс населения, власти стали безумными темпами наращивать внешний и внутренний государственный долг. К настоящему времени правительство набрало кредитов на 4816 млн лат, что составляет почти 40% от объема производимого в стране валового внутреннего продукта (ВВП). Практически все заимствованные средства пошли на покрытие текущих бюджетных расходов, попросту говоря, были проедены.

Политику бездумных заимствований нынешние власти намереваются реализовывать и в дальнейшем. В соответствии с официальным прогнозом, к концу этого года государственный долг должен возрасти до 7006 млн лат и сохраняться на таком уровне в течении ближайших трех лет. Заложенная этот прогноз скорость возрастания государственного долга на деле может быть и не столь стремительна, но тенденция его движения и конечная величина не вызывают сомнений. О возврате государственного долга никто из правящей элиты не заботится, какие-либо меры по развитию производства, которое только и может дать средства на возврат долга, не предпринимаются.

В 2013 году настанет время расплачиваться по основной части долга. Вернуть надо будет 2994 млн латов. Кроме того, придется заплатить еще 333 млн латов набежавших за этот год процентов. Итого 3327 млн латов. Для того, чтобы оценить размерность этой суммы сравним ее с доходами государственного бюджета, которые можно будет собрать в рассматриваемом нами году. Несложный расчет, сделанный на основании данных прогноза роста ВВП страны и предположения о том, что доля налоговых сборов в нем не будет повышаться(она и так самая большая в Европе), дает цифру в 4100 млн латов. Таким образом, единовременно нужно будет вернуть 81% собранных в государственный бюджет средств (3327млн лат: 4100 млн лат). Это означает, что денег на содержание школ, больниц и театров не будет, а учителей, врачей и служителей Мельпомены придется уволить. Уволить придется также всех солдат, полицейских, пожарных и даже ветеринарных инспекторов. Пенсионерам больше не из чего будет платить пенсии, а безработным пособия. Наступит финансовый крах такой размерности и силы, что его правильнее будет назвать финансовым апокалипсисом.

Правда, после возврата государственного долга в бюджете останется еще 778 млн лат. Это те деньги, которые сейчас, практически полностью, уходят на содержание государственного аппарата. Занятые в этом аппарате министерские работники, судьи, дипломаты и налоговые инспекторы, по сложившейся традиции, будут претендовать на всю оставшуюся в бюджете сумму, но получить ее смогут только преодолев серьезное сопротивление представителей других классов и слоев латвийского населения. Кроме того, социальный конфликт в разделенном на две общины обществе может приобрести этническую окраску. Остановить возможные конфликты без полицейских и армии сделать будет достаточно сложно. Так, что финансовый крах вполне может привести к утрате нынешней чиновничье-олигархической элитой власти.

Латвийская правящая элита осознает грозящую ей опасность и всеми силами старается избежать ее. Единственным способом, которым она может это сделать является продажа иностранцам немногого оставшегося в распоряжении государства имущества: лесов, земель, портов, систем энергоснабжения, транспорта и связи. Информация о подготовки правительством этого имущества к продаже уже просочилась в СМИ.

Покупателем латвийской инфраструктуры могут быть только, играющие в серьезные геополитические игры, США и Россия. США заинтересовано в этом, поскольку стремиться не допустить дальнейшего развития экономических связей между Европой и Россией. Россия, наоборот, стремиться снизить риски при продаже своего сырья в Европу и завозу оттуда оборудования и товаров народного потребления.

В соответствии с наличием платежеспособных покупателей на рынке, латвийская правящая элита раскололась сейчас на две конкурирующие между собой социально-экономические группировки.

Первая группировка отражает, в основном, интересы местного чиновничества и во внешней политике сориентирована на США. В политической сфере ее представляют партии "Единство" и "ТБ/ДННЛ - Все Латвии". Правительство США с помощью этой группировки постарается помочь приобрести выставленное на продажу латвийское имущество американским спекулятивным компаниям. Те скупят это имущество по дешевке, а через некоторое время продадут его латвийскому государству обратно, но уже намного дороже. Так уже было, например, во время операций по купле-продажи американцами государственной сети железных дорог в Эстонии и Мажекяйского нефтеперерабатывающего комбината в Литве. Поскольку латвийские чиновники стремятся сохранить свою власть любым путем, то они обеспечат американским фирмам спекулятивную сделку даже не получив больших выгод лично для себя. Дефолт по государственным обязательствам Латвии будет отложен на год-другой, но функционирование базовых инфраструктур в стране существенно нарушится на длительное время и страна потеряет большую часть доходов от транзитного бизнеса.

Вторая группировка, по преимуществу, отражает интересы местных олигархов. Она представлена в политической сфере партиями "За лучшую Латвию" и "Союз зеленых и крестьян". Руководство этих партий надеется извлечь личную выгоду при продаже латвийского государственного имущества России, точнее российским олигархам, с которыми имеет тесные деловые связи. При приходе к власти олигархов существенно пополнить доходы латвийского бюджета и рассчитаться с государственным долгом также не удасться, но зато можно будет надеяться на то, что по железной дороге продолжится движение российских транзитных товаров, порты будут загружены, нефте- и газопроводы заполнены, а разрушающуюся энергосистему удастся немного подремонтировать. Скорее всего, латвийским олигархам удастся, при посредничестве российских олигархов, втереть очки российскому правительству и получить от него средства на перекредитование государственного долга. Этот российский кредит будет латвийскими олигархами также успешно проеден, но дефолт удастся отложить уже на два-три года. Единственная проблема в том, что карманные партии латвийских олигархов вряд ли смогут совместными усилиями набрать на выборах более 25% голосов - избиратели очень хорошо помнят все связанные с их именами скандалы по поводу хищения денег из государственного бюджета.

Особо следует отметить, что выручить три, а тем более, с учетом платежей по государственному долгу в 2014 году, шесть миллиардов латов за выставляемое на продажу государственное имущество не удастся. Ведь при приватизации, несравненно большего, государственного имущества за все время существования независимой Латвии удалось выручить на порядок меньшую сумму.

Переломить сложившуюся тенденцию экономического развития страны может приход к власти контрэлиты. В Латвии она состоит из мелких предпринимателей, специалистов и квалифицированных наемных работников. Эта социальная группа сориентирована не на игры с перераспределением национального богатства, а на развитие производства, которое, единственно, дает ей средства к существованию. В политической сфере эта группа представлена сейчас, главным образом, партией "Центр согласия". При приходе этой партии к власти возникает потенциальная возможность создать условия для развития национального предпринимательства, наполнить бюджет налогами, оплатить из полученных средств важнейшие социальные услуги, выполнить обязательств перед пенсионерами и безработными. Постепенно можно будет уменьшить и государственный долг без продажи всего государственного имущества иностранцам. Во внутренней политике, ради расширения электоральной базы, партия стремиться наладить диалог между русскими и латышами на основе их общих социально-экономических интересов. Во внешней политике "Центр согласия" сориентирован на развитие равноправного сотрудничества со всеми странами, поскольку не ангажирован ни американскими, ни российскими олигархами.

Судя по предвыборным социологическим опросам, прийти к власти в одиночку "Центру согласия" не удастся. Неизбежен союз либо с "Единством", либо с партиями латвийских олигархов. В первом случае контр-элите придется идти на уступки по вопросам налаживания диалога между русскими и латышами, во втором - по вопросам борьбы с коррупцией. Однако в любом случае, во власти появиться организованная политическая сила, которая будет заинтересована в развитии производства и проблема возврата государственного долга будет постепенно решаться, а не перекладываться на будущие поколения.

Не исключен вариант, что партии чиновников и олигархов сумеют между собой договориться о продаже латвийского национального богатства по частям и американским спекулянтам, и российским олигархам. Тогда "Центр согласия" и в десятом Сейме останется в оппозиции. В таком случае ожидать улучшения условий ведения предпринимательства, роста занятости и наполнения бюджета вряд ли стоит. Время будет упущено и финансовый апокалипсис станет не только возможным, но неизбежным. Выбор того или иного сценария развития событий, в значительной степени, в руках латвийского избирателя.

Александр Гапоненко - доктор экономических наук. президент Института европейских исследований (Рига)