Грузинские политологи и эксперты считают, что проект новой конституции, публичное обсуждение которого завершилось и который уже поступил на рассмотрение парламента страны, вовсе не отвечает той цели, ради которой он, практически создавался. Целью была "еще большая демократизация системы правления, достижение баланса между всеми ветвями власти и урезание завышенных полномочий президента с усилением роли парламента и правительства".

Комиссией по всенародному обсуждению проекта новой конституции руководил председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе, который на итоговом заседании комиссии заявил, что они проделали колоссальную работу и выслушали мнения всех заинтересованных лиц и сторон. Он также отметил, что целый ряд замечаний и предложений, высказанных в процессе обсуждения законопроекта, учтен или будет учтен при рассмотрении его парламентом. Итогами обсуждения удовлетворены приближенные к правительству Грузии эксперты и представители правящей партии. Они оценивают законопроект как очередное достижение демократии.

Иного мнения придерживаются оппозиционно настроенные политики, политологи, эксперты и представители общественности. Так, представители общественного объединения "Грузинская академия" считают, что "оценка этой конституционной реформы как аналога конституции европейского уровня - ни что иное, как правовой цинизм". Для членов Академии в проекте новой конституции много спорных и неприемлемых моментов. В первую очередь, неприемлемо то, что "предложенная конституционная реформа полностью сохраняет все те действующие нормы, которые утверждают в стране правовой комфорт однопартийного правления".

Законопроект не предусматривает системной реконструкции распределения власти и фактически регулирует только локальные вопросы взаимоотношений между ее ветвями. По мнению представителей "Грузинской академии", новый проект Конституции Грузии направлен на утверждение в обществе идеи "бессменности Михаила Саакашвили", который после окончания президентского срока займет пост премьера. "Главная интрига предложенной реформы - новая конфигурация власти - премьер в мантии главы государства", - считают они.

Аналогичную оценку дает законопроекту бывший председатель парламента Грузии, ныне лидер оппозиционного "Демократического движения - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе. По ее мнению, после принятия и задействования этой конституции Грузия перейдет от суперпрезидентской республике к суперпремьерской республике. "Президент Саакашвили этим законопроектом открыто зафиксировал, что хочет стать премьер-министром", - заявляет Бурджанадзе и подчеркивает, что в условиях несправедливых выборов проект новой конституции грозит стране продлением авторитарного режима Михаила Саакашвили на неограниченный срок.

Она поясняет, что в новых условиях премьер будет наделен неограниченными функциями и сможет делать все, что пожелает, а президенту достанутся формальные компетенции. "Фактически новый законопроект является попыткой внедрения искаженной модели парламентской республики, которая в условиях слабого парламента должна рассматриваться как конституционно-правовой нонсенс", - подчеркивает Нино Бурджанадзе, которая уже публично ознакомила общественность со своей оценкой нового законопроекта.

Политолог Гия Хухашвили в интервью ИА REGNUM Новости заявил, что для него лично в новом законопроекте многое непонятно. "С одной стороны, вроде налицо попытка перехода к парламентской модели правления, с другой стороны - у президента остаются несовместимые в парламентской моделью функции, в том числе с назначением членов правительства. Также несовместимы с парламентской моделью чрезмерно усиленные позиции и функции премьер-министра. Фактически, можно сказать, мы имеем дело не с парламентской, а с премьерской моделью правления", - заявил Хухашвили.

По его словам, в проекте новой конституции баланс между ветвями власти абсолютно нарушен и представлен эклектично. "Приведу один только пример. Согласно законопроекту, президент уполномочен вести международные переговоры и подписывать международные договора, но в то же время глава МИД ему не подчиняется. А ведь проекты этих самых международных договоров должен готовить именно МИД", - недоумевает политолог. По его мнению, проект новой конституции оставляет впечатление, что кто-то взял за основу определенную модель и пытается подогнать ее под себя.

"Но все получается эклектично. Одна штанина брюк выходит короче другой", - проводит аналогии Хухашвили. Рассмотрение итогов всенародного обсуждения проекта новой конституции парламент Грузии планирует уже на этой неделе. Можно предположить, что с утверждением законопроекта у депутатов проблем не будет. Тем более, что правительство требует от парламента ускоренного обсуждения и принятия нового основного закона.