В Пушкинском музее открылась выставка "Два цвета радуги - двух судеб отраженье", где представлена коллекция живописи из Национальной галереи Армении. В экспозиции не только русские классики, но и известные армянские художники - Мартирос Сарьян и Акоп Овнатанян. Уникальный холст "Арабы" Кандинского в России выставляются впервые. Так же, как и "Негр" Фалька и безымянная работа Шагала, это полотно - из архивов Национальной галереи Армении.

"Цель выставки - восстановить дружеские музейные отношения двух стран", - сказал директор Национальной галереи Армении Паравон Мирзоян.

Пустынные улицы Стамбула и красавицы-персиянки - эти картины Мартирос Сарьян написал еще до революции под впечатлением от постоянных путешествий. Молодого символиста не жаловали ни при царской власти (критиковали за уход от реализма), ни при советской (пресса обвиняла его в формализме). Сейчас художника выставляют в Лувре.

"Натюрморт "Египетские маски" был создан в 1915 году. Это страшное время в истории армянского народа. При помощи "Египетских масок" Сарьян рассказывает о том, что тогда произошло", - говорит директор Дома-музея М. Сарьяна, внучка художника Рузанна Сарьян.

Сарьян родился и вырос в Ростовской области. Как говорит его внучка, скучал по России, даже когда официальная Москва вынудила его вернуться на историческую родину - за слишком социальные картины. Сарьян не единственный художник, в чьей судьбе Армения и Россия сплелись воедино. В живописи история отношений двух стран насчитывает более 200 лет.

Еще в начале XIX века Акоп Овнатанян выходит за пределы национальной культуры. Придворный художник шаха Насреддина, он становится популярен на всем Ближнем Востоке. А несколько десятилетий спустя его соотечественник Иван Айвазовский (он же Ованес Айвазян) завоевывает уже мировую славу.

Стоит отметить Ерванда Кочара с его "пространственной живописью" на причудливо изогнутых алюминиевых листах. Запоминается также "наивная" картина неизвестного художника XVIII века "Богоматерь с младенцем и апостолами Петром и Павлом" - выдающийся образец народного творчества.

Холст Александра Головина в центре экспозиции - не случайно. В Москве он поддерживал молодых армянских символистов. И не удивительно, что его самый известный "Портрет Кана" находится в музее Еревана.

На этом программа Пушкинского музея, связанная с показом искусства из "ближнего зарубежья", не заканчивается.

Под девизом "Под сенью дружных муз" здесь пройдут вскоре еще несколько выставок из бывших союзных республик. Первыми на очереди Украина, Киргизия и Казахстан.