Двадцать лет назад Народный фронт Латвии решил отделить ЛССР от СССР, читай - от России, к которой Петр I присоединил Лифляндию в 1710 году. Была ли у Латвии когда-нибудь независимость? Была, ее предоставило ленинское правительство, и просуществовала она 20 лет.

В годы песенной революции Народным фронтом были провозглашены лозунги: "За нашу и вашу свободу!", "Латвия - наш общий дом!", "Едины для Латвии!". Они обещали всем гражданство, вместе с латышским сохранение русского языка, часть русскоязычных жителей страны на всенародном опросе проголосовали за отделение...

Людей бессовестно обманули, лозунги так и остались витать в облаках, кроме одного - робко иногда звучавшего на "баррикадах": "Голодные, но свободные!". Этот лозунг осуществлен, да и то не в полной мере. Политическую независимость ЛР фактически потеряла, вступив неподготовленной в НАТО и ЕС; экономическую - взяв более семи миллиардов кредита у МВФ и Еврокомиссии.

В начале девяностых годов прошлого века правящие партии с националистическим душком разделили нас на граждан и неграждан. Последние полностью лишены политических прав, а в целом ущемлены в правах, по сравнению с гражданами ЛР, по 80 параметрам. Русский языка в ЛР, согласно закону, низведен до статуса иностранного, закрыто 40% русских школ; латышские школы тоже закрывались - 12%.

Этими неблаговидными, если не сказать преступными действиями правящие правые партии с националистическим душком заложили под будущность латвийского государства мину замедленного действия. Ведь на чужом несчастье нельзя построить свое счастье, а так мечталось, да и громкие обещания давались народу: отделимся от СССР, от этого большого колхоза - и через 5 лет заживем, как в Финляндии, Швеции, Дании... Отделились. Прошло 20 лет, просчитались - прослезились...

В статье "8 краеугольных камней латвийской экономики" мы рассказали читателю о болевых проблемах того, что осталось от латвийской экономики. Сейчас же хочу поведать, к чему привело страну длительное правление национал-патриотов.

В 1990 году Латвия начала новую жизнь. Нижеприведенные цифры и факты доказывают, что за прошедшие годы страна не только не развивалась, но деградировала во многих сферах.

Латвийцы сегодня стонут от дороговизны лекарств и лечения в больницах, даже чтобы попасть на прием в поликлинику, приходится стоять в очередях. Ничего удивительного. Когда нынешняя политическая элита пришла к власти, в Латвии было более 13.000 врачей, 204 больницы на 40.000 мест. В 2009 году - 7.964 врача, менее 100 больниц. Количество медиков и больниц продолжает сокращаться, врачи и медсестры уезжают работать за рубеж. Когда в Бауске жители мирной демонстрацией попробовали защитить свою больницу, то были разогнаны бойцами ОМОНа, прибывшими из Риги.

В конце 80-х годов прошлого века латвийцы возмущались тем, что из республики вывозят слишком много мяса. Несмотря на это, потребление мяса в среднем на одного человека у нас составляло 83 килограмма в год, рыбы - 22,5 килограмма. В 2008 году -соответственно, 66,4 килограмма и 12,8 килограмма. В 2010 году - еще меньше. Резко уменьшилось потребление молочных продуктов и яиц. В 1990 году в Латвии произвели 308 тысяч тонн мяса. В прошлом году - 83,2 тысяч тонн. Производство молока за то время снизилось более чем вдвое. Закрылись, наряду с другими заводами, многие молочно-консервные комбинаты.

В 80-е годы ежегодно в ЛССР строили более миллиона квадратных метров жилья. В прошлом году - 672 тысячи квадратных метров. Люди брали огромные кредиты у банков на дома и квартиры; сейчас, во время кризиса, большинство из них оказались в долговой яме и потеряли все, оставаясь должниками банков. Правительство думает, как спасти банки. Партия ЗаПЧЕЛ направляет усилия на спасение людей. Даже лозунг провозгласила: "Спасем людей, а не банки!".

* В 1985 году в ЛССР было зарегистрировано 25.000 преступлений. В 1990 году, когда переход к дикому капитализму начал влиять на криминогенную ситуацию, число преступлений возросло до 34.800. Казалось бы, сегодня, когда период дикого капитализма и прихватизации собственности в основном закончен, преступность должна снижаться. Ан нет. В последние несколько лет правоохранительные органы фиксируют 50-60 тысяч преступлений в год.

Латвия давно перестала быть страной читателей. В 1990 году в Латвии работало 1.318 библиотек, читателей - 922 тысячи. К 2008 году число публичных библиотек уменьшилось до 842, а читателей осталось 451 тысяча. Книг продается тоже почти в 5 раз меньше. В 1990 году - 20,8 миллиона; в 2008 году - 5,2 миллиона экземпляров. Да и культура-то в целом все хиреет. Из более 1.000 кинотеатров в 1990 году к 2009 году осталось лишь 17. Из 891 Домов культуры и клубов осталось 534. В 1990 году в ЛССР было снято 11 полнометражных художественных фильмов, в 2008 году - 4. Меньше людей посещают музеи, театры, художественные выставки.

Латвия - вымирающая страна. В 1990 году в Латвии родились 37,9 тысяч детей. Рождаемость значительно превышала смертность. Нынче же все с точностью до наоборот. Смертность все годы независимости на 9-12 тысяч человек превышала рождаемость. В 2009 году в Латвии родились 21,6 тысяч младенцев, за первое полугодие 2010 года - всего 9,6 тысяч. Население Латвии уменьшается на 0,5% в год. Из-за низкой рождаемости резко сократилось количество школьников. В 1990 году - 352 тысячи; в 2010 году - 215 тысяч. О процентном соотношении сокращения русских и латышских школ - сообщено выше. Только в Риге в прошлом году закрыто и реорганизовано 10 школ, 9 из них - это русские школы. В этом году - 4 школы, три из них - русские. В целом же по стране в 2009 году ликвидировано и реорганизовано более 130 школ; в 2010 году - 32. ЗаПЧЕЛ выступает против этого варварства. Мы считаем, кто закрывает школы, тот будет открывать тюрьмы, Как ни парадоксально, но впервые за последние 30 лет в ЛР начато строительство новой тюрьмы.

По данным стратегической комиссии, которую возглавляет социальный антрополог, профессор Роберт Килис, через 5-8 лет для сохранения системы высшего образования Латвии понадобятся 25.000 зарубежных студентов, сейчас таких студентов у нас учатся до 2.000. А для содержания пенсионеров и прокорма чиновников через 25-30 лет Латвии понадобятся 400.000 гастарбайтеров, что автоматически уничтожит столь вожделенную национал-патриотами идею о "латышской Латвии". Жители Латвии, особенно в депрессивных регионах, от полной безнадежности постепенно спиваются. В 1990 году в Латвии потреблялось на человека 5,3 литра абсолютного алкоголя в год, Ныне эта цифра превышает прежнюю чуть ли не вдвое. Это без учета "крутки" и контрабандного алкоголя.

Многократно в ЛР за последние 20 лет увеличилось число наркоманов, а также из-за выселения из квартир велико количество бомжей. Появились тысячи носителей ВИЧ-инфекции (СПИД). Десятки тысяч безработных не верят, что смогут найти работу. Увеличилось количество самоубийств. Трагедия, да и только.

Отчего произошло в Латвии падение в пропасть, ведь в Чехии, Словении и даже в Эстонии, у которой стартовые позиции были не лучше, чем в Латвии, люди живут лучше, зажиточнее. Вывод один: кроме национальной зашоренности, крайне низкое качество работы правящей элиты. Среди чиновников снизу доверху нет конкуренции; 95% чиновничества - представители титульной нации, хотя русских и других представителей нацменьшинств в Латвии проживает около 40% населения.

2 октября в Латвии состоятся очередные выборы в 10 Сейм (парламент ЛР). Прозреют ли наши избиратели или по-прежнему будут наступать на те же грабли и голосовать за старых раков в новой корзине? Яков Плинер - председатель фракции ЗаПЧЕЛ в 9 Сейме Латвии, доктор педагогических наук