На прошлой неделе в столице Латвии состоялся очередной международный форум "Рижская конференция 2010", участниками которой стали президенты Латвии, Литвы, Эстонии и Польши, а также политики, общественные деятели и эксперты из многих стран. Как сообщает сегодня, 14 сентября, корреспондент ИА REGNUM Новости, форум организовала в сотрудничестве с Министерством иностранных дел и Министерством обороны Латвии Латвийская трансатлантическая организация (LATO). Форум проводился при поддержке Американо-германского Фонда Маршала, НАТО, Фонда Сороса в Латвии, Фонда Конрада Аденауэра, посольства США в Латвии, Фонда Фридриха Эберта и представительства Еврокомиссии в Латвии.

В рамках Рижской конференции прошел ряд дискуссий, часть из которых носила закрытый характер. В одной из дискуссий "Достигла ли желаемого перезагрузка отношений между Россией и США?" участвовали председатель Комиссии по международным дела Совета Федерации РФ Михаил Маргелов, директор Европейского совета по международным делам Марк Леонард, cтарший советник помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Азии Джереми Шапиро и другие. Открывая дискуссию, Маргелов, в частности, заявил, что Россия всегда была империей, хотя она не хочет ею быть и не является прямой наследницей СССР. "Перезагрузку" отношений России и США он оценивает позитивно, хотя и считает, что она ("перезагрузка") нужна прежде всего самим Соединенным Штатам, о чем, по его словам, свидетельствует то, что Вашингтон "перезагружает" свои отношения и с другими странами. Надежду на успех "перезагрузки" внушает то, что у президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева нет опыта периода Холодной войны, считает Маргелов.

В свою очередь Марк Леонард указал на то, что США и РФ ведут существенный диалог по Афганистану, Ирану и Северной Корее, однако в этом диалоге сейчас больше разногласий, нежели единодушия. А Джереми Шапиро поделился пессимистической оценкой будущего отношений между США и Россией, поскольку они не могут стать лучше, чем сейчас. В то же время "перезагрузка" дает "известную возможность" странам Центральной и Восточной Европы улучшить свои отношения с Россией. Еще один участник дискуссии независимый эксперт Бобо Ло отметил нежелание России присоединяться к Западу: "Россия желает заново определить свое понимание Запада". По его словам, для построения доверительных отношений между США и Россией потребуются годы.

О России зашла речь и на дискуссии "Регион Балтийского моря после кризиса. Что дальше?", участниками которой были президент Латвии Валдис Затлерс, президент Польши Бронислав Коморовски, президент Литвы Даля Грибайскайте и президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Поводом к тому послужил вопрос представителя российской общественной организации "Мы" Романа Доброхотова. Тот поинтересовался у глав государств-членов НАТО, как их страны относятся к перспективе присоединения России к Североатлантическому альянсу.

"Руководимый Игорем Юргенсом Институт современного развития (ИНСОР) подготовил доклад об интеграции России в НАТО с тремя сценариями, вплоть до стопроцентного членства. Доклад представлен президенту РФ Дмитрию Медведеву, и хотя тот еще никак не отреагировал, сам факт того, что такой доклад существует, может служить поводом для дискуссии. Мне было интересно, как на это смотрят не просто страны НАТО, но страны, которые традиционно воспринимаются как наиболее враждебно настроенные в отношении Кремля, и от ответа которых зависит возможна ли предлагаемая ИНСОР стратегия", - пояснил Доброхотов корреспонденту ИА REGNUM Новости природу своего вопроса.

Как оказалось, Прибалтийские страны совсем не готовы к такому повороту событий. Со стороны Эстонии, Литвы и в меньшей степени со стороны Латвии эта идея была встречена в штыки. При этом прозвучали ссылки на пресловутую 5 статью договора НАТО и недостатки демократии в России. "Требование к странам-членам альянса предъявляются достаточно жесткие и нельзя допускать, чтобы в НАТО входила страна, не являющаяся демократической. И пока Россия не станет демократической страной такие предложения не подлежат рассмотрению", - таково общее мнение глав Прибалтийских государств, рассказал Доброхотов. "Мы сами проделали очень долгий путь от заявки на участие в НАТО до членства в альянсе и будет странно, если НАТО станет упрашивать Россию стать членом Североатлантического блока", - сказал, в частности, президент Латвии.

При этом какая-либо конкретика в оценках лидеров Прибалтийских государств не прозвучала. Никаких доказательств отсутствия демократии в России приведены не были. Тезис о недемократичности России был подан как аксиома, что, по мнению Доброхотова, вполне оправданно, поскольку в мире существуют такие организации, как Freedom House ("Дом свободы"), Reporters sans frontières ("Репортеры без границ") и другие, которые проводят свои исследования и составляют специализированные рейтинги.

С другой стороны, математическая точность здесь ни к чему, полагает Доброхотов: сам факт того, что европейцы не воспринимают европейскую модель как демократическую и отсутствует у них чувства безопасности в соседстве с Россией, говорит о том, что России надо что-то менять. Членство РФ в НАТО могло бы, во-первых, способствовать движению России по пути демократии и ее сближению Западом, точно также, как это было некогда с Турцией. А, во-вторых, сделало бы Россию членом коллективной безопасности и повысило бы ее вес в мире. Наконец, это дало бы импульс реформе вооруженных сил страны. "Если Россия интегрируется в НАТО, то невозможно будет говорить о том, что американцы - наши враги, что Запад - наш враг, что мы должны вооружаться против Запада, поскольку армия будет одна и та же", - считает представитель организации "Мы".

В то же время, как подчеркнул президент Польши, то, что перед главой российского государства Дмитрием Медведевым ставится такой вопрос, свидетельствует о значительных переменах внутри России и изменениях в менталитете российского народа, который начинает понимать, что страны Запада могут быть не только врагами, но и партнерами. По мнению Коморовски, Польша и страны Запада должны всячески выражать поддержку этой тенденции и демонстрировать готовность поддержать интеграцию России в НАТО, для чего, конечно же, потребуются демократические преобразования, но это, в свою очередь, простимулирует эти преобразования.