Старое здание консерватории на Большой Никитской (дворец Е. Р. Дашковой). 1878 год

1866 год. 13 сентября (1 сентября ст.ст.) состоялось торжественное открытие Московской консерватории

"Инспектором консерватории был назначен артист Императорских театров К. К. Альбрехт, бывший ближайшим сотрудником Н. Г. Рубинштейна во всех делах русского музыкального Общества в Москве с самого его возникновения. Сложность обязанностей, принятых на себя К. К. Альбрехтом, по должности инспектора, заставили его выйти в отставку из оркестра театра и посвятить себя исключительно делам музыкального Общества и консерватории. Преподавание в классах фортепиано и скрипки было разделено между профессорами и адъюнктами. Профессоров фортепиано было, как мы видели, четыре и два профессора скрипки: гг. Лауб и Л. Ф. Минкус. Каждый из этих профессоров по соглашению с директором консерватории избирал себе адъюнкта; тогдашний полный курс консерватории полагался шестилетний, из них первые три года учащийся находился у адъюнкта, а на четвертый переходил к профессору. Каждый из профессоров должен был руководить преподаванием своего адъюнкта. Учащиеся при поступлении сами избирали себе класс одного из профессоров и поступали к его адъюнкту, если имели не вполне хорошую подготовку. Оба профессора скрипки имело одного общего адъюнкта, г. Шрадика. Что касается профессоров фортепиано, то И. Венявский имел адъюнктом К. Вильшау, А. Дор - К. Вебера, А. Дюбюк - Зандера и Н. Рубинштейн - Э. Лангера. В классах пения и всех остальных инструментов учащиеся проходили весь курс своей специальности под руководством одного и того же профессора.

Помещение для консерватории было нанято на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой, принадлежащем теперь г. Арманд. Приемные экзамены начались в августе, самое же торжество открытия консерватории происходило 1 сентября 1866 г. Началось оно по обычаю молебствием, совершенным преосвященным Игнатием, епископом Можайским. В 4 часа в здании консерватории происходил обед, на который были приглашены профессора и преподаватели консерватории, а также некоторые лица, особенно сочувствовавшие успехам музыкального дела в России. Обед прошел очень оживленно; предлагались тосты, говорились речи. Первым говорил один из членов дирекции музыкального Общества П. Н. Ланин, после него князь Н. П. Трубецкой, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, В. А. Кологривов, князь В. Ф. Одоевский и Ф. Лауб. По окончании обеда присутствовавшие на нем не расходились, у многих явилось желание ознаменовать музыкой открытие высшего музыкального училища, и почин в этом отношении сделал П. И. Чайковский, сыгравший на фортепиано увертюру "Руслана и Людмилы" Глинки, для того, чтобы во вновь открытой консерватории первыми звуками было бы произведение гениального родоначальника русской школы. После того, по просьбе всех присутствовавших, Н. Г. Рубинштейн сыграл с г. Коссманом сонату Бетховена A-dur для фортепиано с виолончелью. Вновь приглашенного виолончелиста в Москве тогда еще никто не слышал, поэтому исполнение сонаты имело особенный интерес; Коссман привел в полный восторг свою хотя и немногочисленную, но избранную публику, превосходным тоном и законченностью стиля исполнения. Затем гг. Венявский, Лауб и Коссман сыграли еще трио D-dur Бетховена ор. 70. Так совершилось артистическое посвящение нового

Цитируется по: Кашкин Н. Д. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1891

История в лицах

Антон Рубинштейн:

Музыкальное искусство было у нас в начальном состоянии: русских артистов-музыкантов, так сказать, артистов цеховых, вовсе не было; были (...) любители, были меценаты музыки, - была масса любителей итальянской оперы, были помещики и чиновники-меломаны, но музыкантов-артистов (...), повторяю, цехового в этом отношении народа вовсе не было (...). И вот мы - первые зачинщики и заводчики, Кологривов и ваш покорнейший слуга - остановились на мысли непременно создать такое на Руси учреждение, из которого выходили бы музыканты с дипломом свободного художника-музыканта, подобно тому, как Академия художеств выпускает из своих недр "свободных художников" - живописцев, скульпторов, архитекторов и проч.

Цитируется по: Асафьев Б. Д. (Игорь Глебов) Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (1829-1929). М.: Музсектор гос. изд-ва, 1929. С. 76.

Мир в это время

В 1866 году были опубликованы результаты опытов австрийского ученого Грегора Менделя

Портрет Грегора Менделя. 1884 год

Открытия Менделя не получили признания при его жизни, хотя были известны ряду выдающихся ботаников того времени. Непонятая и забытая работа Менделя привлекла всеобщее внимание в 1900, когда Х. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак почти одновременно на собственных опытах убедились в справедливости выводов Менделя. В 1965 мировая научная общественность торжественно отметила столетие открытий Менделя".

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

Материал предоставлен АНО "Руниверс"