ИА REGNUM Новости представляет интервью с Сергеем Анцуповым, директором латвийского Института национальных ресурсов, бывшим главным редактором влиятельной латышской газеты "Диена", в начале 1990-х - редактором русской версии этой газеты, бывшим советником министра образования по вопросам национальных меньшинств.

ИА REGNUM: Вы были редактором газеты "Диена" три недели. Расскажите, пожалуйста, как получилось, что вас взяли на эту должность и почему сотрудничество так быстро закончилось?

Не просто понять те процессы без небольшого лирического отступления. Психологи говорят, что мы живём внутри мира своих иллюзий. Человек, по мнению индийских философов, состоит из трёх субстанций - души, тела и сознания или подсознания. Мало кто имеет настолько развитое сознание, чтобы понимать происходящее в окружающем мире. Поэтому состояние общественного сознания является очень важным. Общество управляется через сознание. Воздействие на умы, на чувства людей, осуществляемое посредством СМИ является главнейшим из искусств, если перефразировать Владимира Ильича Ленина. Сам я работал по разные стороны баррикад СМИ, и потому все процессы изучены мною вдоль и поперёк.

Когда бывший представитель акционеров Александр Тралмакс, а потом и Улдис Салминьш вели переговоры со мной, то для меня было определяющим сформировать очень точное понимание того, что я буду делать и каким будет издание. Я убеждён, что ко мне обратились, потому что я представляю Институт национальных ресурсов, являющийся организацией с четко очерченной консервативной идеологией. Ведь все понимают, что если бы на пост главного редактора пригласили ярого коммуниста, то он бы скорее умер, чем занял эту должность.

Поясню свою позицию уходом в событие времён "Атмоды" (1991), когда я понял, что нужно создать русскую версию газеты "Диена", чтобы русский читатель мог знакомиться с латышским информационным полем. Это была именно переводная, а не адаптированная под русского читателя газета.

ИА REGNUM: Вы хотели таким образом интегрировать русских людей в латышское общество?

Нет, не интегрировать. Я хотел доносить до людей события, происходящие в новом государстве, ведь если человек не понимает, что происходит, то это приводит к разрушению в обществе.

ИА REGNUM: Но тем не менее в Латвии сложилось двухобщинное общество.

Абсолютно. Совершенно не верно, что власть перестала общаться с людьми по-русски, что и стало ошибкой стратегии политиков, ведь часть общества была просто забыта.

ИА REGNUM: Неужели донося мысли правящих до русских, вы считали, что русские смогут понять латышей?

Я не ставил перед собой такой задачи. Вопрос был в другом. Я ставил задачу информировать людей о том, что происходит на самом деле.

Сейчас, если почитать латышскую и русскую прессу, то между ними будет огромная разница в освещении одного и того же события. Взять хотя бы недавние поправки по Parex банку - одна часть населения назовёт их коррупционными, сделанными во благо Каргина, а другая скажет, что "Центр Согласия" попытался принять такие поправки, которые не позволят власти уничтожить несколько сот миллионов из госбюджета, закачанных в этот банк. Если же спросить кого-либо в чём суть этих поправок, то никто не сможет ответить, так как каждая часть общества интерпретирует их по-своему, даже не зная содержания.

А суть была в том, что Национальная комиссия по капиталам и банкам должна вынести своё решение, подтвердив раздел банка. Каким образом это связано с Каргиным и Красовицким - я никак не могу понять? Вторая поправка говорит о том, что в течение трёх лет нельзя им банкротировать. Третья поправка запрашивает план развития.

Отсюда я делаю вывод, что мы живём в мире интерпретаций, а не в мире реальности. Это как раз один из тех пунктов, с которым я пришёл в "Диену". Это является одним из моих фундаментальных принципов в работе. Ведь я 20 лет назад активно работал в процессах восстановления Независимости, потому мне важно, чтобы свою интерпретацию происходящего давали разные политические силы.

Версия моего не состоявшегося сотрудничества с "Диеной" очень простая - я ушёл по своей воле. Виестурс Козиолс, который пришёл после Тралмакса и Салминьша, владея 51 процентом акций, по сути, отменил решение о моём увольнении. Я просто не захотел начинать весь процесс переговоров о политике издания с нуля. В одну реку два раза нельзя войти.

ИА REGNUM: Как вы расцениваете версию г-жи Сармите Элерте, бывшего редактора "Диены" о том, что ваша кандидатура не подходила сплоченному коллективу журналистов со своей идеологией?

Я вообще приобрёл имидж "борца за свободную прессу" из-за моего принципа 6+1 (шесть партий, преодолевших 5-ти процентный барьер и одна, оставшаяся "за бортом", которые должны пропорционально освещаться в газете) Я говорил о принципе политической нейтральности с самого начала. Так вот, я за неделю работы взял шесть вышедших номеров, открыл политическую страницу и посмотрел в левый уголок полосы, где некий известный человек говорит, за кого он будет голосовать, и из шести - пять раз голосовали за "Единство", причём не просто хвалили, а ещё и ругали другие партии. Я спрашивал редактора отдела, как так получилось и редактор, глядя на меня невинными глазами, заявлял, что, да, у людей на улицах такие мнения. Такая пропаганда сужает аудиторию издания. Намного выгоднее позиция, когда вы можете знать мнения о разных политических партиях, тогда у вас есть выбор. Вот, если взять газету, которая соблюдает политический нейтралитет...

ИА REGNUM: Вы можете назвать такую газету в Латвии?

Я не сказал слово "Латвия". В масс-медиа сейчас творится откровенный беспредел. Но это всё закончится вместе с выборами.

А вот после выборов осуществится кое-что ещё. Дело в том, что я разрабатываю такую идею, которая будет воплощена в жизнь при новом правительстве и при любой коалиции. Моя программа очень проста - занимать деньги у соседа и у него же покупать продукты - это погибель для страны. Поэтому единственная возможность выжить - это наладить производство здесь.

ИА REGNUM: Но эта идея не нова. Всё тоже самое было ещё в Латвийской ССР.

В мире вообще нет ничего нового.

ИА REGNUM: Как вы собираетесь провести эту идею в коалицию?

Я бы сказал, что это уже почти свершившейся факт. Если вы посмотрите программы партий, то вы увидите, что они уже пишут об этом. К примеру, блок "Зелёных и крестьян" выдвигает в качестве лозунга "Быть хозяином на своей земле". Даже Артис Кампарс из "Единства" говорит о замещении импорта и развитии приоритетных отраслей, таких, как машиностроение.

ИА REGNUM: Вернёмся к "Диене". Ваша бывшая коллега и также бывший редактор газеты "Диена" Сармите Элерте гордится тем, что корабль под названием "Латвия" пришвартовался к западному берегу. Разделяли ли вы её убеждения в те годы?

В те годы она была заместителем редактора, как и я, а главным редактор был Виктор Даугмалис. Тогда в большей степени я разделял, чем не разделял, если взять мои взгляды 20 лет назад. Я участвовал непосредственно в тех процессах, когда выбиралась стратегия, которая называется вступление в НАТО и Евросоюз. Тогда это казалось многим некой недостижимой перспективой - вступить в такой клуб стран, членами которого являются Франция и Германия.

ИА REGNUM: Но это так же недостижимо и сейчас.

Дело в том, что во время реализации этих идей произошло предательство латвийских национальных интересов. Ведь состоять в союзе не значит предавать свои интересы. Мне рассказывали, что доходило до того, что в посольствах Латвии за рубежом были чёткие инструкции послам: вы обязаны привлекать иностранные компании в Латвию, чтобы они составили конкуренцию местным. Ведь это был абсолютный идиотизм, о котором мне рассказывал, кстати, автор идеи вступления в ЕС и НАТО, Валдис Биркавс. Кто ставил подпись под инструкцией неизвестно, однако это можно найти в архивах.

Сейчас я уже не разделяю западную ориентацию, равно, как и восточную. В первую очередь, нужно задаться вопросом, а какие интересы у нашей страны. И тогда у нас могут быть нормальные партнёрские отношения, как с Западом, так и Востоком. Цель моего института - это переориентирование интересов власти на развитие собственной страны.

ИА REGNUM: Давайте вернёмся в 2004 год. Вы выступали за осуществление школьной реформы, то есть за перевод школ на латышский язык. Как вы объясните свою позицию?

В те годы шло бурное развитие конфронтации общества. Одни кричали "Русские идут", другие "Латыши не сдавайтесь!". Тогда премьер-министр Индулис Эмсис хорошо понял, что в обществе есть проблема. Мы разработали стратегию, чтобы не допустить эскалацию конфронтации. Мы переинтерпретировали пропорцию 60 на 40, т.е. 60 на латышском и 40 на русском, в вариант - 40-30-30. Т.е. 40 на родном, 30 на английском и 30 на государственном, с правом каждой школе самой решать, какие предметы, на каком языке изучить. Напомню, это касалось только 10-го класса. Тогда был еще один хороший пункт, - придание русским школам, если они этого пожелают статуса "школ национальных меньшинств", - который вывел бы их из под общего регулирования. Но это как раз то политическое обещание, которое осталось не выполненным, так как напряжение в обществе значительно спало после введения реформы.

ИА REGNUM: В таком случае, зачем вы провели концерт, чтобы помешать митингам против реформы и таким образом отвлечь школьников от митингов?

Как-то мы сидели за общим столом и некий человек сказал, что было бы неплохо, если бы какая-нибудь школьница сожгла себя на Домской площади. Тогда поднялись бы родители. Его спросили, а есть ли у него дети. И да - у этого человека были дочери. Но он ответил, что мы с вами понимаем, это же не для нас, мы руководим процессом. В той истории было слишком много политических аспектов. Правда вообще не может быть на одной стороне.

Не могу сказать, что эффект реформы во всех случаях был однозначно положительный, но у ребят улучшились знания по русскому языку и математике. Как мне объяснял один западный консультант, ребёнок получает способность воспринимать знания и использовать их и эта способность переносится и на другие предметы.

ИА REGNUM: То есть вы считаете, что русские ребята выиграли?

Да.

ИА REGNUM: Не считаете ли вы, что занимаетесь дискриминацией латышских детей, лишая их возможности развиваться посредством биллингвального обучения? Они могли бы также обучаться на русском языке 60 на 40.

Я повторюсь, что ситуация не везде одинаковая, а знания нельзя передать насильно. Этой мудрости уже пять тысяч лет! Я вообще считаю, что в Латвии идёт разрушение латышской культуры. Уничтожить латышскую нацию - значит уничтожить Латвию!

ИА REGNUM: Что же делать с русскими в Латвии? Надо же сохранить русскую культуру в этом двухобщинном обществе!

Не нужно соизмерять несоизмеримые вещи. 1,5 миллиона людей, которые говорят на латышском языке, могут перестать существовать, если ничего не делать.

ИА REGNUM: Вы считаете себя латышским националистом?

В этом смысле - да. Я за то, чтобы богатая и глубокая культура латышского народа была сохранена. Это так же как цветы. Если не будет маков на земле, земля потеряет. Но рядом с маком растёт роза, и они должны расти вместе. Латышская культура, как малый ребёнок, на которого наезжает танк.

ИА REGNUM: Говоря о танках, вы заявляете о признании "советской оккупации" Латвии? Моя версия об оккупации такова. То, что называют оккупацией - это освобождение территории и занятие тех позиций, на которых войска были до войны. Я считаю, что было две войны - одна была Вторая Мировая, вторая - Отечественная. Война началась не 22 июня нападением фашистов, а 17 сентября 1939 года, когда Советский Союз начал вводить войска на территорию Польши. Поэтому СССР в войну не вступил в 1941 году. Кстати, война не закончилась 9 мая, она закончилась в сентябре 1945-го.

Помните, что было, когда министр внутренних дел Айвис Ронис предложил забыть 16 марта? (16 марта - день памяти латышских легионеров гитлеровских СС. Ронис сказал: "Риббентроп и Молотов все еще сталкиваются в Риге, у памятников и в интернете. Они давно умерли, а один из них, слава богу, был даже осужден. Представляемые ими режимы и государства ушли в небытие, и это пошло нам только на пользу. Они разделили наше государство и общество, но, к сожалению, их идеи и пропаганда время от времени вспыхивают вновь. Так похороним же их наконец!" - ИА REGNUM Новости) Его просто размазали по стенкам! Всё это потому, что идёт манипуляция общественным сознанием. Хотя есть определённые улучшения в обществе, касающиеся и 9 мая, и 16 марта.

Я вообще считаю фантастикой то, что Россия признала Катынь. Путин признал это! Это огромнейший шаг со стороны России по вопросам Великой Отечественной Войны. Потому, чтобы подытожить, 1941 или 1939 год- это было нормальное для той эпохи геополитическое решение. Страны просто разделили сферы влияния.

ИА REGNUM: Кто же защитит другой "цветок" - русских в Латвии?

Я не вижу в этом проблемы. Я считаю, что государство должно участвовать, но для меня является приоритетом выживание латышского языка. Для русского нет проблемы выживания. Однако я считаю, что лозунг "русские идут" может привести к повторению ситуации 2004 года, когда умирающая ТБ/ДННЛ получила невероятное количество голосов.

ИА REGNUM: Кто вам ближе по духу из партий, баллотирующихся сейчас в Латвийский парламент?

"За хорошую Латвию" - это очень близко к той платформе, которую мы разрабатывали ещё три года назад. Они повторяют нашу мантру - за национальные (не путать с националистическими) интересы Латвии. Но, как я говорил ранее, идеи нашего института во всех программах политиков. Кстати Шкеле, к сожалению, в свое время неудачно выступив публично, провалил, на мой взгляд правильную идею девальвации лата, которая могла бы удешевить нашу продукцию на внешних рынках, реально создать условия для развития экспортного производства. Для меня самая естественная позиция - не вступать ни в одну из партий, не ввязываться в политическую борьбу. У меня есть возможность работать и говорить с каждым независимо.