Российский академик: Архитектуре надо отказаться от политических жестов

Рига, 13 Сентября 2010, 10:43 — REGNUM  

Задача архитекторов в противодействии процессам глобализации в современной архитектуре. Нужно укреплять региональную специфику и национальные особенности культуры. Об этом заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости академик Международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Скокан. 11-12 сентября в Риге (Латвия) проходил 4-й форум культурного наследия региона Балтийского моря "Культурное наследие - современный вызов". Что делать с наследием? Как с ним обращаться? Реставрировать или оставлять, как есть? С такими вопросами обратились к приехавшим в столицу Латвии из 11 стран профессионалам организаторы и участники форума. О том, как на эти вопросы отвечают в России и рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости Александр Скокан.

Любая реставрация несовершенна, уязвима и критикуема. Есть только один пример достоверной реставрации, когда не теряется качество. В Японии на двух расположенных рядом площадках попеременно ведется строительство синтоистского храма. На одной из них стоит храм, построенный с соблюдением всех традиций, а на другой, через 30 лет, но еще "при жизни" старого храма, начинается строительство нового. Причем строят его люди, которые участвовали в строительстве старого храма как подмастерья. А на протяжении этих тридцати лет идет заготовка и обработка дерева для стен, камыша для крыши и так далее. И так из века в век. Но это уникальный случай.

ИА REGNUM Новости: Как вам в связи с этим понравилось заявление главы Латвийской инспекции по защите памятников Юриса Дамбиса о том, что Европа - это место наиболее плотного "залегания" культуры? Не кажется ли вам это проявлением "высокомерия отсталости" и непонимания того, что культура еще большей плотности, только не европейская, присутствует и в других частях планеты? В той же Японии, например.

Да, конечно. Просто, европейская культура оперирует какими-то материальными остатками. Руины - чисто европейское понятие. Руины - это развалины. В народном сознании - это беда, это какое-то несчастье. И только в Европе, у европейцев руины вызывают интерес. Нигде в мире руины не являются объектом паломничества. И если они привлекают внимание, скажем, японцев или китайцев, то только тех, что уже восприняли европейскую культуру. Кстати, интересная игра славянских корней. В польском языке памятник называется "забыток" - от слова "забывать", а по русски "забыток" - это памятник, от слова "помнить".

ИА REGNUM Новости: Тема вашего выступления на форуме и смысл послания. Я хочу показать, как реставрируют, разрушают и подменяют исторические памятники сейчас в России, в частности, в Москве. Хочу показать нашу российскую специфику отношения к материальному историческому наследию в архитектуре. Она не совпадает с европейской и вытекает из нашей специфической истории. В России слишком часто происходили радикальные смены культурных парадигм. В начале XVIII века Петр Первый подвергает осмеянию российскую культурную традицию и заводит новую. В 1917 году, отвергнув прошлое, строят "новый мир". И последний раз это случилось двадцать лет назад, когда все прежние ценности, все достижения социалистического государства были забыты, растоптаны, и мы опять начинаем строить нечто новое. В связи с этим национальное сознание оказалось достаточно расшатанным. И как результат этой расшатанности - глубоко укоренившийся цинизм. В такой обстановке ожидать искреннего отношения к памятникам, поиска подлинности не приходится.

В русской культуре, на мой взгляд, подлинность, аутентичность вообще не является какой-то ценностью. Россия строилась из дерева, часто горела, строилась вновь, и это считалось доблестью. В последнее время мы часто видим, как какие-то исторические объекты фактически создаются заново: храм Христа Спасителя, деревянный дворец Алексея Михайловича... Какой царь? Какой Алексей Михайлович? Дворец Юрия Михайловича - это еще понятно. Тем не менее, народ все это кушает. Царицино, которое фактически построили заново. У нас в порядке вещей поизносившийся исторический объект сломать и заново построить: крепче будет.

ИА REGNUM Новости: Но прежде, когда горел город или село, то строили вновь не хуже прежнего. Красота и чувство прекрасного передавались из поколения в поколение. Почему же сегодняшние архитекторы не способны творить красоту в достаточном количестве, чтобы восхищаться современной застройкой той же Москвы? Или мы еще не привыкли к тому, что это красота?

Все относительно в современной архитектруре. Сейчас среди профессионалов - и в Европе, и у нас - очень высоко ценится архитектура 1960-х годов. В том, что некогда было оплевано и признано чем-то позорным, недостойным - простые, нехитрые формы 60-х годов - на контрасте с тем, что строится сейчас, мы видим скромную, небросскую красоту, хороший вкус и профессионализм, который утрачен сегодня. Не исключено, что и в том, что делается сейчас, через 20-30 лет увидят нечто достойное восхищения. Для отделения зерен от плевел, для отбора исторически ценного нужна определенная временная дистанция. Сегодня можно только догадываться, что останется, а что уйдет.

ИА REGNUM Новости: В одном интервью вы сказали, что 20 лет назад в вашей профессии появились новые заказчики и новые отношения между заказчиком и архитектором, к которым последние оказались неподготовлены ни морально, ни профессионально, ни творчески. Что вы имели в виду?

В 1990-х годах возникли новые потребности и появились новые люди (в малиновых пиджаках), которые вчера стали богатыми, хотя позавчера еще жили в коммунальных квартирах. Они хотели и требовали от архитектора красоту, толком не зная, что это такое. Архитекторы в тот момент тоже не сильно были искушены в этих вопросах. Но постепенно это наладилось. Сейчас все - и заказчики и архитекторы - понимают, что значит дорогое, эксклюзивное, элитное жилье. Правильные представления более или менее сформировались.

ИА REGNUM Новости: Этого не скажешь, глядя, например, на исторический центр Москвы, который демонстрирует образчики безвкусицы и варварского вмешательства в складывавшуюся веками застройку.

Не надо переоценивать архитекторов. Они тоже простые и слабые люди. Архитектура в Москве - циничное занятие. С одной стороны, это следствие "правильного" обращения с деньгами. Строительство - всегда сфера криминальная, поскольку в нем очень много неучтенных и плохо контролируемых расходов. А если строительство связано со сносом чего-то большого и грандиозного, будь то гостиница "Москва" или гостиница "Россия", то там открываются возможности совершенно неограниченные. С другой стороны, архитекторы в целом плохо себя показали за эти 20 лет. Архитекторы оказались не готовы к тем самым свободам, о которых они так долго мечтали. Не хватило им профессиональной зрелости. Архитекторы должны были формировать вкусы городского начальства, а они сделали это не лучшим образом. В начале 1990-х у начальства не было определенных пристрастий, все правильные слова нашептали ему на ухо архитекторы. Ну а то, как восприняло, так и реализует.

ИА REGNUM Новости: Какие задачи стоят сегодня, на ваш взгляд, перед российскими архитекторами? На каком этапе, на какой развилке стоит современная российская архитектура и по какому пути она должна пойти?

Очень часто архитектура решает ложные задачи. Пример ложной задачи - строительство в Санкт-Петербурге высотного здания "Охта-центра". И уже второй вопрос, как архитекторы на нее ответили. Был объявлен международный конкурс, для которого была неправильно сформулирована задача. Были привлечены лучшие силы и все, извините, накрылось, потому что нельзя в Санкт-Петербурге строить 300-метровую башню. Плохой вопрос - плохие ответы, и бесмыссленно разбираться, какие из них менее плохие.

Важнее всего уйти от ложных задач престижного строительства: "Охта-центр" в Питере, Сити в Москве. У современного города есть очень много реальных, актуальных задач, требующих сиюминутного вмешательства. Но эти задачи неинтересны, потому что их решение незаметно. А у городских властей всегда очень много политики. Им нужны политически яркие, заметные жесты. Отсюда, например, восстановление храма Христа Спасителя - чисто политическая акция. На те же деньги, как говорили специалисты по реставрации, можно было привести в порядок массу разрушающихся памятников. К сожалению, архитекторы не участвуют в выработке каких-то политических решений, связанных с архитектурой и градостроительством. Как им стать профессиональными участниками этих процессов - тоже их профессиональная задача. За эти 20 лет архитекторы очень много потеряли, продемонстрировав, что они достаточно гибкие,что они легко покупаемы и манипулируемы. Есть надежда на талантливую, более свободную, независимую и в то же время более прагматичную и профессиональную молодежь.

ИА REGNUM Новости: Вы как-то сказали, что сегодня национальные архитектуры распались на индивидуальности. Но неужели эти индивидуальности не формируют некое новое общее. Разве у современной российской архитектуры нет каких-то характерных приемов и форм, которые отличают ее от той же латвийской архитектуры?

Если вы откроете какой-нибудь современный архитектурный журнал...

ИА REGNUM Новости: Например, российский архитектрурный журнал. И видишь, что проекты прибалтийских архитекторов отличаются от того, что предлагают российские. А приглядевшись, можно розличить и более тонкие нюансы: вот это эстонцы, это латыши, а это - литовцы.

Даже в советское время прибалтийская архитектура, особенно эстонская, считалась передовой. Она была более европеизирована. Но. Если мы откроем современный архитектурный журнал и видим в нем какой-то проект, то сначала мы определяем автора и только потом пытаемся выяснить, где же это построено. И оказывается, что какой-нибудь датский, голландский или французский архитектор с именем построил что-то в Испании, Португалии, Италии или Нью-Йорке. Слабеют региональные привязанности. Архитектурные звезды, которых на весь мир порядка двадцати человек, выигрывают один за другим международные конкурсы и строят по всему миру.

ИА REGNUM Новости: Но разве в архитектуре не считается хорошим тоном учитывать среду и строить, не конфликтуя с нею?

Это не входит обычно в программу международных конкурсов. Их идея в другом. Лучше всего она реализовалась в Бильбао на Севере Испании, где Фрэнк Гери построил фантастическое здание Музея Соломона Гуггенхайма. Благодаря этому захолустный Бильбао появился на туристической карте Европы и туда едут специально, чтобы посмотреть творение Гэри. После этого и другие города захотели построить какое-нибудь архитектурное чудо.

ИА REGNUM Новости: Но архитектурные чудеса не определяют целого.

Они задают тон. Это проекты-лидеры. Они открывают новые горизонты, и эти горизонты, как правило, не имеют никакого отношения к местным, региональным особенностям. Это одна из форм глобализма и интернационализма, как он проявляется в архитектуре. Таким образом, глобализм проникает в национальные среды. А начиналось все с аэропортов. Все аэропорты устроены и оформлены примерно одинаково. Вначале говорили: как это хорошо, как гуманно - помогает снять стресс при больших перемещениях. Но дальше, больше. Глобализация явление не культурное, а коммерческое: ее смысл - продвижение иностранных корпораций и создание условий для того, чтобы те могли работать во всем мире. И появляются глобальные города, как Дубай, например. Город, построенный в пустыне, не имеющий никаких корней. И все больше и больше городов получают "сити", которые, как и аэропорты, суть фрагменты глобального мира. Все они устроены примерно одинаково. Будь то в Лондоне, Париже, Москве, или у вас в Риге, где тоже фрагменты сити появятся, это одни и те же бренды, одна и та же архитектура, одни и те же кафе, одни и те же отели...

ИА REGNUM Новости: Один и тот же образ жизни.

Да. Тамбурные зоны глобального мира расширяются и создается впечатление, что, пересекая на самолете половину земного шара, мы не выходим из привычной для нас среды. Внутри одной цивилизации появляется другая - глобальная цивилизация, подчеркнуто индифферентная к тому, где она находится. Эта тенденция существует. Она непреодолима. Задача культурных институций с этим бороться, сопротивляться этому, а не ложится, не подстилаться под это.

ИА REGNUM Новости: Направить это течение в национальное русло, придать ему черты индивидуальности невоможно?

Они и придаются. Какая-то доля национальной специфики на уровне сувенирных лавок прорывается внутрь этих замкнутых урбанистических капсул. Но это не меняет направления тренда. Задача архитекторов, журналистов не радоваться и не помогать этому, потому что это и без нас продавит себе дорогу, ведь за этим стоят колоссальные деньги. Задача в том, чтобы укреплять региональную специфику, национальные особенности культуры.

ИА REGNUM Новости: А как вы оцените наше, еще недостроенное "архитектурное чудо" - здание Национальной библиотеки, которое возводят на правом берегу Даугавы, напротив Старой Риги?

Пока виден только силуэт - необычный, странный. На мой взгляд, это тоже пример престижной, чисто политической акции. Нужны ли в наше время, в 2010 году, такие большие по конституции национальные библиотеки - это большой вопрос. Возможно, эти деньги могли быть потрачены более эффективно.

ИА REGNUM Новости благодарит соорганизаторов Форума культурного наследия латвийский Amber Bridge Baltic fonds и лично Андрея Яковлева, а также российский фонд "Янтарный мост" и лично Юрия Сизова за помощь в организации интервью.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Из Белоруссии депортировали гражданина РФ – директора минского «Торпедо»
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
СМИ: после президентства Обама хочет уйти в медиабизнес