Почти две трети предпринимателей Чувашии (72,2%) достаточно терпимо относятся к проявлениям коррупции. В этом отношении предприниматели демонстрируют гораздо большую терпимость к коррупции и большую вовлеченность в коррупционное поведение, чем обыкновенные граждане. Более того, для 19,7% респондентов взятки являются необходимой частью ведения их бизнеса, и, следовательно, стали их повседневной практикой. 52,5% предпринимателей, хоть и отмечают нежелательность взяток, но в то же время считают, что различные формы материального вознаграждения помогают гораздо эффективнее и проще решать их проблемы и с ними легче работать. Только 22,4% опрошенных считают, что взяток нужно избегать, поскольку коррупция разлагает их бизнес или они принципиально не дают взяток. Такие данные опубликовало Агентство специальных исследований "Праксис" по результатам опроса за 2008 год, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. При этом социологи отмечают, что на основе данных исследования можно сделать вывод, что коррупционное поведение достаточно прочно вошло в предпринимательскую деятельность и в поведение предпринимателей, поскольку они в равной мере его демонстрируют как в своей профессиональной деятельности, так и в отношении с различными общественными институтами.

Отмечается, что 24,3% бизнесменов испытывают ненависть к государственной системе в целом, которая ставит человека в такие условия. 16,8% предпринимателей уже привыкли к коррупции. Почти каждый третий предприниматель затруднился ответить на вопрос, какие ощущения он испытывает при даче взятки. Это свидетельствует о том, что предприниматели, во-первых, более осторожны в своих ответах, а во-вторых, возможно, они даже не задумываются о своих ощущениях при даче взятки, поскольку это является частью их профессиональной деятельности. Поэтому можно предположить, что количество тех предпринимателей, для которых дача взятки стала привычкой значительно выше, чем они указывают на самом деле, отмечают социологи "Праксиса".

52,4% предпринимателей Чувашии принимали участие в различных коррупционных сделках в 2008 году. То есть практически каждый второй предприниматель в той или иной форме прибегал к материальному вознаграждению при решении проблем и ситуаций, которые у него возникали. В то время как прибегает к даче взятки только каждый третий гражданин. Из тех предпринимателей, которые в течение года участвовали в коррупционных ситуациях, 39,8% давали взятки от одного до двух раз. 12,7% прибегали к даче взятки три-четыре раза, 17% давали взятки пять-шесть раз, остальные предприниматели - свыше шести раз. В ходе интервью предприниматели указывали даже до 25 случаев дачи взятки ими в течение года.

В форме коррупционных сделок выступали прямые взятки в виде денежного вознаграждения, благодарность и презенты в форме подарков, предоставление услуг за помощь в решении своих проблем. Основной причиной, по которой предприниматели дают взятки, является стремление ускорить решение проблемы. На эту причину указали 65,5% предпринимателей. По мнению социологов, это свидетельствует о недостаточной эффективности органов государственной власти и местного самоуправления, которые не могут в настоящее время быстро и в срок предоставить необходимые для бизнеса условия (разрешительные документы, лицензии и т.п). При этом 10,2% предпринимателей считают, что именно чиновники намекают или создают ситуацию для дачи взятки, что так же свидетельствует о неэффективности государственного аппарата.

Опрошенные также отмечали стремление предпринимателей добиться преференции в решении проблемы и уйти от ответственности за нарушение законодательства в качестве важных причин, оказывающих влияние на коррупционную ситуацию в бизнесе. Практически для 2/3 предпринимателей, которые давали взятки в 2008 году, размер материального вознаграждения был ясен в той или иной степени. 26,8% респондентов ответили, что для них размер взятки или вознаграждения был полностью ясен. Для 40,2% размер взятки был практически ясен. Только 6,7% предпринимателей ответил, что размер взятки был совсем не ясен. Это означает, что в экономике и в отношениях предпринимателей с органами государственной власти и местного самоуправления сложились устойчивые коррупционные механизмы предоставления и оказания услуг, правил контроля, проверок, а так же способов решения проблем, которые возникают у предпринимателей.

Практически аналогична ситуация и в отношении процедуры дачи взятки. Для большинства предпринимателей процедура дачи взятки ясна или практически ясна (71,1%). Взятки выгодны не только чиновникам, но и самим предпринимателям, поскольку, давая взятку, предприниматель ожидает решение определенной проблемы, а следовательно и получение определенной выгоды, которая для него выражается в материальном исчислении. Поэтому неслучайно, что 84,5% предпринимателей ответили, что размер взятки был сопоставим с ожидаемой выгодой.

Социологическое исследование было проведено во всех районах Чувашской Республики, а также в крупных городах - Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь и Шумерля по специальной анкете в форме формализованного интервьюирования респондентов. В каждом районе было опрошено не менее 100 респондентов. В Чебоксарском районе - 200 человек. В городах Канаш, Алатырь и Шумерля объем выборки составил по 125 человек. В столице Чувашской Республике - Чебоксарах проинтервьюировано 500, в Новочебоксарске - 300 респондентов. По республике выборка составила 3.536 человек.