В Екатеринбурге сегодня, 10 сентября, открылась 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства "Ударники мобильных образов", сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Один из специальных проектов биеннале

Проведение столь масштабного смотра инициировано екатеринбургским отделением Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и его директором, и комиссаром нынешней биеннале, Алисой Прудниковой, при поддержке Министерства культуры РФ. Главной площадкой художественного смотра стало здание бывшей типографии "Уральский рабочий", в просторных цехах которой разместились работы 40 художников из России, ближнего и дальнего зарубежья. Специальные и параллельные проекты биеннале, помимо традиционных музеев и галерей, также заняли многие промышленные площадки Екатеринбурга, в том числе цеха знаменитого завода "УралМаш". Обыгрывать тему биеннале в основном проекте пригласили известного столичного куратора Екатерину Деготь, известную по проектам "Борьба за знамя" и ретроспективе Д.А. Пригова в ММСИ, ей в помощь - критика Давида Рифа и молодого утрехтского куратора Космина Костинаса.

В собранную кураторами тематическую выставку вошло всего лишь несколько новых работ художников, а также большое количество копий, репродукций, принтов, ремейков, видео, кино и инсталляций, созданных на расстоянии по инструкциям художников. Кураторская группа манифестировала созданный проект как "сопоставляющий сверхскоростную индустриализацию и модернизацию сталинского периода с ударными темпами современного искусства, главные герои которого - сверхпродуктивные художники и гиперактивные промоутеры, ловко пользующиеся современными технологиями". Однако, созданная ими экспозиция, по мнению столичных критиков, приехавших на открытие, не слишком удалась. "Кураторы, кажется, слишком увлеклись теорией, забыв при этом о простых зрителях, ждущих визуально эффектных вещей, и которых выставленные экспонаты могут заинтересовать с трудом", - рассказал корреспонденту агентства один из них.

На фоне спорного основного проекта особенного выигрышно смотрятся специальные проекты, которые курирует лично коммисар биеннале Алиса Прудникова. В их основе, по большей части, - тесное взаимодействие с предприятиями, часть из которых выступили инициаторами совместных с биеннале проектов. К примеру, завод ООО "ВИЗ-Сталь" предложил на период биеннале сменить традиционную ночную подсветку заводских градирней, повторяющую цвета российского триколора, на произведения видеоарта, а "Уральский завод тяжелого машиностроения" решил показать публике местного героя - художника-самоучку некогда работавшего на заводе Геннадия Власова. Он не только делал стенгазеты и рисовал агитационные листки, но расписывал ящички для одежды рабочих. Сохранилось немного, но организаторы биеннале разыскали художника и в рамках биеннале создадут его музей.

На проведение биеннале, как сообщили организаторы, было потрачено более 9,5 миллионов рублей, три из которых были выделены Минкультуры. Следующий смотр планируется провести в 2012 году.