Сбываются прогнозы, ранее не раз высказанные ИА REGNUM Новости о возможном расширении военно-технического сотрудничества между Россией и другими странами НАТО. В ходе визита в Париж российских министров Сергея Лаврова и Анатолия Сердюкова глава французского МИД Бернар Кушнер сообщил о проекте создания так называемого второго оборонительного европейского кольца. "Речь идет о том, чтобы представить, наряду с Европейским союзом, еще одно кольцо, которое будет представлять Россию, безусловно - Украину, Турцию, - сообщил руководитель МИД Франции. - Можно обсуждать формат, можно обсуждать конкретные выводы. Мы подготовим соответствующие документы, сейчас работа идет, этот документ будет послан в самое ближайшее время российскому правительству". Причем, по информации представителя Елисейского дворца, Париж видит "открытость по отношению к этим идеям" и со стороны Москвы.

Предложенная Парижем новая геополитическая комбинация имеет свои любопытные особенности. Из трех стран - России, Украины и Турции - только последняя является членом Североатлантического альянса. Поэтому возникает вопрос: идет ли речь о более согласованной стратегии в рамках этого альянса или Париж начинает собственную игру в Европе. Дело в том, что Пентагон уже заявил о стремлении разместить элементы своей системы ПРО в Турции или Болгарии. Американские СМИ почти как о свершившемся факте сообщали о противоракетной сделке с Турцией: о возможности размещения на территории этой страны комплексов ПВО Patriot, в том числе в новейшей модификации PAC-3. Газета "Вашингтон пост" увязывала эту сделку с противоракетным планом президента США Барака Обамы. И не только. В США хорошо помнят то, что еще 8 июня 2007 года на саммите "восьмерки" в Хайлигендамме (Германия) президент РФ Владимир Путин предлагал взамен отказа США от размещения элементов ПРО в Восточной Европе рассмотреть вариант размещения противоракет в Турции или же на кораблях ВМС США. Кстати, тогда же глава России заявил и о возможности использования в новой системе ПРО российских РЛС, в том числе и Габалинской в Азербайджане.

После прихода в Белый Дом администрации Барака Обамы проект ПРО претерпел определенные изменения. Речь шла уже об использовании более совершенных модификаций противоракет SM-3, которые должны получить "конкретную прописку" к 2020 году с целью создания "щита против возможной агрессии со стороны Ирана". Более того, было известно и о том, что Вашингтон ведет переговоры на эту тему с Израилем, с Палестинской автономией, с одной из арабских стран Персидского залива. Одновременно диалог относительно совместного участия в создании глобальной ПРО поддерживается и с Москвой. Однако столь широкий географический охват планируемой американской системы ПРО изначально вызывал немало вопросов. Их число еще более увеличились после того, когда, например,. Турция стала осознавать, что ее участие в такой системе означает переход на путь конфронтации с соседним Ираном, с которым - не без сложностей - удалось наладить конструктивные политические и торгово-экономические отношения. Плюс к этому Анкара поддерживает Тегеран в отношении осуществления его ядерной программы, отказалась от присоединения к антииранским санкциям, что привело к обострению отношений с Израилем.

То есть Турция фактически выпадает из разработанной США географической конфигурации ПРО. Другое дело, если она, как предлагает Париж, включается в так называемое второе европейское оборонительное кольцо вместе с Россией и Украиной. Учитывая, что Москва и Киев выступают за политико-дипломатическое урегулирование иранской ядерной программы, появление Турции в такой коалиции не должно вызывать определенных подозрений в соседнем Иране. Однако вопрос - коррелируется ли проект Парижа с американскими планами по системе ПРО - остается пока открытым. В данном случае просматривается несколько сценариев. Первый: как пишет итальянская газета Corriere della Sera, Франция решила расширить свои амбиции за рубежи Европейского союза и начинает вынашивать все более широкие геополитические планы. Во всяком случае, складывается устойчивое впечатление, что игра ведется именно в тот момент, когда для американской администрации проблемы внешней политики отходят на второй-третий план, поскольку она больше сосредоточена на решении внутренних задач: экономической стабилизации, повышении занятости и многом другом.

Поэтому президент Франции Николя Саркози решил действовать более активно, чтобы утвердить Францию в роли главного посредника между НАТО, Россией и Украиной с подключением к этому альянсу и Турции. То есть, если несколько лет назад в Европе говорили об оси "Париж-Берлин-Москва", то теперь речь идет о возможной оси "Париж - Москва - Киев - Анкара", которая может послужить стратегическим катализатором не только для сближения между этими странами, но и закрепить позиции Турции на общеевропейском плацдарме к востоку от "старой" Европы, предотвратить ее сползание в объятия одного только мусульманского Востока.

Второй сценарий: Париж, выстраивая второе кольцо европейской обороны, ставит все же задачу найти наиболее эффективный способ включить Россию, Украину и Турцию в систему американской ПРО. Если это так, то роль Франции может заключаться в решении проблемы налаживания военно-технического сотрудничества в самой системе НАТО с Россией и Украиной. При этом нельзя исключать, что НАТО возьмет на вооружение и некоторые российское или украинские (возможно, совместные) военно-технические стандарты в отдельных видах вооружений. Этот процесс может быть в первую очередь проецирован на Турцию.

Наконец, третий сценарий: Париж намерен во что бы то ни стало - решить важный для себя вопрос о продаже России "Мистралей". Дело в том, что решение французских властей о продаже вертолётоносца России подверглось резкой критике на заседании Европейского парламента в Страсбурге. Представители нескольких политических групп в Европарламенте обвинили французское правительство в нарушении законов ЕС, регламентирующих поставки вооружений за пределы данной региональной организации. С другой стороны, критики этой сделки есть и в России. 20 августа Министерство обороны России объявило международный тендер на постройку двух вертолётонесущих кораблей. Чтобы выйти победителем в этой схватке, Париж мог сыграть в "большую политику": с одной стороны обозначил горизонты возможного военно-технического сотрудничества сразу с тремя странами- Россией, Украиной и Турцией, с другой - обозначил перспективы собственной роли в новой системе безопасности в Европе. Но как бы то ни было, ясно одно: Париж вступает в новую фазу проведения более активной внешней политики за пределами "старой" Европы.