Минтранс России намерен обеспечить регулярное пассажирское и грузовое судоходство по Волге, несмотря на самый низкий за последние 6 лет уровень воды в реке. Как сообщил заместитель министра транспорта, руководитель Государственной службы речного флота Николай Смирнов, Минтранс России совместно с МПР России, Росгидрометом, руководителями крупнейших речных судоходных компаний, в частности АО "Волготанкер", АО "Волжское пароходство", АО "Северо-Западное пароходство", АО "Московское речное пароходство", определили меры, реализация которых позволит "минимизировать последствия мелководья на главном внутреннем водном пути России". Как сообщают "Морские вести России", замминистра отметил, что данная ситуация определяется главным образом тем, что уровень воды в Рыбинском водохранилище, являющемся основным регулятором уровня воды в бассейне Верхней Волги, на 1,41 метра ниже обычного и в связи с этим МПР РФ жестко контролирует отпуск воды из бассейна в Волгу в районе Городецкого гидроузла в Нижегородской области.

Н. Смирнов отметил, что "на всех остальных участках внутренних водных путей в европейской части России обеспечивается глубина в 4 метра, что достаточно для прохождения судов грузоподъемностью 4-5 тыс. тонн, а в районе Городецкого гидроузла глубина Волги составляет менее 3 метров". В связи с этим, пояснил руководитель Росречфлота, МПР ввело караванный метод прохождения судов через Городецкий гидроузел, когда отпуск воды из водохранилища в реку производится один раз в неделю и судам предоставляется возможность продолжить движение. Сложная ситуация, по словам замминистра, наблюдается и на некоторых участках реки Лена. В связи с этим принято решение по этим участкам проводить суда порожними и загружать их грузом в других районах реки, где имеются достаточные глубины для судоходства.

В то же время, по словам руководителя Росречфлота, практически прекращено грузовое и пассажирское судоходство на реке Амур, в частности в средних районах реки из-за мелководья. Тем не менее, подчеркнул Николай Смирнов, речные судоходные компании России за навигацию 2003 года планируют перевезти около 130 млн. тонн грузов, или на 5% больше, чем в прошлом году. Речные порты переработают около 200 млн. тонн грузов, что также на 5% превысит результат навигации 2002 года.