Состоялся визит президента РФ Дмитрия Медведева в Азербайджан. Ранее глава России посещал Баку летом 2008 и 2009 годов. Однако его нынешний визит в Баку проходил в качественно иных геополитических условиях. Подписанное накануне росссийско-армянское соглашение о продлении сроков аренды 102-й российской военной базе в Гюмри до 2044 года заметно изменило расстановку сил в Закавказье. При этом отметим, что Азербайджан объективно выступил для России в роли спарринг-партнера, потому, что в своей риторике относительно перспектив урегулирования карабахского конфликта он не только подвергал резкой критике существующие международные переговорные механизмы, но и заявлял о готовности решить проблему силовыми средствами. В этой связи президент РФ Дмитрий Медведев заявил в Баку, что судьба базы в Гюмри и ее мандата были одной из главных тем разговора и что российско-армянское соглашение означает только одно: "срок пребывания этой базы увеличивается на определенное количество лет".

Теперь, после достигнутого результата, Москва, устами неназванного кремлевского "источника" следующим образом уточнила свою позицию: она положительно оценивает то, что при участии международных посредников, властей обоих государств и при ее посредничестве карабахский конфликт находится в "потушенном состоянии" (раньше говорили - в "замороженном"). Все решения по этой проблеме должны исходить только от постоянно действующих форматов урегулирования конфликта - Минская группа ОБСЕ, двухсторонние встречи президентов Армении и Азербайджана, посреднические усилия Кремля. С учетом уже имеющегося опыта можно смело прогнозировать, что так называемое "потушенное состояние" карабахского конфликта будет сохраняться достаточно длительное историческое время. Как заявил в интервью азербайджанским СМИ глава российского МИД Сергей Лавров, "стороны сами должны договориться между собой", а " сопредседатели делают все возможное, чтобы способствовать этому". Но до принятия базового юридического документа еще очень далеко. Поэтому можно согласиться с мнением бакинского политолога Расима Мусабекова, который оценил задачу России как "стремление объяснить нам, что не надо дожимать Армению и торопить события относительно разрешения карабахского конфликта". В этом смысле визит главы России Дмитрия Медведева в Баку выполнил поставленную задачу.

В то же время, как подметил армянский политолог Левон Ширинян, "углубляя отношения с Арменией и наращивая военное присутствие на Кавказе, Россия утвердила зону своего влияния". Правда, по мнению политолога, якобы нынешняя активация России отличается от прежней царской активности тем, что "она осуществляется посредством Армении". Это не совсем так, поскольку укреплению позиций России в этом регионе во многом способствовал все же Азербайджан, занявший, кстати, грамотную позицию и во времена кавказского кризиса августа 2008 года.

Теперь, как говорится, долг платежом красен. Для Азербайджана обозначены новые горизонты дальнейших действий и возможное место в будущей "геополитической архитектуре" в регионе. Вот почему особое значение приобретает подписание с Азербайджаном договора о госгранице и межправительственного соглашения о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур. Этот документ закрепляет линию прохождения госграницы от точки стыка государственных границ России, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря. Переговоры о делимитации 390-километрового участка границы шли с 1996 года, однако стороны упирались в спорный вопрос о водоразделе на реке Самур, большая часть которой течет через российский Дагестан. Теперь настал момент расставить все по своим местам. Россия стала первой после развала СССР страной, которая подписала договор с Азербайджаном в условиях, когда другие пограничные с ним страны - Грузия, Иран, Армения, и Туркмения на Каспии - не спешат определяться с пограничным размежеванием. В этой связи напомним, что в ходе карабахского вооруженного конфликта Азербайджан потерял контроль не только над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами - Лачинским, Кельбаджарским, Кубатлинским, Зангеланским и частично Джебраильским, Физулинским и Агдамским, но и над 120-километровым участком бывшей советской границы с Ираном по реке Аракс. Проблема границы по Араксу может стать для Азербайджана одной из самых сложных, поскольку Иран - бывшая Персидская империя - может иметь иные виды на будущее устройство Закавказья, ханства которого в начале 19-го века входили в его состав.

Таким образом, обеспечив прикрытие для Азербайджана с севера, Москва выводит на первый план энергетическую составляющую в своих взаимоотношениях с Баку. Момент для действий и на этом направлении выбран как никогда удачный. Директор азербайджанской компании Turan Energy Ильхам Шабан заявил в интервью западным СМИ, что Запад загнал Азербайджан в тупик. Азербайджанский газ не покупают. "А что делать? У Азербайджана уже фактически образовался излишек газа на следующий год в 2,5 миллиарда кубометров, - утверждет Ильхам Шабан. - Вот здесь Россия выступает в роли доброго соседа и закупает у Азербайджана излишки газа, причем по завышенной цене". Сейчас "Газпром" покупает азербайджанский газ по 240-245 долларов за тысячу кубометров. Это - самая высокая закупочная цена, которую "Газпром" платит в СНГ. Для сравнения: по некоторым данным, РФ покупает туркменский газ по 190 долларов за тысячу кубометров, а казахский - по 230. Поэтому подписанное с Баку дополнение к действующему соглашению по закупке Россией азербайджанского газа, которое на данном этапе коммерчески не слишком выгодно, несет в себе серьезную политическую нагрузку. Согласно этому документу, с 2011 года Россия удвоит объем импорта до 2 млрд кубометров в год, а с 2012 года он превысит 2 млрд кубометров.

Конечно, Россия учитывает перспективу осуществления европейского проекта NABUCCO, который рассматривается в качестве конкурента газопроводу South Stream ("Южный поток"). Тем более, что операторы NABUCCO в качестве ресурсной базы для проекта определяют азербайджанский газ в объеме 10 млрд кубометров, туркменский и иракский - также по 10 млрд кубометров. Так что, выкупая свободный газ у Азербайджана по принципу, который озвучил в Баку глава "Газпрома" Алексей Миллер - "без верхней планки для объема поставок газа из Азербайджана" - Россия стремится не столько оставить без газовых ресурсов NABUCCO, сколько сохраняет возможность интеграции в этот проект. По словам Дмитрия Медведева, "российская позиция здесь всегда заключалась в том, что мы не можем и не должны препятствовать каким-либо проектам". При этом глава России заметил, что РФ и Азербайджан имеют "совпадающие интересы, потому что являются производителями энергоресурсов", а потому "должны договариваться и кооперироваться". В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что рассматривает двустороннее сотрудничество с Россией в энергетике "как долгосрочное, как стратегическое, и оно охватывает не только газовую сферу". Таким образом, итоги переговоров Алиев - Медведев в Баку закрепляют позиции России в регионе при одновременном укреплении региональных и международных позиций Азербайджана. В будущем это позволит Баку активно включиться в новую "игру". Причем в контекст расширяющегося российско-азербайджанского многопланового сотрудничества вписывается и стратегическое партнерство Азербайджана с Турцией с общим "российским тылом".