В Калининграде вчера, 4 сентября, завершился Балтийский транспортный форум, собравший более ста представителей крупнейших компаний транспортной отрасли, а также руководителей госструктур из России, Белоруссии, Литвы, Латвии, Казахстана и Германии. Как сообщили организаторы мероприятия, на встрече обсуждались проблемные вопросы развития транспорта Балтийского региона, сотрудничества и конкуренции морских портов Северо-Запада.

К сожалению, форум оказался не по карману муниципальному звену Калининградской области. В частности, специалистам самого западного муниципалитета России - Балтийского муниципального района, который уже много лет развивает совместный с соседними странами на Балтике проект мультимодального транспортного сообщения. О том, как органы местного самоуправления стараются создать морские ворота России на Западе корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал начальник отдела по внешним связям и перспективному развитию администрации Балтийского муниципального района и по совместительству руководитель российский секретариат еврорегиона "Балтика" Виктор Кошелев.

ИА REGNUM Новости: Почему ваш муниципалитет не был заявлен на Балтийском транспортном форуме?

Потому что это коммерческий проект. Руководители форума прислали нам письмо-приглашение, указав, что участие стоит свыше 30 тысяч рублей. Муниципалитет не потянул такую сумму.

ИА REGNUM Новости: Балтийск стал пионером в Калининградской области в вопросах международного сотрудничества в транспортной сфере. Насколько транспортная проблематика актуальна для калининградского региона?

Учитывая эксклавное положение Калининградской области, мы просто обязаны в качестве первостепенной задачи развивать транспортную инфраструктуру. Без транспорта жизнь в регионе замрет. В частности, в стратегии развития Балтийского муниципального района первым делом значится развитии мультимодального транспортного сообщения. Балтийск - это морские ворота на западе России, поскольку в порты Калининграда корабли с грузами технически не смогут зайти. Калининградский канал способен пропускать суда лишь с небольшой осадкой. А у Балтийска таких ограничений нет. Мультимодальность включает в себя и автогрузовую составляющую, и железнодорожную, и морскую, в том числе с использованием внутренних вод заливов, и трубопроводный транспорт. И, как следствие, начнет развиваться пассажирская составляющая, а отсюда - туристско-рекреационный бизнес вдоль побережья Балтийского моря. Это позволит повысить бюджеты муниципалитетов и социальный уровень населения.

После падения железного занавеса муниципалитет Балтийска сразу стал уделять большое внимание внешним связям. Совместно со странами-соседями был создан еврорегион "Балтика", который лежит на древних торговых путях. Сейчас мы разрабатываем проект трехстороннего приграничного сотрудничества "Интеграция Калининградской области в транспортную структуру юго-восточного узла" (проект SEBKnot, от Southeast Baltic Knot - юго-восточный узел Балтики. - ИА REGNUM Новости). А перед этим мы участвовали в проекте SEBTrans, который первоначально вообще не включал в себя Калининградскую область, грузопотоки шли из Швеции в Латвию и Польшу, минуя нас. Затем мы участвовали уже в более динамичных проектах, где Калининградская область значилась. Это проекты сотрудничества портовых городов на Балтике, транснационального зеленого коридора Восток-Запад, а это уже транспортный поток, соединяющий рынки Америки и Европы с нашей территорией.

ИА REGNUM Новости: Многие скажут, что это вы, муниципалы, занимаетесь международными вопросами федерального значения?

Дело в том, что в международной практике во всех подобных проектах участвуют именно муниципалитеты, лежащие в этом транспортном коридоре. Это и шведские Карлскруна, Карлсхамн, и польская Гдыня, и немецкий Росток. И везде в их стратегических планах транспортная международная составляющая лежит в качестве одной из первоочередных задач.

ИА REGNUM Новости: Есть идеальный вариант схемы, чтобы грузовые потоки шли, скажем, не в Прибалтику, а в Калининградскую область?

В настоящее время есть проект "Восток-Запад", который предусматривает транспортировку грузов из Карлcхамна (Южная Швеция) в Клайпеду (Литва). Затем уже этот поток распределяется по России и Белоруссии. Мы работаем над тем, чтобы часть этого потока распределилась из Южной Швеции в Балтийск. Здесь важна кооперация. Мы не хотим перехватить чей-то груз. Каждый получает свое в силу правильно построенной логистики и организации труда. Если мы наладим эту работу, то потоки пойдут на нас. Простой пример, в Швеции погрузка-разгрузка судна паромного класса происходит за один час. Паром берет 1800 человек и 500 транспортных средств. Представьте, что значит разгрузить такой паром за один час?

ИА REGNUM Новости: Я правильно понял, что на все ваши приграничные инициативы федеральный центр смотрит несколько снисходительно?

Не согласен. Балтийск становится более открытыми морскими воротами именно благодаря федеральному центру. Год назад на въезде в Балтийск сняли военную заставу (военные Балтфлота более полувека проверяли у всех въезжающих в Балтийск паспорта. - ИА REGNUM Новости). Часть территорий, ранее принадлежащих Балтийскому флоту, выведены из перечня, регламентированных для посещений иностранцам. Это, прежде всего, бывший бассейн № 3 Главной военно-морской базы Балтфлота, где построен пассажирский вокзал. В мае 2010 года решением руководителя Росграницы здесь открыт морской двухсторонний российско-польский пункт пропуска. Теперь сюда могут приходить корабли, следующие маршрутом Росток - Гдыня - Карлскруна. Уже в 2011 году запланировано открытие пассажирской паромной линии Гдыня - Балтийск. Причем, есть возможность безвизового посещения Балтийска, в связи с правительственным постановлением о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов в течение 72 часов. За это время возможно организовать экскурсионное обслуживание для польских и немецких туристов. Благодаря же открытию морского двухстороннего пункта пропуска, мы соединяемся с Эльблонгом, где уже пять лет построен и не работает вокзал. Отсюда появляется шанс регулярного паромного сообщения с Южной Швецией (9 часов перехода до Карлскруны).

И, безусловно, прорывной шаг - подписание соглашения о судоходстве России и Польши по Балтийскому (Вислинскому) заливу и постановление Путина о заходе через Балтийск судов под иностранным флагами на территорию Польши, чего раньше нельзя было делать. В общем, темы, которые раньше казались фантастическими, становятся реальными. Нормальные морские ворота получаются.