Белоруссия сегодня находится в ожидании начала борьбы на предстоящих президентских выборах, в ходе которых, по мнению многих экспертов, у действующего главы государства, не смотря на имеющейся у него административный ресурс, могут возникнуть достаточно серьезные проблемы. Как правило, шаткое положение белорусского президента связывают с ухудшающейся экономической ситуацией, и, что самое главное, с отсутствием прямой поддержки из России. Несмотря на это, Александр Лукашенко в очередной раз готов продемонстрировать своим соседям, что его политический потенциал до конца не исчерпан, а белорусы, как и прежде, не утруждая себя различными политическими изысканиями, в массовом порядке будут загнаны на выборные участки, чтобы в едином порыве отдать свои голоса за первого и единственного президента страны.

Нынешняя избирательная кампания Лукашенко, отягощенная рядом экономически и политических проблем, построена на уже опробованных ранее и ряде новых идеологических концепциях и лозунгах: 1. увеличение доходов населения; 2. сохранение достигнутого социально-экономического уровня; 3. борьба с коррупцией; 4. президент - гарант независимости Белоруссии; 5. широкое сотрудничество с Евросоюзом и США; 6. игнорирование политических оппонентов и оппозиции.

Пожалуй, главным, как и прежде, посылом к белорусскому электорату является повышение заработной платы. Подобные обещания были основными во всех предвыборных программах Лукашенко. Так, накануне выборов 2001 года, когда среднемесячная зарплата в Белоруссии составляла около 100 долларов США, а уровень жизни большинства ее жителей оставался низким, Александр Лукашенко пообещал увеличить зарплату служащих и рабочих страны до 250 долларов США в месяц в течение предстоящих пяти лет. В 2006 году населению было обещано увеличение объёма инвестиций в основной капитал в 1,7 раза, рост ВВП в полтора раза и средняя заработная плата в 500 долларов США к концу 2010 года. Однако, несмотря на то, что белорусскому лидеру удалось выполнить свое обещание к 2006 году, нынешняя ситуация значительно отличается от дел пятилетней давности, когда предприятия работали на полную мощность, а Россия субсидировала белорусскую экономику. Как отмечают эксперты, экономическая составляющая повышения зарплат в стране абсолютно несостоятельна, а заявления премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского о повышении ставки первого разряда с 1 ноября 2010 года с 90 тыс до 180 тыс рублей кажутся, по меньшей мере, смехотворными.

Единовременное повышение зарплат в бюджетной сфере в два раза может усугубить и так неблагополучное финансовое положение страны. Это можно связать не только с необходимостью поиска средств, но и с непременным увеличением спроса населения на иностранную валюту, нехватка которой наблюдается в стране уже достаточно продолжительное время. Однако, для большинства белорусского электората важны не последствия предстоящего необоснованного увеличения оплаты труда: инфляция, массовые сокращения, экономический коллапс - а сам факт повышения, которое позволяет здесь и сейчас решать насущные проблемы, а также закупать доллары и евро на "черный день". Такая позиция населения достаточно выгодна современным властям, которые умело играют не только на особенностях белорусского менталитета, но и на официальной статистике, объявившей о выходе Белоруссии из экономического кризиса.

Нынешние "планы" президента выглядят гораздо амбициознее предыдущих - довести заработную плату работоспособного населения страны к концу 2015 года до уровня, эквивалентного одной тысяче долларов. Это при том, что еще не ясно, каким образом будет выполнено предыдущее обещание о 500 долларах, когда в стране отсутствуют существенные экономические реформы, необходимые для рывка экономики, государство увязло в многомиллиардных долговых обязательствах перед МВФ и другими банковскими структурами, а выход на положительное сальдо внешней торговли планируется только к 2014 году. Подобные заявления о росте благосостояния населения накануне выборов ничем, кроме как PR-ходом, назвать трудно, так как при сложившейся политической и экономической ситуации всерьез рассчитывать на их выполнение не приходится.

Второй идеологической концепцией белорусского президента на предстоящих выборах является постулат о том, что лишь под мудрым руководством Александра Григорьевича Белоруссия устояла перед мировым экономическим кризисом и в настоящее время является одной из немногих стран Европы, которая смогла сохранить достигнутый ранее социально-экономический уровень развития. На основании данной установки белорусскому электорату предлагается вновь оказать доверие Лукашенко, чтобы стране ничего не грозило и в будущем. Подобная идея уже неоднократно доказывала свою жизнеспособность, так как она основана на важнейшей черте этнического самосознания белорусского этноса - консервативности. Определенная инертность, безынициативность, страх брать ответственность на себя и что-то менять в жизни прекрасно вписывается в пропагандируемую государством модель социального иждивенчества, когда индивидуализм отдельного человека отступает на второй план, а на первое место выходит идея общинного существования и круговой поруки.

По данным последних социологических исследований 67,8% белорусов "беспокоит" рост цен, 49,4% - алкоголизм, 42,7% - жилищная проблема, 37,8% - безработица, 23,4% - расслоение общества на богатых и бедных и так далее. Несмотря на это две трети белорусов (75,7%) относят себя к людям со средним достатком, 72,1% заявляют о том, что жизнь их устраивает, а более 60% уверены в завтрашнем дне и чувствуют спокойствие, надежду, уверенность, радость, воодушевление и даже чувство свободы.

Вышеуказанные статистические выкладки указывают на то, что среди белорусского электората, на настоящий момент, царит непонимание существующих в стране как социально-экономических, так и политических тенденций. Белорусы, не имея достаточных средств для достойной жизни, готовы брать "дешевые" кредиты, выплачивая их совместно со всеми своими родственниками, веря в то, что хуже, чем сейчас, не будет. Этому способствует пропагандируемая в обществе идея пришедшего с Лукашенко социального равенства и благополучия в противовес хаотичным и бесконтрольным рыночным отношениям, не способным удовлетворить основные потребности всех членов общества. При этом, большинство населения Белоруссии осознает, что весь тот социальный рай с низкими ценами на услуги ЖКХ, льготами и контролируемыми государством ценами, неуклонно уходит в прошлое.

Постепенное ухудшение экономического положения страны, которое накануне выборов сглаживается различными административными мерами, рассматривается белорусским электоратом как неизбежное зло, противостоять которому не только бессмысленно, но и, в какой-то мере, вредно. Такая позиция, сформированная отчасти как президентом, так и белорусской оппозицией, объясняется в народе достаточно просто - все в стране держится на Лукашенко и как только он уйдет, государство рухнет. В этом плане Александру Григорьевичу только на руку различные медийные изыски российских СМИ, заявляющих о полном контроле белорусской экономики семьей Лукашенко, так как в Белоруссии уже 16 лет насаждается страх перед повальной приватизацией и переделом государственной собственности, которая приведет к резкому увеличению безработицы, расслоению общества и падению уровня жизни. В таких условиях белорусам, большинство из которых помнит ситуацию в период распада СССР и создания независимого государства, гораздо проще проголосовать за человека, при власти которого жизнь стала на порядок лучше, чем в начале 1990-х. По этому критерию у Лукашенко соперников на предстоящих выборах нет.

Третья концепция предвыборной кампании белорусского лидера является подзабытая и реанимированная лишь в последнее время идея беспринципной борьбы с коррупцией. Необходимо напомнить, что именно под этим лозунгом Лукашенко победил на президентских выборах в 1994 году, сумев уловить разочарование белорусского электората в парламентской независимости. На протяжении продолжительного времени то тут, то там всплывали очередные коррупционные скандалы, кого-то снимали с должностей, отправляли подальше от центра или попросту сажали - чаще всего тихо и незаметно. Однако в настоящий момент перед администрацией президента стоит задача не только организовать показательное сражение с погрязшей во взяточничестве бюрократией, убрав при этом наименее надежных, но и создать для Лукашенко образ "доброго батюшки-царя", которого нагло обманывает местная номенклатура, творящая беззаконие без его ведома. Президенту отводится миссия лично своей карающею дланью искоренять коррупцию и взяточничество на местах.

Показательными являются заявления Александра Лукашенко, сделанные 30 августа на совещании по вопросам соблюдения правоохранительными органами законности при обеспечении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Национального парка "Припятский". По его словам, мониторинг работы с обращениями граждан (который, к слову, начал проводиться по поручению главы государства в этом году), выявил рост в текущем году обращений, связанных с вопросом соблюдения законности и правопорядка - 27% от общего количества обращения граждан. Поэтому президент выразил намерение лично разбираться с наиболее резонансными случаями. Однако белорусский лидер не забыл о своем образе "доброго царя", отметив, что "в законе все не пропишешь. Но понимание человеческого отношения, которое выражается в справедливости, в дополнение к закону - это будет высшая цель и правило нашего служения обществу и людям". "Все должно быть по-людски" - вот чего хочет, по мнению президента и его окружения, белорусский электорат. Поэтому такое понятие, как "ЗАКОН" отодвигается на второй план, подменяясь демагогическими рассуждениями о справедливости.

Продолжая играть на вопросах стабильности и социального благополучия, Лукашенко достаточно четко противопоставляет белорусскую и российскую проблему коррупции, считая, что верховная власть Российской Федерации, в отличие от Республики Беларусь, "попахивает коррупцией". Конечно же, прямых обвинений в сторону президента или премьер-министра России до выборов со своей стороны Лукашенко не допустит, однако белорусские официальные СМИ уже начали кампанию по дискредитации политического режима в России (чего стоит, например, "замечательная" программа "Права человека. Взгляд в мир", в которой место критики США и Западной Европы занял "подробный анализ" российской действительности). В итоге подобной деятельности в Белоруссии стали возникать различного рода течения и организации, готовые поддержать белорусского лидера в деле борьбы с коррупцией. Например, группа белорусских ветеранов боевых действий, предупреждающая президента о том, что вокруг него "сжимается кольцо алчных проходимцев", обратилась к Александру Лукашенко с предложением создать организацию "Боевое братство без границ" и совместно навести порядок в стране: "Вы, являясь непримиримым борцом с коррупцией, находитесь в большой опасности, и это настораживает. Не станет вас, все это рухнет!". Подобные заявления, коих немало, демонстрируют удивительную способность белорусских властей путем полуправды и показухи увлекать за собой электорат, не заботясь о последствиях.

Осенью 2009 года Александр Лукашенко заявил о том, что руководство любой страны должно начинать борьбу с коррупцией с себя: "Для того, чтобы не было коррупции, это ты должен быть не коррумпирован, ты, председатель правления национального банка, вице-премьер, премьер". Однако, изучая 16 лет развития президентской Белоруссии, невольно приходишь к выводу, что пропагандируемый президентом лозунг: "У власти должны быть честные люди" - с каждым годом становится все более несостоятельным.

Во второй части будет продолжен анализ идеологических концепций предвыборной кампании Александра Лукашенко.