Интервью ИА REGNUM Новости с заместителем министра иностранных дел Армении Шаваршем Кочаряном

ИА REGNUM: Г-н Кочарян, 2 сентября в Нагорном Карабахе будет отмечаться День независимости. Президент Армении Серж Саргсян, выступая на днях в Степанакерте, заявил, что возврат Карабаха в состав Азербайджана невозможен. Однако переговоры по политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта продолжаются, и, кажется, после последних переговоров в Астане - безуспешно. Во всяком случае, оптимистических оценок мы уже не слышим. В чем загвоздка? Какие перспективы у процесса?

Начну с того, что президент Армении заявил не только о невозможности повернуть время вспять, но и подчеркнул, что Нагорный Карабах является состоявшимся государством.

Что касается переговорного процесса... На сегодняшний день на столе переговоров лежит один документ - это Мадридские базовые принципы, и Армения и Азербайджан дали согласие принять их в качестве основы для переговоров. После выработки этого документа от посредников поступают различные предложения, направленные на то, чтобы сблизить позиции сторон. Последнее такое предложение было сделано президентом России Дмитрием Медведевым в Санкт-Петербурге, и, в присутствии президента Армении Сержа Саргсяна, президент Азербайджана Ильхам Алиев дал согласие работать на основе этого предложения. Все, что происходило после этой встречи, после этого согласия азербайджанской стороны, представляется, по крайней мере, странным.

Однако в поведении Баку есть и своя логика - деструктивная линия, которая всегда мешала двигаться вперед. Она состоит в извращении самой сути конфликта, попытках спихнуть свою вину за развязывание вооруженной агрессии и ее последствия на армянские стороны и исказить документ, который принят за основу урегулирования - базовые принципы. В частности, вырвать один из обозначенных принципов и, вопреки международному праву, вопреки уставу ООН, непрерывно талдыча о территориальной целостности, противопоставлять его праву на самоопределение народа Нагорного Карабаха.

Однако если мы хотим двигаться вперед, то Азербайджану необходимо понять, что свободное волеизъявление карабахского народа, как об этом говорится в заявлении президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, является юридически обязывающим - Баку должен смириться со свободной волей карабахского народа, а не пытаться определять за него, каким будет будущий статус НКР. Это решает народ победившей и свободной республики. Азербайджан должен признать свою ответственность за развязывание агрессии против НКР, проявить готовность возвратить оккупированные им территории НКР и вести переговоры с властями НКР по вопросам, представляющим взаимный интерес. Вот тогда будет зафиксирована конструктивная позиция Баку и его желание двигаться вперед.

ИА REGNUM: Заявления о невозможности отделения Нагорного Карабаха Баку чередует угрозами возобновить войну. К чему может привести такая стратегия ведения переговоров в среднесрочной перспективе?

Баку признал субъектность НКР еще в 1994 году, когда подписал с ней соглашение об установлении режима прекращения огня. Баку делает вид, что не понимает невозможность присоединения Нагорного Карабаха к Азербайджану. Непрерывная милитаристская риторика, как и попытки вынести карабахскую проблему в повестку различных международных организаций - деструктивная линия, препятствующая переговорному процессу. Ведя такую линию, азербайджанские политики еще и сетуют на то, что проблема не разрешается столь длительное время. Азербайджан не хочет признаться в том, что не готов к компромиссам. Их принцип - или все, или ничего, а также непрерывный шантаж мировой общественности. Такая линия не может привести к позитивным результатам. Она ведет в никуда...

ИА REGNUM: Однако же международная общественность четко зафиксировала свое стремление добиться решения проблемы Нагорного Карабаха. Существует ли внешний фактор, способный оказать влияние на позицию Баку. Скажем, допускаете ли вы давление со стороны Турции?

Во всяком случае, пока Турция действует в направлении ужесточения позиции Азербайджана, а не повышения уровня ее конструктивизма.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что Азербайджан и Турция выработали совместную линию долгосрочного давления на Армению - принуждения Еревана к стратегическим уступкам?

Если кто-то рассчитывает на то, что Армения может быть подвержена давлению в этом вопросе, то он глубоко ошибается. По крайней мере, заявления президента Армении, в том числе последнее, сделанное в Степанакерте, свидетельствует как раз об обратном. А именно о том, что армянская сторона поддерживала и всегда будет поддерживать свободное волеизъявление народа НКР. Более того, сама постановка - "Армения что-то может уступить" - в корне неверная. Есть сторона карабахско-азербайджанского конфликта - Нагорно-Карабахская Республика. Она сама решает вопросы,затрагивающие ее интересы. Армения же стоит и будет стоять на страже безопасности НКР.

ИА REGNUM: В риторике Баку и Анкары появилась новая тема - возможное временное разблокирование армяно-турецкой границы для проведения гуманитарных учений НАТО на армянской территории. Откуда эта тема возникла?

Это какое-то искусственное шоу, поднятое турецкой и азербайджанской сторонами. Мы были достаточно сдержаны, наблюдая за этим шоу. С другой стороны, тот факт что Турция односторонне закрыла границу с Арменией не позволяет ей думать, что односторонне закрытая граница может быть в любой момент односторонне открыта для турецких представителей.

ИА REGNUM: То есть Армения оставляет за собой право в определенный момент сама решать режим пересечения государственной границы?

Естественно, даже в случае открытой границы каждая страна обладает суверенным правом самой определять порядок ее пересечения. А вся эта шумиха... Она напоминает, что "благодаря" Турции Европа имеет в 21 веке закрытую границу.

ИА REGNUM: Визит президента России Дмитрия Медведева в Армению и подписание с армянской стороной договора о пролонгации срока дислокации военной базы РФ в Гюмри вызвало волну комментариев. В частности, азербайджанские политологи и политики провели параллели с подписанным в те же дни в Баку соглашением о стратегическом партнерстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией. Хотя документ этот так и не был представлен на суд общественности, говорилось, что в нем наличествует некая военная составляющая. Как вы думаете, может ли Турция противопоставить нарастающему российско-армянскому партнерству новую военную активность в регионе. Многие говорят о перспективе дислокации турецкой военной базы в Нахичевани...

Вы справедливо отметили, что в отличие от документов, подписанных Арменией и Россией в Ереване, соглашение, подписанное Азербайджаном и Турцией, осталось тайной за семью печатями. Вместе с тем, практика показывает, что даже опубликованные документы, в том числе и международное право, грубо искажаются Азербайджаном. Что говорить о документе, который так и не был опубликован. Что же касается протокола между Арменией и Россией по базе, то о значении этого документа было исчерпывающе сказано во время совместной конференции президентов Армении и России. Серж Саргсян однозначно охарактеризовал его суть, а заключается она в том, что документ стал очередным свидетельством долгосрочного совпадения интересов Армении и РФ, поднял на новый уровень стратегическое сотрудничество двух стран.

Крайне важно и с экономической точки зрения, что документ направлен на поддержание стабильности в регионе. Он повышает уровень предсказуемости, тем самым снимая определенные риски для инвесторов. И это касается не только инвестиционного климата в Армении, но и в других странах региона.

ИА REGNUM: В Азербайджане прозвучала мысль, кажется, ее высказал замминистра иностранных дел Азимов, о том, что Армения выступает в роли регионального плацдарма для России. Договор по базе - насколько он исходил из интересов самой Армении?

Я уже сказал, что долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество Армении и России способствует укреплению стабильности в регионе. Конечно, она нужна России, но еще больше в стабильности нуждаются сами страны Южного Кавказа. Тот же, кто озабочен этим, наверное, желал бы дестабилизации.

ИА REGNUM: Какие ожидания от предстоящего 2 сентября визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку?

Не буду прогнозировать. Но, в то же время, хотелось бы, чтобы в качестве одного из итогов визита стало придание нового импульса конструктивности нагорно-карабахскому переговорному процессу. Не секрет, что президент России при всей своей занятости уделяет много времени, чтобы сдвинуть процесс в позитивное направление.

ИА REGNUM: Итак, если Ереван и Баку вновь пришли к тупику в переговорах по Карабаху, граница с Турцией осталась закрытой, Россия пролонгировала свое военное присутствие, обеспечив военный паритет, можем ли мы сказать, что статус-кво на Южном Кавказе укрепился и продержится еще долгое время?

Все зависит от того, с каких позиций оценивать. Регион достаточно взрывоопасен. Это показывает история. Поэтому одним из важнейших факторов здесь является поддержание стабильности. Если оценивать статус-кво с позиций стабильности и безопасности, то они могут только способствовать урегулированию отмеченных вами проблем.

ИА REGNUM: Кстати, на прошлой неделе в зоне конфликта зафиксировано около 300 инцидентов... Почему бы МГ ОБСЕ не выступить с заявлением по этому поводу?

Это уже вопрос к сопредседателям Минской группы. Но не стоит недооценивать усилия России и других стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США и Франции. МГ ОБСЕ имеет две функции, и одна из них - поддержание режима прекращения огня. Этому способствуют консультации и переговоры, проводимые при посредничестве Минской группы. Само по себе уникально, что с 1995 года режим прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского противостояния поддерживается силами сторон конфликта, без посторонней помощи. Конечно, периодически бывают перестрелки, есть раненые и убитые. Этот вопрос можно было бы решить консолидацией усилий по укреплению режима прекращения огня. Но Азербайджан отклонил все инициативы посредников в этом направлении, в том числе об отводе снайперов с передовой линии.

Стоит также отметить, что шанс способствовать повышению уровня безопасности региона был дан и Турции, однако она потеряла его. Похоже, Анкара оказалась заложницей Баку в этом вопросе.

ИА REGNUM: Насколько справедливы оценки о том, что США и ЕС некоторым образом ослабили свое влияние в регионе? Особенно на фоне поступательного роста активности в отношениях Москвы с Арменией, Азербайджаном, да и Турцией.

И российское руководство, и представители стран-сопредседателей МГ ОБСЕ открыто заявляют, что все шаги Москвы направленные на урегулирование карабахского конфликта согласуются с партнерами по посреднической миссии - США и Францией. Невзирая на закрытые Турцией и Азербайджаном границы, регион открыт для разностороннего сотрудничества и все страны региона активно сотрудничают с США и ЕС.

ИА REGNUM: Вскоре в Азербайджане будут парламентские и президентские выборы. Можно ли сказать, что карабахский процесс может быть сдвинут с мертвой точки только после смены власти в Азербайджане?

Говорить о смене власти в стране, где власть передается по наследству, где конституционно закреплена возможность пожизненности власти, практически в монархии, нет никакого смысла. Это нереально. Мы имеем дело с состоявшейся авторитарной моделью правления. И это достаточно серьезная проблема не только для азербайджанского народа, но и для соседних государств.

ИА REGNUM: Обладают ли Армения и Карабах достаточным политическим и экономическим потенциалом для того, чтобы сколько угодно долго держать линию обороны?

По оценкам различных авторитетных структур, экономика Армении куда более стабильна и гибка, чем экономика Азербайджана. Наша экономика диверсифицирована, поскольку мы задействуем в немалой степени интеллектуальный потенциал. Демократически несостоявшиеся страны, страны с переходной экономикой, не могут построить эффективную экономику, опираясь исключительно на экспорт углеводородного сырья. И Армения и Карабах имеют куда более надежные основы для развития и повышения эффективности экономики, а следовательно и вооруженных сил.