В середине июня 2003 сотрудники УВДТ задержали группу воров, которые дважды наведывались в магазин за продуктами питания. Помимо кражи, трое воров вовлекли в преступную деятельность воспитанника новосибирского детского дома, который находился в розыске 1,5 года, но был, как оказалось, "под присмотром" бомжа, некоего Пересыпкина. Иногда в вояжи по Новосибирску Пересыпкин брал с собой детдомовца, так как в мегаполисе бутылок можно было собрать больше.

На ночевку 33-летний бездомный мужчина приезжал на станцию Посевная к двум женщинам, одной из которых бежавший детдомовец доводился дальним родственником. Первый раз кража из магазина, расположенного на новосибирской станции Посевная, произошла в апреле текущего года. Оба собирателя бутылок вернулись из Новосибирска с небольшими деньгами, есть в доме оказалось нечего. Тогда бомж одолжил у соседа монтировку, и вдвоем с мальчиком они сходил ночью на станцию, где показал, как надо подламывать двери и добывать пропитание. Украли продуктов на 6 тысяч рублей. 17 июня торговую точку подломили снова. Женщины занимались укрывательством. Всех участников задержали. Помимо кражи организованной группой бомжу может быть вменена статья УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность. На период разбирательства бездомные подельники обрели крышу над головой - бомж помещен в ИВС, а мальчика направили в приют, так как детдом, где он числится воспитанником, убыл в летний лагерь.

20 июня на переходном пешеходном мосту у главного вокзала Новосибирска инспектор ПДН ЛОВД Тамара Якунина увидела очередного безнадзорного мальчика. Тот просил у какого-то бомжа закурить. Увидев приближающегося инспектора, мальчик убежал. Однако вскоре его всё же препроводили в "детскую" комнату на вокзале, где из уст ребенка прозвучала очередная бесхитростная история. Тут даже прямое обращение к президенту Путину не помогло. Наоборот, положение мальчика только ухудшилось. В День Защиты Детей - 1 июня - Жене Шлыкову из села Безменово Черепановского района исполнилось 10 лет. Женя закончил второй класс, перешел в третий. В протоколе, какой составили в инспекции на вокзале по поводу его безнадзорного пребывания, он правильно расписался, чем вызвал уважение инспекторов - другие безнадзорники, возрастом постарше, порою выводят каракули с трудом. Женя рассказал, что безнадзорный он потому, что ищет маму, никак не может ее найти. Его мама не работает, сидит дома - воспитывает полуторагодовалого брата. Есть дома и отчим, с ним у мальчика отношения не сложились. "Вот придет лето, - говорил весной приемный отец. - Уходи из дома!" Лето пришло в Женин день рождения. Но Женя покинул дом по другому поводу. Дело в том, что его мать недавно смотрела по телевизору центральную новостную программу, в которой прозвучал адрес Президента России, по которому малоимущие и многодетные семьи могут обращаться за материальной помощью. Письмо ушло на этот адрес, и такая материальная помощь, если не от самого Президента, то от местных органов социальной защиты населения действительно поступила - 3000 рублей. Для многодетной матери - большое подспорье: ведь помимо Жени и его сводного брата есть 15-летняя сестра Жени, живущая на иждивении бабушки в соседнем селе Дорогино. Но деньги на детей не пошли. Получив их, мать исчезла, чтобы пропить. Побоявшись остаться с отчимом, мальчик пошел ее искать. Женя сообразил, откуда начать поиски. Пришел в поселковую кассу, где "путинские" рубли были получены. Исходил все село - безрезультатно. Поехал в село Дорогино к бабушке. И там мамы нет. Мальчик попросился у бабушки пожить, но сердобольная женщина отказала - ложилась в больницу. "Вернусь из больницы и заберу тебя к себе, раз родители пьют". Мальчик отправился в Новосибирск.

Вышел из электрички на остановке "Речной вокзал" - сходил на Обь, искупался. Ходил по улицам, вглядываясь в лица встречных женщин. Попал на станцию Новосибирск-Южный - ночевал в подъездах жилых домов, подложив картонку, однако спину все равно холодило. Ходил по квартирам и спрашивал у жильцов еду. Оказался возле церкви - Вознесенского собора, где молился. Прохожие подавали горемыке мелочь. На "молельные" деньги мальчик покупал хлеб. И искал маму. После таких странствий и поисков его направили в приют "Радуга". Женя упирался, не хотел туда ехать.

На следующий день инспектор ПДН Тамара Якунина не узнала Женю. Увидев недавнюю свою "задержательницу", умытый и накормленный мальчик побежал ей навстречу. Сказал, что тут хорошо и что он не хочет отсюда уезжать. Но его мать родительских прав не лишена, а, значит, получит Женю обратно.

10 июня трех подростков, волокущих по переходному мосту неподъемные раздутые сумки, инспектор ПДН ЛОВД на ст. Новосибирск Игорь Дроздов приметил сразу. Два мальчика, 12 и 14 лет, и 13-летняя девочка торопились на электричку. Уже объявили посадку на электропоезд до станции Посевная. С явной неохотой троица побрела в кабинет на собеседование: кто? откуда? почему без присмотра родителей? Эти и другие вопросы задал инспектор натрудившимся за день детям. Выяснилось, что дети возят домой пропитание с городской свалки.

При разборе содержимого сумок в кабинете сразу появился устойчивый запах помойки. Имевшиеся у детей продукты: соль, перец, масло, фрукты, ягоды, желе, жиры, какие-то приправы и прочие с виду съедобные кусочки пищи - все это было аккуратно разложено, расфасовано в опорожненные коробочки, обернуто тряпочками и бумажками, помещено в разнокалиберную тару с плотно подогнанными крышками. Обескураженные безнадзорники признались, что специально приехали на новосибирскую свалку - очень кушать хочется. Там, где прошелся по горе мусора помоечный трактор, еще остаются не до конца расколотые баночки с вареньем и йогуртом, сметаной и маслом, срок годности которых истек. Но для голодного желудка это безразлично. Помимо пищи, дети присмотрели и прибрали босоножки для девочки, в которых еще ходить можно. Подобрали тетради с не испачканными листами, шариковые ручки, книги. Дети пояснили, что так они готовятся к школе.

Пищевые помоечные мешки вокзальные уборщицы отнесли в мусорный контейнер. А босоножки, ручки и тетрадки дети отстояли. Их так и отправили в приют со школьными принадлежностями. Все эти дети живут с родителями, родными и приемными, или в неполных семьях. Кто-то из матерей сидит дома и воспитывает ребенка. Отчим одного мальчика работает охранником. 25 июня в "детскую" комнату милиции на вокзале Новосибирск-Западный за бой стекол в пассажирском поезде Новосибирск-Кулунда доставлены Андрей П. и Антон Е., 9 и 10 лет, которые работают грузчиками на продуктовом микрорынке, расположенном в городской черте возле остановочной платформы "Западная площадка". По словам инспектора ПДН ЛОВД на ст.Новосибирск Салмана Аллахвердиева, оба мальчика проживают поблизости, на улицах Невельского, 67, и Троллейной, 160 - в неблагополучных семьях. Отца у Андрея нет, мать устраивает жизнь с другим мужчиной. Поэтому мальчик, ученик 1 класса 86-ой школы, находится без присмотра. На попечении его бабушки, которая могла бы за ним присматривать, находится 14-летняя сестра-инвалид. Девочка не разговаривает и не ходит, передвигается в инвалидной коляске - престарелая женщина не может покинуть внучку, чтобы уделить внимание внуку. В семье Антона - мать и отец, злоупотребляющие спиртными напитками. Во время визита инспектора ПДН на квартиру Антона пьяный отец в компании трех собутыльников заявил, что мальчик дом покинул и его местонахождение ему неизвестно. Выяснилось, что Антон, ученик 1 класса 129-ой школы, вместе со своим другом Андреем ночуют в теплотрассах и кустах, а днем работают. Первоклассников приняли на должности грузчиков продуктового микрорынка с ежедневной выплатой 20 рублей каждому. Малолетки кантуют и складируют картонную тару. А в перекурах - обкидывают камнями проходящие поезда. Информация о сомнительном "трудоустройстве" мальчиков и полной безответственности их родителей поступила в комиссию по делам несовершеннолетних Ленинского района, где должны принять решение и обеспечить детей нормальными условиями жизни.

29 июня в пригороде Новосибирска произошла трагедия, связанная с противоправным поведением детей на железной дороге. На 29 км перегона Бердск-Сеятель по шпалам шли трое подростков, в итоге один - погиб. По словам начальника ПДН ЛОВД на ст. Инская Любови Огурцовой, накануне трое мальчиков навещали друзей, отдыхающих в лагере "Тимуровец". Стали возвращаться обратно - на остановочной платформе "Береговая" узнали, что электрички долго не будет. Решили идти по шпалам, что категорически запрещено делать. Но для одного из подростков, 15-летнего Александра, нарушать закон было не впервой. Парень давно стоял на учете, так как был замечен в кражах и нарушении других статей УК РФ. И в этот раз - он шел немного впереди двух подростков, но все трое по пути обкидывали камнями проходящие поезда. Машинисты по рациям предупреждали друг друга, что от трех фигур, бредущих по смежной ветке, летят камни. Навстречу троице шел поезд, который подавал сигналы. Мальчики приготовились и его обкидать, но двое шедших сзади сошли на насыпь. А шедший впереди - нет. И откуда ему было знать, что машинист встречного подает тревогу не только потому, что хочет избежать обстрела. А потому, чтобы предупредить о приближении другого поезда, идущего им в спину. Машинист грузового поезда, шедшего со скоростью 60 км/час, применил экстренное торможение, оказавшееся бесполезным. Он тоже подавал сирену - из-за шума проходящего поезда подросток ничего не услышал. Выступающей частью локомотива его смертельно травмировало. Когда к отброшенному телу подбежали, подросток уже не дышал. У него была сильно разбита голова.

Сведения о работе ПДН ЛОВД на ст.Новосибирск за 6 месяцев 2003 года:

Всего доставлено детей за безнадзорное пребывание - 1410. Из них: нетрезвых - 78, за самовольный уход из дома - 240, за совершенные правонарушения (безбилетный проезд, проход ж. д. путей в неустановленных местах) - 460, направлены в приюты - 163. 13 детей разбили 8 стекол проходящих пассажирских поездов и электропоездов. За ненадлежащее воспитание детей на их родителей составлено 525 протоколов. За различные административные правонарушения составлено 123 протокола на самих несовершеннолетних. Травмированных детей нет. 1 несовершеннолетний погиб - сбит поездом.