Арташес Гегамян: Протокол №5: безопасность Армении против предательства национальных интересов

Баку, 1 сентября 2010, 09:29 — REGNUM  

Можно без преувеличения сказать, что в минувшие две недели в центре внимания СМИ Армении были дискуссии в связи с состоявшимся 19-20-го августа государственным визитом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения. Итогом Государственного визита президента РФ в Армению стал пакет из пяти документов: о сотрудничестве в строительстве нового энергоблока на Армянской АЭС, о взаимном учреждении торговых представительств, о реадмиссии, а также меморандум, по которому Федеральная служба РФ по военно-техническому сотрудничеству откроет в Армении совместные предприятия и центры по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники. Однако, кульминацией государственного визита стала двусторонняя договорённость, в соответствии с которой срок пребывания российской военной базы в Армении продлён на 49 лет (действующий договор был подписан в марте 1995 года сроком на 25 лет ратифицирован в 1997 г.).

Особенно острые дискуссии развернулись именно вокруг Протокола №5 между Российской Федерацией и Республикой Армения, подписанного министрами обороны двух стран - Анатолием Сердюковым и Сейраном Оганяном, в котором, кроме упомянутого продления срока пребывания российской военной базы на территории Армении, была принята новая редакция статьи 3 действующего договора, где было указано, что "Российская база в период её пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функции по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с вооруженными силами Республики Армения безопасность Республики Армения".

Откровенные противники российско-армянского стратегического партнёрства усмотрели в этом документе опасность, якобы грозящую Армении потерей суверенитета, обвинили руководство республики в "предательстве национальных интересов", "потере независимости", "потакании имперским амбициям России в ущерб национальных интересов " и прочих смертных грехах. Сторонники же всестороннего развития отношений между Россией и Арменией, в основном, старались в деликатной форме объяснить, что это не совсем так. После ознакомления с многочисленными публикациями складывалось двоякое ощущение: с одной стороны, осознавая реалии современного международного расклада сил в нашем регионе, трудно переоценить значение и итоги государственного визита Президента России в Армению с точки зрения обеспечения реальных гарантий безопасности нашей республики на ближайшее полстолетие; с другой стороны, в ходе развернувшихся вокруг этого дебатов отдельные представители официального Еревана стали почему-то ещё и оправдываться за подписание этих соглашений.

Такое неприемлемое, искусственно и искусно навязанное нашему обществу извне извращённое толкование достигнутых между нашими странами договорённостей породили ощущение двойственности сложившейся ситуации и стали побудительным мотивом для того, чтобы непредвзято проанализировать значение подписанных в ходе государственного визита документов. Но прежде чем это сделать, будет уместно вкратце остановиться на положении, складывающемся в последнее время в регионе Южного Кавказа.

Итак, спустя четыре месяца после августовской войны 2008 г. между Грузией и Южной Осетией, 9 января 2009 года в Вашингтоне госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Грузии Григол Вашадзе подписали "Хартию о стратегическом партнёрстве США - Грузия". Следует отметить, что, в частности, во второй части этой Хартии записано: "Признавая то, что миру и стабильности в мире угрожает опасность, принимая во внимание обязательство, вытекающее из соглашения 12-го августа (2008 года - А.Г.) о прекращении огня между Грузией и Россией, Соединённые Штаты Америки и Грузия планируют расширить рамки программ сотрудничества в сферах обороны и безопасности, с целью устранения этих угроз и содействия миру и стабильности. Сотрудничество и партнёрство между Соединенными Штатами Америки и Грузией в сферах обороны и безопасности полезно как для обоих государств, так и для региона". Примечательно, что после подписания документа в заявлении для прессы Кондолиза Райс подчеркнула, что США поддерживали и всегда будут поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии, а также "её стремление к евроатлантической интеграции", а министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, в свою очередь, отметил, что содержание документа обсуждалось и с администрацией избранного президента США Барака Обамы. Таким образом, США в соответствии с этим документом обязуются обеспечивать безопасность соседней Грузии.

Вспомним также, что в рамках официального визита президента Турции Абдуллаха Гюля в Азербайджан 16 августа 2010 г. в Баку президенты Азербайджана и Турции подписали Договор о стратегическом партнёрстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией. В соответствии с этим договором Турция берёт на себя обязательство быть гарантом безопасности и территориальной целостности Азербайджана. Напомним, что ещё весной 1999 года между Турцией и Азербайджаном был подписан принципиальный договор о стратегическом сотрудничестве, который содержал в себе два существенных момента. Первый: Азербайджан не может без согласия Турции принимать решения о начале военных действий, и второй: Турция гарантирует безопасность Азербайджана в случае любой агрессии против него, оказывая военную и политическую помощь. В этой связи вспомним также, что на протяжении всего периода военной фазы Нагорно-Карабахского конфликта в 1992-1994 гг. Турция неприкрыто помогала Азербайджану как военной техникой, так и многочисленными военными инструкторами и советниками. Так, 17.01.1999 г. влиятельная турецкая газета Hurriet приводила конкретное число высокопоставленных турецких военных в Азербайджане, которых согласно этой публикации было 256. Впечатляет также диалог между тогдашним президентом Турции Сулейманом Демирелем и лидером крымско-татарского движения Мустафой Джемилевым (Джемилоглу), состоявшийся в мае 1994 г. во время официального визита турецкого президента на Украину. Демирель тогда, в частности, сказал: "Азербайджанцы тоже должны слагать свою героическую эпопею. Мы в Азербайджане сделали всё, что возможно. Есть мероприятия, о которых я не могу говорить, но мы не можем позволить столкновения Христианства и Ислама в Азербайджане. Я не авантюрист и не позволю своей стране ввязаться в авантюру. Это было бы на руку тем силам, которые требовали вмешаться, но я отвечал им - если пойдём, то столкнёмся с Россией". В этой связи нелишне отметить и то, что для вербовки турецких и иностранных специалистов для участия в боевых действиях на азербайджанской стороне в Нагорно-Карабахском конфликте была использована территория самопровозглашённой Турецкой Республики Северного Кипра. Именно с Северного Кипра британские и турецкие наёмники перебрасывались в Азербайджан.

Да, я не оговорился, британские и турецкие наёмники, о чём в своё время со всей убедительностью было заявлено баронессой Кэролайн Кокс, вице-спикером Палаты лордов Великобритании. Она в своем письме, направленном влиятельной английской газете The Independent (письмо было напечатано в номере от 24 января 1994 г.), приводит отрывок своего разговора с высокопоставленным чиновником британского МИД, который на запрос баронессы о наличии британских наёмников в Нагорном Карабахе ответил, что "ни одна страна не интересуется судьбой другой страны, каждая имеет лишь интересы. Мы имеем нефтяные интересы в Азербайджане". Вице-спикер Палаты лордов завершила своё письмо в редакцию газеты The Independent словами: "Мне никогда не было так стыдно быть британцем". Баронесса К. Кокс в своём письме в редакцию газеты также указывала: "Если так будет продолжаться, мне будет стыдно, когда мои внуки и правнуки узнают, что наше государство предпочло торговые интересы правам человека и способствовало уничтожению армян на их исторической родине - в Нагорном Карабахе".

Наряду с этим отметим, что сразу после встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге 20 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев, казалось, движимый наивным желанием досадить российскому руководству, прибыл с рабочим визитом в Грузию, в Батуми. После, переговоров, проведённых с И.Алиевым, президент Грузии М.Саакашвили заявил: "Мы говорили о том, чтобы создать постоянно действующую группу, которая будет работать над транспортным коридором из Средней Азии и Северного Китая через Грузию и Азербайджан", то есть речь шла о новом транзитном коридоре в нашем регионе, который - так же, как и железнодорожная магистраль Баку-Ахалкалаки-Карс, - будет проложена в обход Армении. Более того, в ходе этой встречи президент Саакашвили, характеризуя сложившиеся между Азербайджаном и Грузией взаимоотношения, заявил о необходимости создания конфедеративных отношений с Азербайджаном, поскольку, согласно президенту Грузии, "грузино-азербайджанские связи переросли из стратегических в нечто большее". Спустя несколько дней М.Саакашвили повторил своё заявление на заседании правительства Грузии, а затем заместитель министра иностранных дел этой страны Нино Каландадзе сообщила журналистам о том, что "технически Грузия уже дала согласие на создание конфедерации с Азербайджаном".

Не будет излишне упомянуть и о том, что Азербайджан, кроме упрочения стратегических партнёрских отношений со своими ближайшими соседями -Турцией и Грузией, налаживает тесное военно-техническое сотрудничество с Израилем. Так, спустя два месяца после официального визита президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан, состоявшегося 28-29-го июня 2009 года, израильская оборонная компания Elbit Systems открыла представительство в Азербайджане. В дальнейшем министерство оборонной промышленности Азербайджана, подписав соглашение с кампанией Aeronautics, являющейся мировым лидером в сфере производства беспилотных летательных аппаратов, начала осуществление совместного проекта в области их производства. Отметим также, что созданный этой компанией спутник Tec SAR (об использовании которого была достигнута договорённость) оснащён радаром с синтезированной аппаратурой, позволяющей получить снимки поверхности Земли с высоким разрешением вне зависимости от погодных условий. Это, по мнению азербайджанских военных экспертов, - незаменимая система для ведения военных действий в горной местности, особенно, если учитывать ландшафт Нагорного Карабаха. Ещё один совместный проект, который обсуждался израильскими и азербайджанскими оборонщиками, - производство особой модификации израильской БМП. Уже не приходится говорить о подписании ряда контрактов на поставки Азербайджану израильской техники и вооружений на общую сумму в несколько сотен миллионов долларов.

Представляется очень существенным необходимость коротко остановиться на американо-азербайджанских отношениях. Их уровень наиболее ёмко был охарактеризован на конференции "Отношения между Азербайджаном, Турцией и США и их значение для Евразии", состоявшейся в феврале 2008 года. Выступая на этой конференции, тогдашний заместитель госсекретаря США по вопросам Восточной Европы и Евразии Дэниел Фрид, в частности, заявил: "Три наши страны (имеются в виду Турция, Азербайджан и США - А.Г.), представленные на этой конференции, знают, что наши трёхсторонние отношения являются важным стратегическим фактором для региона. Турция - наш старый друг и союзник, мы вместе прошли через многие кризисы... Одним из огромных преимуществ для региона и огромным достижением для партнёрства между США, Азербайджаном и Турцией является физическое и экономическое проявление развития Южного коридора в Европу для природного газа. Для этого потребуется, чтобы США, Азербайджан и Турция работали сообща над тем, чтобы привлечь газ из Туркменистана и Казахстана. В результате будет создана гораздо более прочная основа для долгосрочной стратегической открытости региона и его связи с Западом". Как видим, ни одного слова об участии Армении в этих крупных региональных проектах заместитель госсекретаря США не произнёс. Такой подход к вопросам экономического развития государств Южного Кавказа, увы, созвучен и позиции Евросоюза, который также смирился с мыслью об устранении Армении со стороны Турции и Азербайджана, при потакании со стороны Грузии, от участия в любых экономических проектах, реализуемых в нашем регионе. Примечательно, что все крупные экономические, особенно, энергетические программы будут осуществляться либо при непосредственном участии Запада, либо с его молчаливого одобрения.

Взять хотя бы соглашение по созданию железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, подписанное Грузией, Азербайджаном и Турцией 7 февраля 2007 года. Проект включает строительство железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) протяженностью 98 км, из которых 68 км пройдет по территории Турции, 30 км - Грузии. Армения всегда выступала против реализации этого проекта, указывая на политический подтекст соглашения, и отмечала, что государства региона могут вполне осуществлять железнодорожные грузоперевозки по уже существующей магистрали Гюмри-Карс. Эта позиция Армении, казалось, получила поддержку со стороны Евросоюза, который призвал европейские банки воздержаться от финансирования азербайджано-турецко-грузинского проекта. К сожалению, этим всё и ограничилось, никаких других действенных мер со стороны Евросоюза предпринято не было. В результате, строительство указанный железной дороги продолжилось и в ходе недавнего визита в Баку Абдуллах Гюль призвал всех заинтересованных сторон направить свои усилиядля завершения в 2012 году строительства этой магистрали. Вновь возвращаясь к вышеупомянутому выступлению Дэниела Фрида отметим, что его подход к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта в свете нижеследующих его формулировок уже приобретает вполне ясный смысл. Д.Фрид в своём выступлении, в частности, сказал: "Южный Кавказ не сможет полностью раскрыть свой потенциал без урегулирования в Нагорном Карабахе. Пока Армения находится в изоляции в этом регионе, невозможно реализовать общую концепцию процветания и свободы, а, значит, и стабильности. Настало время выработать соглашение об основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе". Турция и Азербайджан уже второе десятилетие на исходе, как осуществляют блокаду Армении, в то время, как с молчаливого одобрения, а то и при непосредственном участии Запада, в регионе Южного Кавказа реализуются крупномасштабные экономические проекты и как ни странно в этих условиях наши американские друзья и партнёры сокрушаются и негодуют о том, что "Пока Армения находится в изоляции в этом регионе, невозможно реализовать общую концепцию процветания и свободы".

Такой подход со стороны республиканской администрации США, увы, продолжается и новой демократической администрацией Соединённых Штатов и не претерпел никаких изменений. А инициированные руководством США шаги по обеспечению прорыва в нормализации армяно-турецких отношений, которые, случись это, сняли бы блокаду Турцией Армении, из-за деструктивной политики официальной Анкары были заведены в тупик. Турция по сути проигнорировала выполнение принятых на себя обязательств, закрепленных в подписанных 10 октября 2009 г. под патронажем США и Евросоюза, при участии РФ, цюрихских протоколах.

Естественно, чтобы полнее представить положение, складывающееся в регионе Южного Кавказа, следует вкратце охарактеризовать последние события, разворачивающиеся вокруг нашего южного соседа - Исламской республики Иран. Так, ещё в конце января 2010 г., во время своего визита в Ереван глава внешнеполитического ведомства Ирана Манучехр Моттаки заявил, что Тегеран готов оказать необходимую помощь Армении и Азербайджану в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Далее, 7 апреля М.Моттаки заявил о том, что официальный Тегеран представил конфликтующим сторонам предложения по разрешению Нагорно-Карабахской проблемы, а 19 апреля на пресс-конференции для иранских журналистов в Тегеране глава внешнеполитического ведомства Ирана заявил: "Иран очень обеспокоен продолжением этого конфликта... Эти проблемы являются грузом для Кавказа. Такие конфликты очень плохо отражаются на региональных проектах, на политических и экономических отношениях стран региона. Мы верим, что Карабахский конфликт должен быть урегулирован мирным путём. Тегеран желает мира своим соседям и готов сделать всё для справедливого урегулирования этого конфликта. Наши предложения мы передали азербайджанской и армянской сторонам. Баку принял эти предложения от Еревана пока ответ не получен". В дальнейшем официальный Ереван в весьма деликатной форме заявил, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта продолжает оставаться прерогативой Минской группы ОБСЕ, по сути не приняв посреднических усилий Ирана. Однако возможное участие Ирана в региональных делах Южного Кавказа сводить лишь к посредничеству в урегулировании Нагорно-Карабахской проблемы было бы наивно.

Имеет резон вспомнить, что азербайджанцы в Иране образуют вторую по численности населения этническую группу и иранские азербайджанцы внимательно относятся к судьбе своих собратьев в Азербайджане. Это, в свою очередь, обязывает иранское политическое руководство занимать активную позицию в связи с любым крупным событием в Азербайджане, уж тем более в вопросах, связанных с Нагорным Карабахом. Официальный Тегеран подчёркивает нерушимость признанных международных границ. Он не признаёт территориальных притязаний, основанных на исторических аргументах. Вместе с тем следует отметить, что Иран проводит политику по предотвращению любого военного столкновения в ходе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. С одной стороны, он остерегается, что военные действия могут быть выплеснуты на его северную территорию, которая в основном населена этническими азербайджанцами, с другой стороны - Иран осознаёт, что развязывание войны у его северных границ чревато вводом миротворческих сил в наш регион, что, по мнению иранского руководства, будет представлять угрозу безопасности Ирана.

Одновременно с этим у Тегерана есть опасения, что военные действия могут привести к ещё большему наплыву беженцев из приграничных Ирану регионов. В настоящее время Иран уже предоставил убежище 4 миллионам беженцев из Афганистана и Ирака (по данным Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев в конце 1992 г. Иран приютил 4.150.700 беженцев (UN HCR. The State of the world's refugees 1993: The Challenge for Protection, New York. Penguin Books 1993). В этой связи следует отметить, что власти Ирана приложили немалые усилия к тому, чтобы помешать притоку азербайджанских беженцев на свою территорию ещё в сентябре 1993 г., когда вспыхнули бои на армяно-азербайджанской (на границе Нахичеванской автономии) границе. В то время около 150 тысяч азербайджанцев приблизились к границам Ирана. Президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани в эти дни в интервью для прессы сделал следующее примечательное заявление: "Мы относимся к беженцам (из Азербайджанской республики - А.Г.) так же, как и к нашим собственным беженцам (перемещенным в результате иракского вторжения 1990-1988 гг. - А.Г.), но предпочитаем, чтобы они оставались на территории Азербайджана, с тем чтобы они могли скорее достичь своих целей". Следует также признать, что сохранение баланса сил между Арменией и Азербайджаном является одной из целей посреднической политики Ирана. Иран не выступает сторонником ни Армении, ни Азербайджана, зная, что последний вынашивает территориальные претензии не только к Армении, но и на иранские северные районы с азербайджанским населением. Политика Ирана сводится в удерживании Армении и Азербайджана в равновесии. И наконец, азербайджано-карабахский конфликт, по мнению иранских экспертов, мешает Ирану полностью воспользоваться возможностями, открывающимся в связи с осуществлением крупных региональных энергетических проектов. При этом очевидно, что активизация Ирана одновременно несколько ограничит усиливающееся турецкое влияние в регионе.

Касаясь вопросов о влиянии Ирана на процессы, происходящие в регионе Южного Кавказа, следует отметить, что Резолюция Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 г., в соответствии с которой вводятся новые санкции в связи с отказом Ирана свернуть работы по обогащению урана, подвигнет Иран проводить ещё более последовательную работу по предотвращения возможной эскалации военных действий в Нагорно-Карабахском конфликте, повторюсь, чреватом вводом миротворческих сил в регион. Примечательно, что в поддержку этой резолюции СБ ООН высказались все постоянные члены Совбеза ООН, в том числе РФ и КНР, в то время как Турция и Бразилия проголосовали против, а Ливан воздержался.

А какова позиция Турецкой республики в нашем регионе?

О политике неоосманизма, проводимой умеренным исламским руководством Турецкой республики в регионе Южного Кавказа и на Большом Ближнем Востоке, было достаточно много написано. Нашим читателям лишь напомним, что на пути неуёмных амбиций современного турецкого руководства возродить свои притязания на территорию всетурецкой мировой державы, Великого Турана - от Балкан до Гималаев, включая Алтай, Большой Волжский бассейн и Кавказ, клином врезалась христианская Армения. Врезалась в это вожделенное новыми османами пространство. И сегодня совершенно очевидно, что любые внешнеполитические инициативы Турции в Южном Кавказе, в конечном итоге, преследуют одну единственную цель - возрождение Неоосманской империи.

Вот на этом фоне международных отношений, разворачивающихся в регионе Южного Кавказа, 19-20-го августа состоялся государственный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения. По итогам визита подписанные в Ереване документы ещё и ещё раз убедительно свидетельствуют о решимости Москвы в сохранении стабильности на своих южных рубежах, о непреклонной воле всячески пресекать любые действия, которые могут привести к дестабилизации ситуации. Поэтому глубоко закономерно, что политика России в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта осталось неизменной: как изначально, так и сейчас сводится к императиву - урегулирование возможно лишь мирным путём, причём с согласия конфликтующих сторон, при этом обеспечение гарантий выполнения достигнутых договоренностей Российская Федерация принимает на себя. Ко всему остальному надо подходить с достоинством и пониманием. И партнёрские, дружественные отношения РФ с Азербайджанской республикой, которым, уверен, будет придан положительный импульс и в ходе предстоящего в первых числах сентября визита Президента России Д.А.Медведева в эту страну, и имевшее место в последнее время улучшение российско-турецких отношений, - всё это объяснимо и понятно. Это и есть Real politic в действии, это и есть своеобразное проявление "армянской политики комплементаризма" на российской почве. Бесспорно лишь то, что такая политика укрепляет позиции Российской Федерации как надёжного гаранта мира и стабильности в беспокойном регионе Южного Кавказа.

Ещё и ещё раз осмысливая итоги государственного визита Президента РФ в Армению, невольно вспоминаешь слова великого армянского просветителя, основоположника новой армянской литературы и нового литературного языка Хачатура Абовяна, написанные им в книге "Раны Армении" ещё в далеком 1841 году (книга была издана в 1858 г., спустя 10 лет после смерти автора). В ней великий гуманист изрёк провидческие слова: "Благословен тот час, когда благословенная нога русского ступила на святую армянскую землю и развеяла злобный дух кизилбашей". А ведь мудрый был человек, Хачатур Абовян. Воистину благословлен...

Вместо заключения

В случае, если эта статья будет напечатана, тем более в российских СМИ, представляю, в какие конвульсии впадут щедро финансируемые из-за бугра разного рода русофобы и прочие нытики, которые стратегическое будущее Армении и России, участие нашей страны в военно-политическом союзе ОДКБ почему-то вдруг начали увязывать с продажей Азербайджану зенитно-ракетных комплектов С-300 "Фаворит", с продлением на 49 лет срока нахождения российской военной базы на территории Республики Армения. Видать, плохи у них дела, не справляются с полученным извне домашним заданием. Будем великодушны и посоветуем им временно оставить в покое 102-ю Гюмрийскую российскую военную базу и поразмыслить о судьбе 350-ти военных объектов США, расположенных в Европе, 175-ти - расположенных в Восточной Азии и Тихоокеанском бассейне, 13-ти - в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии, 6-ти - в Северной и Южной Америке. Поинтересоваться, как от их присутствия чувствуют себя британцы, немцы, итальянцы, турки, болгары, румыны, южнокорейцы, японцы, филиппинцы, канадцы в странах, в которых расположены эти базы. Более того - уточнить, кто из руководителей государств, в которых есть американские военные базы, был судом соответствующих стран обвинён в предательстве национальных интересов, подрыве суверенитета своей страны. После этого полемика с оппонентами российско-армянского стратегического партнёрства действительно может быть полезной. Подскажем также, что более подробно мои оппоненты о реконфигурации группировок вооруженных сил США могут узнать, прочитав отчёт: Department of Defens Base Structure Report, Fiscal Year 2007 Base line (http://www.defenselink.mil/pubs/BSR_2007_Baseline.pdf)

Арташес Гегамян - председатель партии "Национальное Единение" (Армения)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?
NB!
30.03.17
Глава Финляндии решил узнать, как выглядит мир с точки зрения Путина
NB!
30.03.17
Киев — Польше, Словакии и Румынии: «Грузия научит ВСУ воевать в горах»
NB!
30.03.17
«Дефицит госбюджета вырос на 50% из-за блокады»: обзор экономики Украины
NB!
30.03.17
Умирающая углепромышленность Украины: Свой уголь стоит, как импортный
NB!
30.03.17
Украинский капкан
NB!
30.03.17
The Daily Express: «Британия вновь стала самостоятельной»
NB!
30.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 30 марта
NB!
30.03.17
Эстония: Русофобия – стержень государства
NB!
30.03.17
Министры из Прибалтики просили США вооружить Украину против России
NB!
30.03.17
Влияние курса нацвалюты на экспорт по оценке Нацбанка Казахстана: отчет
NB!
30.03.17
Швед получил письмо, адресованное Путину
NB!
30.03.17
«Посол Испании в Киеве за свои слова о России не ответил»
NB!
30.03.17
Путин высказался о несогласованных митингах 26 марта
NB!
30.03.17
Путин: Россия рада климатическим изменениям в Арктике
NB!
30.03.17
Восемь интересных фактов о доходах государственного бюджета Казахстана
NB!
30.03.17
Путин: «читайте по губам: No»
NB!
30.03.17
«Дорогой рубль просто кому-то нужен»
NB!
30.03.17
Банкротство Westinghouse — трезвым взглядом
NB!
30.03.17
Глава ФМБА обвинил WADA в двойной игре