Министерство регионального развития РФ опубликовало доклад с рейтингом регионов по итогам работы исполнительной власти в 2009 году. Архангельская область по оценкам Минрегионразвития оказалась на предпоследнем, 82 месте. Согласно докладу Минрегионразвития, рост доли неэффективных расходов в сфере ЖКХ с 19 до 30%. Рост незавершенного в установленные сроки строительства составил с 10% до 240%. Коэффициент ценовой доступности жилья вырос с 5 до 7 лет. Отмечается высокая доля неэффективных расходов во всех сферах, особенно в ЖКХ (30%).

За комментарием по поводу реального положения дел в регионе корреспондент ИА REGNUM Новости обратился к заместителю губернатора по экономике и финансам Александру Дементьеву.

"Я начну с экономики. В августовском докладе этого года Минрегиона России о ситуации в экономике и социальной сферах субъектов РФ рост реального сектора экономики в Архангельской области за первые полгода превысил среднероссийский показатель и составил 108,2 процента - это 14 место из 83 регионов страны. По темпам роста промышленного производства мы вторые в СЗФО. А реальный сектор - это флагман любой экономики, который ведет за собой развитие многих других отраслей, - сказал Александр Дементьев. - Эффективность жилищно-коммунального хозяйства оценивалась Минрегионом исходя из степени убыточности отрасли, износа коммунальной инфраструктуры, потерь, объему прямых дотаций предприятиям ЖКХ из бюджета. С первыми тремя показателями я полностью согласен - у нас действительно велик износ коммунальной инфраструктуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы изменить ситуацию, мы разрабатываем областную программу комплексного реформирования и модернизации ЖКХ на 2011-2015 годы, которая предполагает серьезное федеральное софинансирование, участие инвесторов".

По оценкам Минрегионразвития, область вошла в число депрессивных регионов, где в ЖКХ нарастает доля убыточных предприятий ЖКХ, при этому увеличивается дотирование отрасли, реформы реализуются не в полном объеме. "Теперь о превышении Архангельской областью установленного Минрегионом максимального объема прямых бюджетных дотаций предприятиям ЖКХ. Да, из бюджета мы ежегодно направляем более 1,5 млрд рублей на "северный завоз", компенсацию выпадающих доходов предприятиям энергетики - так называемые "дельта Т" и "дельта Э", - рассказывает Дементьев. - Наверное, с точки зрения перевода ЖКХ на рыночные отношения - это неэффективно. Но, еще раз подчеркну, с позиции северных реалий - это жизненно необходимо. Если мы откажемся от этой меры господдержки, то тарифы, цены и в целом стоимость жизни населения области увеличатся в разы.

Анализируя ситуацию в части объёмов незавершенного строительства необходимо понимать: столь высокий рост "незавершенки" связан, прежде всего, с тем, что в 2009 году мы проводили колоссальную работу по инвентаризации всех объектов незаконченного строительства на территории региона. Если в 2008 году объемы "незавершенки" оценивались приблизительно в 3 млрд рублей, то по итогам инвентаризации эта сумма была скорректирована до почти 13 млрд. Созданный единый реестр "долгостроев" дает полное представление об имеющихся в регионе недостроенных объектах и позволяет планировать бюджетные средства для завершения строительства.

В сфере здравоохранения наш регион не занимает лидирующих позиций, но тем не менее мы в первой тридцатке. Основные медико-демографические показатели имеют положительную тенденцию. В прошлом году произошло улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Общая смертность снизилась на 2,4 процента, младенческая смертность - на 12,4 процента. На 5,2 процента сократилась смертность трудоспособного населения. Увеличилась продолжительность жизни. Этот показатель составил 66,9 лет. Численность лиц, впервые признанных инвалидами уменьшилась на 9 процентов. В 2009 году были оптимизированы штатные расписания больниц, административный и иной не медицинский персонал в некоторых клиниках был сокращен на 30 процентов. В этом году началось внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения, которое должны оптимизировать бюджетные расходы и повысить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи".

По оценкам Минрегиона, в Архангельской области - одной из 7 регионов - более чем 90% национальных дорог не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. "Действительно порядка 90 процентов всей дорожной сети не соответствует нормативам, - признал заместитель губернатора. - Поэтому мы увеличиваем финансирование дорожной отрасли и если в прошлом году на строительство и реконструкцию дорог в было направлено 985 млн рублей, то в 2010 году это почти 2 млрд рублей. Для примера расходы Вологодской области - 200 млн рублей.

Нам поставили "неуд" за сохранение большего, чем в среднем по стране количества малокомплектных школ. Но одно дело - территории, где поездка ребенка на автобусе в объединенную школу занимает максимум час. Другое у нас - когда выполнение этого критерия привело бы к тому, что дети добирались бы до образовательных учреждений по 4-6 часов.

Теперь об оценке системы государственного управления. Я согласен, что действовавшая в 2009 году система управления была несовершенна. И именно поэтому мы начали проведение административной реформы и запустили с 1 января 2010 года новую систему работы органов исполнительной власти. Кроме того, сегодня мы внедряем новые современные методы управления на областных предприятиях, а именно инструменты контроллинга (бюджетирования, финансового планирования, системы сбалансированных показателей). В комплексе внедрение этих инструментов позволит влиять на финансовые результаты предприятий, сдерживать рост затрат и, тем самым, оптимизировать нагрузку на областной бюджет и повысить эффективность государственного управления".