Интервью с губернатором Владимирской области Николаем Виноградовым. Здравствуйте, Николай Владимирович! Первый вопрос, конечно, о ситуации с лесоторфяными пожарами. Следует ли ожидать рецидива?

Несмотря на то, что погодные условия сейчас улучшились - понизилась температура воздуха, идут небольшие дожди - и опасность, соответственно, уменьшилась, но не исчезла полностью. Ведь обычно после аномально жаркой погоды - на стыке температурных изменений - появляется сильнейший ветер, подчас, даже ураган. Может он раздуть тлеющие возгорания? Думаю, может! Не до такой, конечно, степени, как было в пик пожаров, но повторение осложнения ситуации возможно. Поэтому на ряде территорий, где возгорания локализованы, но еще теплится огонь в глубине почвы, а это в основном торфяники, мы сохраняем наличие техники и людей. Потом не следует забывать, что ураган может принести и другое стихийное бедствие - порывы ветра рушат все на своем пути. Так что из огня, как говорится, да в полымя можем попасть.

Есть предположение, что в связи с изменением климата на планете, погодные аномалии, подобные произошедшей, станут ежегодной обыденностью?

Считаю, что глобальное изменение климата связано с глобальным отрицательным воздействием человека на экологию планеты. Во-первых, это потребительское - без заботы о будущем - отношение к добыче и расходованию природных ресурсов, во-вторых, безудержное стремление каждого к накопительству, приводящее как к увеличению производств, со всем вытекающим отсюда нанесением вреда природе, так и необходимостью утилизации произведенного, что ситуацию не улучшает. Вот Патриарх Кирилл, приезжавший недавно на освящение храма в село Махра Александровского района, сказал, что это наказание за грехи наши. Согласен! И повторю - безответственное отношение к природе грех не меньший, чем другие деятельные и душевные преступления.

Какие меры, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы леса были подготовлены к тушению в самых непредсказуемых ситуациях?

Полагаю, что на федеральном уровне обязательно будет проведен анализ ситуации. На уровне государства и субъектов федерации должны быть приняты меры, которые предупреждали бы подобное развитие событий. Ведь выявился ряд системных проблем, требующих решения на государственном уровне. Необходимо внести изменения в федеральное законодательство, касающееся противопожарной защиты лесов и торфяников. Необходимо четкое разграничение зон ответственности между МЧС, Рослесхозом и субъектами федерации. Обязательным считаю переход на страхование рисков, в том числе и от пожаров в лесном хозяйстве. На первом этапе в обязательном порядке нужно создавать систему государственного страхования лесов, а привлекаемые при этом ресурсы использовать на переоснащение системы противопожарной защиты. Особого внимания государства требуют торфяники. Сегодня большинство из них расположены на землях так называемого государственного запаса. И государству необходимо четко определить необходимый объем средств на содержание этих земель и очертить уровень компетенции субъекта федерации.

Важно также четко определить степень ответственности арендаторов за состояние арендуемых ими лесов.

Особое внимание со стороны федерального центра должно быть уделено состоянию национальных парков. Сегодня их противопожарная защита возложена на Росприроднадзор. Но при этом ведомство не имеет для этого материальных ресурсов и каких-то ответственных структур. Самые серьезные возгорания у нас сегодня на территории национального парка "Мещера". Туда стянуты основные силы и средства пожаротушения. Но ведь можно было до этого не допустить!

Авиалесоохране необходимо техническое переоснащение. Сегодня она не соответствует уровню и сложности поставленных перед ней задач по разведке и пожаротушению в лесах. Необходимо увеличение количества вертолетов, оснащение их устройствами для забора и сброса воды, оборудованием, позволяющим проводить разведку и тушение пожаров в условиях сильной задымленности. Необходимо также оснащение авиации современными средствами связи, адаптированными с системами связи, которые используются наземными службами.

Удалось избежать паники среди населения. Что, на ваш взгляд, способствовало этому?

Четкие действия штаба по борьбе с лесными пожарами, наличие группировок спасателей, постоянное информирование населения о предпринимаемых мерах и результатах деятельности. Вообще, скажу вам, я, увидев собственными глазами, как действовали жители населенных пунктов, к которым подступал огонь, испытал чувство гордости за владимирцев. Они были настроены только на победу, в чем проявляли завидную солидарность и действовали, решив, что роль наблюдателей не для них.

Владельцам сгоревших домов окажут помощь, а как быть тем, чьи дома уцелели, но стоят сейчас окруженные руинами соседских строений?

Действительно, жители пострадавших от природных пожаров населенных пунктов, чьи дома уцелели, находятся сейчас в самом сложном положении. Сегодня имеется юридическая ясность относительно мер материальной поддержки людей, чьи жилища и имущество были утрачено при пожарах. Эти люди получают материальные компенсации, для них строится жилье. При этом жилье и имущество некоторых жителей осталось в целости. Однако нормально жить на прежнем месте эти люди не могут, так как в деревнях серьезно пострадали объекты социальной инфраструктуры: детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты. Определенная помощь этой категории населения будет оказана за счет средств, собранных областным фондом социальной поддержки населения. Также, я обратился в министерство регионального развития с предложением использовать на эти цели средства, которые, возможно, будут сэкономлены при строительстве жилья для погорельцев.

Воспользовавшись сложной ситуацией с тушением лесных пожаров, ваши оппоненты поспешили упрекнуть вас в некомпетентности, прикрывшись, как оказалось, сфальсифицированным мнением общественности. Вы уже заявляли, что не хотите это комментировать. Реагировать на каждое заявление возможно и не стоит, но нет ли у вас опасения, что подобные провокации войдут в систему?

Чем больше я буду реагировать на подобную чушь, тем больше ее будет появляться. Да, и некогда мне этим заниматься. Увидев, что проблема с пожарами решена, жители области сами поймут, кто и сколько для этого сделал.