26 и 27 августа прошел автопробег "Поможем детям Поморья!" по детским Социально-реабилитационным центрам и детским домам Архангельской области. Автопробег прошел по маршруту Архангельск - Новодвинск - Каргополь - Архангельск, но охватил детские учреждения более широко. В Каргополе удалось собрать детей из Няндомы, Плесецка, Устьян, Вельска и Коноши... Но обо всем по порядку.

Инициаторы автопробега: Андрей Есипов (ссправа), Евгений Бирюков (в центре) и Мария Анфимова, сотрудница областного министерства здравсоцразвития.

"Мы проводим этот автопробег третий год. Во время него мы вручаем детям подарки, также мы привозим спортивное оборудование в детские учреждения. Оно также предназначено для ребят, - рассказывал во время пресс-конференции перед стартом руководитель общественной организации "Совет отцов Архангельской области" Андрей Есипов. - Мы хотим привлечь внимание к жизни детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Хотим своим примером подтолкнуть мужчин создать в районах свои местные советы отцов. Это детям нужно".

Что стоит за этими словами, мне удалось узнать самой, приняв участие в автопробеге. Первыми мы посетили детей из Новодвинского детского дома. "Мы вас долго ждали, заходите", - так приветствовали нас здесь, и, как потом оказалось, - везде. Люди готовились к визиту заранее, и такое внимание накладывало большую ответственность. Всем ребятам из Новодвинского детского дома традиционным подарком стали тетради от "АЦБК" и наборы канцелярии, а первоклассникам - портфели с полным набором школьника. В уютном большом зале организаторы благотворительной акции пожелали ребятам успехов в учебе. Затем нас приняли в гости работники и дети из ГУ "Новодвинский КЦСО" - отделение социального приюта. Там было всего три первоклассника, но они подготовили целую культурную программу с чтением стихов. Нас обогрели чаем и душевным теплом, после чего сразу мы отправились в Каргополь. И только в конце дороги стало ясно, что ожидания сильно отличались от реальности.

Дорога, местами непроезжая, показала, что Архангельск серьезно оторван от области. Показателем достижимости областного центра правильнее считать не километраж, а время движения по дороге и количество вмятин на дисках. Тряска по ухабам и названия деревень типа "Забивкина" навевали философские мысли. Например, о том, что даже несмотря на то, что Новодвинский детский дом считается почти идеальным, вряд ли можно детдом считать раем.

Первый неожиданный визит состоялся в "Плесецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (СРЦН). Центр рассчитан на 20 детей и почти всегда в нем нет свободных мест. В нем находятся дети, которых либо изъяли из семьи на время, либо родители сами попросили принять их детей по каким-то причинам. Дети в таком центре могут жить до полугода. Традиционно на соц.защиту выделяется меньше всего средств, но даже в условиях минимального финансирования сотрудники центра пригласили нас пообедать. В здании для детей отведено несколько жилых комнат и гостиная. Остальное занимают кабинеты педагогов и хозчасть. Повара живут на 4900 в месяц (минималка минус налоги), но оптимизма не теряют. "Как же вы живете на эти деньги?!". "А вот так...".

Денег на соц. защиту выделяется настолько мало, что думают в основном о том, как бы хватило на питание и содержание помещений. Да и на содержание не всегда хватает - в кризис урезали все, что и шиком назвать было нельзя. Одежду детям либо приносят родители, либо добрые люди. Речь о том, чтобы ее где-то купить, даже не идет.

Каргопольский СРЦН показался нам почти цветущим - так хорошо все было в детской комнате: и кровати, и игрушки есть, и дидактические материалы, и туалет чистый, и поручни для детей-инвалидов. Хотя понятно, что все СРЦН живут очень скромно. Лучше живут те, кто умеет распоряжаться деньгами, умеет привлекать помощников. Приятно, что добрые люди находятся и сами... Например, каргопольские дорожники никогда не отказываются помочь детям. Нужен песок - привезут. Помогают и семьи сотрудников. А канцелярию почти весь 2009 год сотрудникам приходилось покупать на свои кровные с невысокой зарплаты. В плане зарплат в районе не все радужно. Если кто получает 8-9 тыс рублей в месяц - это уже считается неплохо. Но есть и такие, кто живет на 200 руб в месяц, и именно их семьи находятся в зоне риска.

Планировалось, что в Каргополе для детей будет устроен костер на берегу реки. Но Каргопольский СРЦН нас встретил "костром" под крышей - причиной тому был дождь. Братьев и сестер легко узнать - они обычно сидят в обнимку. Некоторым до расставания осталось несколько месяцев. Девочка Ира 11 лет рассказала, что они с сестрой в центре находятся недавно, но меньше чем через полгода их направят в разные детские дома - ее сестра плохо слышит и страдает задержкой в развитии. "И я останусь совсем одна", - печально улыбнулась она и обняла меня. Ира лишь надеется, что ей удастся запомнить, в каком детдоме окажется ее сестра, и потом постарается найти ее. Также обнявшись сидели неподалеку два брата. Что их ждет, мне не удалось спросить.

По оценкам руководителей социально-реабилитационных центров, из СРЦН в семьи возвращается не более 10% детей. Шансы есть у детей, которых родители отдают в центры на время из-за тяжелого финансового положения. А тех детей, которых изымает из неблагополучных семей соцзащита, почти не удается вернуть в семью. Они попадают в детские дома. Директор "Плесецкого СРЦН" Ольга Белова: "Раньше я плакала, когда детей увозили в детдом. Теперь привыкла, хотя все равно тяжело... очерствела, наверное".

Надо сказать, что работать в социально-реабилитационных центрах могут только люди, любящие детей - другие просто не задерживаются. Все сотрудники без исключения люди отзывчивые и доброму слову очень рады. За вечерним чаем разговор шел не на самые приятные темы. Конечно, благодарить этих людей нужно было не только за кров, ужин и заботу о нас, но и за заботу о детях, которые кем-то брошены. И мы благодарили. Но словами все не скажешь, на сердце остается рубец, несравнимый с тем, который уже есть в сердцах этих детишек.

Перед автопробегом меня кто-то из знакомых спросил: "Что детям нужно?" Ответила: "Для первоклассника карандаши, бумага, раскраски, альбомы, ручки..." А сейчас вижу, что нужен еще тот, кто научит не только справиться с трудностями, но и не быть иждивенцем. Печально, но факт - дети, выросшие в детдоме с трудом адаптируются во взрослой жизни. Их все время должен был кто-то обеспечить, но некому было научить их ориентироваться в том, что их ждет в будущем. После детдома государство должно обеспечивать сирот квартирами. Конечно, не всем хватает - на очереди стоят сотни детей. Но даже те, кому достается какая-никакая квартира, рано или поздно остается один на один с вопросом "И что дальше? Что мне делать?"

Несовершенство системы обсуждать можно долго. Кто-то находит выход в том, чтобы взять на патронат 2-3-4 детей и получать за это "зарплату" родителя. Можно это осуждать, а можно наоборот положительно оценить. Это возможность для не слишком обеспеченной семьи помочь брошенным детям получить положительный жизненный опыт.

Вечером погода нам все-таки позволила устроить фейерверк. Кто-то из взрослых сказал "А сейчас загадайте желание!" и робкий голос тут же ответил "Хочу маму...".

Автор фото Синюкова Ирина.