Виктор Колыванский: Партийная продажность сокращает тиражи латвийских газет

Рига, 30 августа 2010, 11:30 — REGNUM  

За прошедшие 20 лет независимости суммарный тираж газет в Латвии сократился почти в 10 раз по сравнению с 1990-м годом. Причин тому много, но основные из них - экономическая и политическая.

Экономическая причина, думается, менее всего нуждается в разъяснении: нищающее население не в состоянии тратить деньги на периодические издания при постоянно повышающихся ценах (на сегодняшний момент цена экземпляра самых популярных в Латвии газет "Вести Сегодня", "Час" и Latvijas avize равна в киоске примерно одному доллару). Кроме того, на тиражи газет оказал влияние массовый выезд за границу десятков тысяч человек (гастарбайтерство латышей и русских на Запад и репатриация в Россию русскоязычных читателей). Не стоит забывать и о том, что поколение, привыкшее читать газеты в их традиционном бумажном варианте, постепенно вымирает, а приходящая на смену молодежь либо вообще не воспринимает газеты как источник объективной информации, либо предпочитает знакомиться с прессой в её электронном варианте в сети интернет.

Вышеперечисленные причины объективны и почти не поддаются корректировке со стороны издателей периодической прессы. Конечно, издатели пытаются сократить расходы (и в первую очередь - штаты корреспондентов газет), но у этой медали есть и другая сторона - газета, выпускаемая коллективом из главного редактора и его заместителя методом "вольной переписки" информации новостных агентств быстро теряет популярность и еще больше снижает тиражи. Порой доходит до того, что вместо указания количества тиража в выходных данных газеты встречаешь стыдливую фразу "Нас читает более... человек". Делаются такие подсчеты исходя из того, что по статистике каждый экземпляр газеты прочитывает в среднем 3,5 человека. Хотя точнее будет сказать "прочитывало" - статистика эта приходится на начало 1990-х годов, и данные по "прочитываемости" с тех пор сильно изменились в сторону уменьшения.

Однако гораздо сильнее на латвийскую прессу влияет фактор политической ангажированности газет и журналов: попытки стать партийным изданием снижают тиражи латвийских газет быстрее, чем любые экономические причины. Постулаты статьи большевистского вождя В.Ульянова "Партийная организация и партийная литература" в отношении партийной прессы нисколько не устарели: партийное издание в стране, где насчитывается более полусотни партий, может быть рассчитано лишь на узкий круг сторонников партии. Относительно большого тиража партийная газета может добиться только в случае, если она распространяется бесплатно - как, например, в Латвии раздаются всем желающим "Социалист Латвии" (Соцпартия Латвии), "Ракурс" ("За права человека в единой Латвии") и "Согласие" ("Центр Согласия").

В последнее время в местной прессе наметилась тенденция, ведущая к постепенной гибели латвийских ежедневных газет быстрее всех экономических причин: состоятельные лидеры партий различными способами перекупают издателей наиболее популярных газет и превращают их издания в рупор своих партийных интересов. Причем способы привлечения издателей на свою сторону могут быть самые разные: как чисто финансовые (так, например, вентспилский олигарх Олег Степанов выкупил у предыдущего владельца газету "Телеграф" и превратил ее в инструмент борьбы со своим политическим оппонентом, мэром Вентспилса Айваром Лембергсом), так и лоббистско-политические - владелец второй по тиражности русской газеты "Час" Алексей Шейнин стал активистом новосозданной партии "За лучшую Латвию" и баллотируется в Сейм Латвии на грядущих в октябре выборах, а владелец и издатель самой популярной русскоязычной газеты "Вести сегодня" Андрей Козлов избран депутатом рижской городской думы от партии "Центр Согласия".

Здесь, кстати, уместно вспомнить, что на предыдущих выборах издатель Андрей Козлов активно поддерживал оппонента "Центра согласия" - партию ЗаПЧЕЛ, но в депутаты так и не попал. Зато смена политической ориентации принесла свои плоды...

Однако и это еще не все: перекупленные газеты превращаются даже не в "партийный рупор", а в трибунку для "узкого круга людей" из руководства партии. По крайней мере, один член "Центра Согласия" выражал автору в приватной беседе недовольство, что "их" газета бесплатно рекламирует только пять-семь человек из высшей партийной номенклатуры, прочих же направляют прямиком в кассу рекламного отдела. Излишне и говорить, что акции и предвыборная кампания других партий отражаются в этих изданиях исключительно в негативном ключе. Так, в той же газете "Вести Сегодня" ожесточенную многодневную критику вызвало заявление лидера ЗаПЧЕЛ Якова Плинера о необходимости находить компромисс с национальными партиями по отдельным вопросам развития страны. Зато пикет, организованный той же ЗаПЧЕЛ с призывом переименовать улицы Дудаева, был буквально проигнорирован - дело в том, что год назад рижский мэр-"согласист" Нил Ушаков пообещал переименовать злополучную улицу, но выполнение мэрского обещания пока откладывается на неопределенный срок. А напечатанное пару месяцев назад в "Вестях сегодня" редакционным начальством без ведома Андрея Козлова интервью основателя общества "За переименование улицы Дудаева" Александры Турчаниновой вызвало настоящую истерику Козлова.

Идя на поводу у лидеров "своих" политических партий, издатели не могут не понимать, что современный читатель - человек разборчивый и не позволит кормить себя пропагандой за свои же деньги. Партийные установки оборачиваются для газет падением тиражей: газета "Телеграф" печатается смехотворным для ежедневной газеты тиражом 3.000 экземпляров - видимо, вялотекущая многолетняя борьба миллионера Степанова с миллионером Лембергом уже не интересует большинство читающей публики (а прочие новости одни и те же - по радио, телевидению, в интернете и остальных газетах. Латвия - страна маленькая, новостей мало...). Тираж газеты "Час" уменьшился за 13 лет почти наполовину - с 20 тысяч экземпляров в 1997 году до 10.800 экземпляров в 2010 году. Практически вдвое за 15 лет упал и тираж крупнейшей латвийской газеты на русском языке "Вести Сегодня" - с 36 тысяч в 1995 году до 18.800 в году нынешнем (да и то - если бы не главный редактор Александр Блинов, личность действительно гениальная, тираж был бы еще ниже).

Вряд ли падение было бы столь стремительным, не настаивай издатель на ультрапартийной направленности публикаций: за последние полгода о поддерживаемой издателем партии пишут исключительно как о покойнике - или хорошо, или ничего. Причем этого "хорошо" (несмотря на существующие реальные заслуги "Центра Согласия") ближе к выборам в "Вестях Сегодня" становится настолько много, что бывают номера газеты, в которых нет почти ничего, кроме "Центра Согласия" - ну разве что международные новости, гороскоп и прогноз погоды...

Среди латышских изданий картина еще хуже. Стоило некогда популярнейшей в Латвии "Сельской газете" (Lauku avize) превратиться в "Латвийскую газету" (Latvijas avize) и занять позицию безоговорочной поддержки национал-радикального объединения ТБ/ДННЛ ("Отечеству и свободе"), как тиражи медленно, но уверенно поползли вниз: от 91 тысячи (!) в начале 1990-х годов до нынешних приблизительно 25 тысяч экземпляров.

Впереди в Латвии - новая подписная кампания, которая начнется месяцем раньше назначенных на начало октября выборов в Сейм. Рискнем предположить, что латвийский читатель и дальше будет "голосовать рублем" против партийной ангажированности газет. А значит, падение тиражей продолжится, даже если издатели газет поголовно займут депутатские кресла. Кстати, вот тогда-то им станет действительно не до своих газет (государственные дела важнее, не так ли?): пойдут новые витки "оптимизации расходов", сокращений журналистов и - как результат - еще большее падение тиража. И так - круг за кругом, вплоть до полной деградации интересных некогда газет и превращения их в партийные агитационные листки, которые только и можно, что раздавать бесплатно в людных местах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail