Оптимальная цена на услуги Атомфлота по проводке судов по Севморпути должна быть чуть выше цены услуг по прохождению Суэцкого канала, заявил 26 августа в Певеке генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша. "Если цена на наши услуги будет чуть выше, чем цена прохождения Суэцкого канала тогда грузовладельцы с удовольствием воспользуются северным маршрутом", - подчеркнул Рукша. По его словам, в летний период часть судов "Атомфлота" свободна, поэтому, чем больше будет рейсов по Севморпути, тем ниже будет цена ледокольной проводки. Как отметил генеральный директор ОАО "Совкомфлот" Сергей Франк, при прохождении судна по Севморпути экономится примерно 45% времени в сравнении с альтернативным маршрутом через Суэцкий канал. По информации председателя правления ОАО "НОВАТЭК" Леонида Михельсона, общая стоимость перевозки груза из Белого моря в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по южному маршруту через Суэцкий канал обходится примерно в $50 дол за тонну груза. Он заявил журналистам, что за счет использования трасс Севморпути "уже в 2011 году НОВАТЭК рассчитывает добиться экономии на транспортировке 10-15%". Сергей Франк добавил, что в 2011 году "Совкомфлот" планирует направить на работу по Севморпути танкер типа "Суэцмакс" и танкер "Панамакс". 26 августа из порта Мурманск в порт Певек (Чукотка) прибыл первый танкер ОАО "Совкомфлот" "Балтика" с 70 тыс. т газового конденсата на борту (грузовладелец - ОАО "Новатэк"). Судно движется в порт Нингбо (Китай) с опережением графика.

"Интерес к Северному морскому пути в основном связан с началом освоения арктических шельфовых месторождений, глобальным потеплением климата и, следовательно, развитием судоходства в арктическом регионе, - заявил аналитик ФК "Открытие" Игорь Краевский. - Тем не менее, данный транзитный путь, как и Транссиб, остается невостребованным. За последнее десятилетие поток контейнерных грузов, перевозимых по Транссибу транзитным сообщением из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, сократился в 10 раз, а грузооборот на Северном морском пути за тот же период упал в 5 раз. Основными причинами невостребованности этих путей является политическая составляющая, а именно транзитные риски для иностранных компаний, а также низкое качество и значительный износ инфраструктуры, в совокупности с деградацией самого специализированного флота. В связи с этим, перспективы и проблемы развития данного транспортного коридора должны решаться не на уровне Атомфлота как отдельной структуры, а государства в целом. Т.е. развитие Северного морского пути должно происходить комплексно в рамках развития всей арктической морской транспортной системы и поддерживаться на уровне национальной политики России в области транспорта".

"Среди мер по развитию инфраструктуры должна быть реализована модернизация базовых портов, улучшение ледокольного, гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения, а также совершенствование системы связи и доведение ее до современного уровня, - отметил эксперт. - По поводу экономии мне встречалась следующая цифра: при использовании эталонного маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль, или на 34%".

"Развитие Севморпути - это очень важная и нужная задача, - уверен начальник отдела ледокольного обеспечения и гидрографии администрации Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Николай Монько. - Когда по этому маршруту запустят крупнотоннажные суда, это будет экономически очень выгодно. И тогда мы сможем тратить на освоение и использование Севморпути не только бюджетные деньги, но и те доходы, которые будут приносить грузоперевозки. Но сейчас пока самое важное для Северного морского пути - это внимание государства. Будут выделяться средства на его поддержку, на строительство судов - он будет развиваться и станет хорошей, экономически оправданной альтернативой маршруту через Суэцкий канал".