Интервью заведующего отделом внешних связей Администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова азербайджанскому агентству АПА.

Хотели бы узнать ваше отношение к продлению между Россией и Арменией срока аренды 102-й военной базы и подписанию протокола по военно-техническому обеспечению Армении. Какие угрозы создает для Азербайджана этот документ?

Мы внимательно следим за событиями, происходящими в регионе и на международной арене, вникаем в их суть, анализируем и оцениваем. Считаю, что подписанный между Арменией и Россией протокол и впредь не создаст для нас большого беспокойства. Дело в том, что этот статус-кво существовал и раньше. То есть между Россией и Арменией в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности предусмотрена такая взаимная военная помощь. Теперь они это обновили и расширили. Здесь основным, привлекающим внимание фактором является то, что российская сторона открыто пообещала поддержать Армению и постаралась обосновать это. Но в это время всплывают некоторые вопросы, что и удивляет нас. Во-первых, мировое сообщество в связи с этим не продемонстрировало никакой обоснованной и конкретной позиции. Представитель Госдепа США сказал, что это сотрудничество между двумя странами. Мы тоже это понимаем, и не намерены вмешиваться в вопросы сотрудничества между двумя странами. Но одна из этих двух стран оккупационная Армения. Оказание столь большой поддержки государству - оккупанту противоречит международным правовым нормам и принципам. Не очень трудно понять, в чем заключается суть оказания столь открытой поддержки подобному государству.

Во-вторых, взяв себе нейтральный статус, Россия в рамках Минской группы участвует в процессе урегулирования конфликта. Но с такими заявлениями и с такой поддержкой трудно быть объективным посредником. То есть всё это не умещается в одну рамку. Главный вопрос состоит в этом.

Ожидаются ли какие-либо обсуждения или прояснения этого вопроса во время визита президента России в Азербайджан?

Возможно, что во время ожидаемого визита президента Дмитрия Медведева будет выражено более обоснованное отношение к этому вопросу. Потому что отношения между Россией и Азербайджаном на очень высоком уровне. Думаю, что Азербайджан для России не одно из многих государств. Азербайджан в сравнении с Арменией по стратегическому критерию, несравненно более важное государство. Думаю, если всё это будет учтено, должно быть логическое объяснение этим процессам. Правда, из-за отсутствия территориальных претензий к другим государствам мы не чувствуем дискомфорта. Однако распространяемые в эти дни армянской стороной ежедневно, ежечасно многочисленные комментарии заставляют нас задуматься.

Министр обороны Армении заявил, что в случае начала войны в Нагорном Карабахе, возможна защита Армении российскими вооружёнными силами.

Я не думаю, что подписание Россией такого договора с Арменией и ещё большая модернизация тамошней базы будет нести угрозу лишь Азербайджану. Если армянская сторона думает, что Нагорный Карабах принадлежит ей, это большая ошибка. Нагорный Карабах никогда не принадлежал Армении и никогда не будет принадлежать. Если Армения хочет вовлечь Россию в войну в Нагорном Карабахе, это вторая большая ошибка.

Армения вновь нарушает квоту предусмотренную фланговым соглашением об Обычном Вооружении в Европе. Какие меры предпринимаются в направлении расследования нарушения Арменией квоты на вооружение?

Нарушение Арменией квоты на вооружение беспокоит Азербайджан. Выходит, что Армения не придаёт значения международным договорам. Когда захочет, может нарушить любой правовой акт. Факт нарушения Арменией баланса обычного вооружения существовал в прошлом, существует и сегодня. Если допускается такой шаг сегодня, отношение, анализ и оценка должны быть даны главными организаторами и сторонами этого соглашения. Мы ожидаем расследований в связи с этим. Эти проблемы не остаются без реакции. К сожалению, основные организаторы флангового соглашения пока молчат.

Давайте вернёмся к неожиданному заявлению Госдепартамента США, касающегося этого вопроса. Даёт ли это основание сказать, что Америка уже смирилась с гегемонией России на Южном Кавказе?

Мы построили свое отношение со всеми государствами на принципах полного доверия и искренности и ведем свое сотрудничество и партнерство в соответствии с этими принципами. Однако, к сожалению, мы не всегда видим адекватную реакцию на это. США заявляют о наличии больших интересов на Южном Кавказе. Одним из результатов моих расчетов и наблюдений является то, что сегодня Запад и Европа, то есть все ведущие государства нового мира, направили все свои усилия на то, чтобы оказывать поддержку и помощь оккупационной Армении в регулярном, системном порядке. Кроме того, они не стремятся скрывать это. С одной стороны, они мирятся с оккупационной политикой Армении, с другой, в рамках запланированного мероприятия, угождая Армении, оказывают ей помощь. Примером этому служит вопрос открытия границ между Турцией и Арменией во время мероприятия, которое будет проводиться со стороны НАТО с 11 по 17 сентября.

Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу вопроса открытия турецко-армянской границы во время учений НАТО. Если это произойдет, как это повлияет на азербайджано-турецкие связи?

Считаю, что основной целью этого шага является то, что западные страны косвенными путями хотят использовать удобный повод для открытия границ между Турцией и Арменией и вынудить Турцию сделать это. Дело в том, что Армения не была государством, тесно сотрудничающим с НАТО. Выходит, что эти учения, на которых запланировано совместное участие Турции и Армении, были заранее продуманы и спланированы. Таким образом хотят лишний раз противопоставить Азербайджан и Турцию, которые являются дружескими, братскими странами и стратегическими партнерами. Они продолжают эти шаги уже некоторое время. Это видно и нам. Дело в том, что Турцию ставят перед большим испытанием. После завоевания Азербайджаном независимости основную линию отношений между Азербайджаном и Турцией составляла позиция Турции против оккупационной Армении. Эта политика продолжается и сейчас. Однако не желающие этого круги для того, чтобы сломить данную позицию Анкары, ставят перед Турцией на разные чаши весов Азербайджан и Армению. Не имеет значения, как это будет названо, но открытие границ для нас однозначно. Открытие границы с Арменией даже на день в любой форме и в любом содержании может крайне отрицательно повлиять на наши отношения с Турцией. Я вижу, определенные круги стараются это сделать. Мы хотим, чтобы Турция успешно прошла испытания этих кругов. Здесь также есть и другой момент. Сегодня Армения открыто диктует Турции, ставит условия перед Турцией и, выдвигая требования, желает осуществить их. Считаю, что Турция адекватно отреагирует на это и не позволит даже на час открыть границу.

Армения является членом Организации договора о коллективной безопасности. С НАТО таких уж тесных связей не имеет. В этом контексте, насколько значимыми могут считаться эти учения для альянса?

На самом деле для НАТО это обычный политический прием. Проведение в Армении маленького мероприятия не может стать важным событием в жизни альянса. Если НАТО, западные государства хотят заботиться об этой стране, демонстрировать справедливый подход к ней, видя положение в регионе, они не должны предпринимать подобные шаги, не должны принуждать к этому Турцию. НАТО отмечает, что это чрезвычайное мероприятие. НАТО теперь это припоминает, однако в 1988 году, когда в Армении произошло землетрясение, первую помощь ей оказал Азербайджан. В то время один наш самолет потерпел крушение в Армении, погибли десятки наших людей.

Я также хочу отметить, что сегодня каждое государство ведет борьбу и конкуренцию за свои интересы. Это естественно. Но момент, вызывающий сожаление, состоит в том, что большинство из этих стран в борьбе за свои интересы используют крайности. Они должны понимать, что эти крайности превращаются в бумеранг и в итоге возвращаются и создают проблемы для них самих. История это показывала неоднократно, и в 20-м веке, и, думаю, 21 век тоже не исключение.