Вопрос отношения Украины к Единому экономическому пространству бывших республик СССР (ЕЭП) станет в краткосрочной перспективе основным для всего постсоветского пространства. Как известно, планируется, что ЕЭП начнет функционировать с 1 января 2012 года. Пока остается открытым вопрос о присоединении нового интеграционного объединения (на данном этапе - Таможенного союза) к ВТО. Пока стороны договорились присоединяться к международной торговой организации по отдельности, но проводя общую переговорную политику. Тем не менее, с момента официального запуска Таможенного союза 2 июня 2010 года можно говорить о новой ситуации на постсоветском пространстве. Впервые после распада СССР на территории бывшего Союза появился наднациональный орган - Комиссия ТС, в пользу которого страны-участницы: Россия, Беларусь и Казахстан добровольно делегировали часть суверенитета.

Каковы аргументы против присоединения Украины к ЕЭП?

ПРОТИВ:

1. Украинская элита четко видит себя интегрированной в западные институты. Неслучайно президент Виктор Янукович во время празднования 19-летия независимости Украины заявил следующее: "Евроинтеграция остается приоритетным направлением нашей внешней политики. В первый раз за все годы независимости мы приблизились к приобретению ассоциируемого членства в Европейском союзе, и я убежден, что саммит "Украина - ЕС", который состоится осенью этого года, станет определяющим шагом вперед на этом пути".

2. Членство в ВТО - безусловной приоритет для экономической политики Украины. "Анализ показывает, что присоединение к Таможенному союзу не столько не выгодно Украине, сколько не выгодно нашим партнерам - Казахстану, России, Беларуси. По одной простой причине - мы члены ВТО и ввозные таможенные пошлины к нам меньше, чем к ним", - сказал министр экономики Василий Цушко. В то же время Цушко считает, что на сегодняшний день достаточным и реальным является установление условий свободной торговли с этими странами. Вообще идею созданию в рамках СНГ Зоны свободной торговли без изъятий и ограничений Украина активно продвигает с 1994 года, причем эта позиция остается неизменной при всех президентах и правительствах.

"Скорее всего, договор о свободной торговле без всяких изъятий - это то направление, которое мы можем реализовать с этими странами. В Таможенный союз мы вряд ли впишемся, а вот договор о свободной торговле - это перспективно, и я его буду поддерживать", - заявил министр экономики Украины. Поддерживает позицию министра экономики и посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный. "Для вступления в Таможенный союз нам надо выйти из ВТО, - отметил дипломат. - А теперь выбирайте: рынок ста шестидесяти стран или рынок трех".

3. Украина уже получила без присоединения к ТС и в дальнейшем ЕЭП льготные условия по поставке газа (обнуление вывозной пошлины). Примечательно, что после избрания Виктора Януковича президентом Украины глава правительства России Владимир Путин связывал предоставление преференций по поставкам газа (обнуление вывозной пошлины) с присоединением Украины к ТС и ЕЭП. Стоит также отметить, что в 2003-2004 годах президент Украины Леонид Кучма основным аргументом для вступление Киева в ЕЭП тогда еще СНГ обозначал получение украинскими потребителями, прежде всего, промышленными предприятиями энергоносителей по внутрироссийским ценам.

4. Крайняя зависимость Украины от кредитов МВФ. После получения от МВФ первого транша нового кредита stand by SDR1,25 млрд Украина нарастила свои обязательства перед фондом до SDR8,25 млрд ($12,66 млрд по текущему курсу), став второй страной в мире после Румынии по этому показателю. По словам вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко, "уже эта цифра для нас является критичной. Нам будет очень сложно обслуживать такой уровень задолженности". Вряд ли МВФ будет приветствовать реальную экономическую интеграцию в рамках ЕЭП, Киев же в своих экономических решениях становится все более зависимым. Пик выплат по ранее взятым Украиной кредитам МВФ приходится на 2011-2013 годы и без конструктивной позиции фонда Киев может столкнуться с перспективой суверенного дефолта накануне президентских выборов.

Каковы аргументы за присоединение Украины к ЕЭП?

ЗА:

1. Украина не может игнорировать появления рядом с собой прообраза "общего рынка постсоветского пространства" с населением более чем 170 млн. Киев опасается. что после начала функционирования ТС будут потеряны преференции в торговле с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Несмотря на многочисленные заявления Киева о близком достижении договоренности с ЕС об ассоциированом членстве, Брюссель по факту не снял ни одного серьезного ограничения на доступ украинской продукции на европейские рынки. Без изменений остается и достаточно жесткий визовый режим для украинских граждан. Также оказались иллюзией надежды Киева на трансферт передовых западных технологий. Украина до сих пор остается в "советском технологическом поле" и все прорывы в аэрокосмических технологиях, атомной энергетике, энергетическом машиностроении, судостроении, ВПК возможно только в рамках единной инновационной политики ЕЭП.

2. Наличие в правящей элите Украины достаточно мощного проЕЭПовского лобби. Прежде всего, это касается позиции премьера страны Николая Азарова. Именно Азаров был основным разработчиком в 2003 году принципов еще ЕЭП СНГ. После победы Виктора Януковича на президентских выборах и назначения главой правительства Украины Азаров - единственный из первых лиц страны заявил о возможности присоединения Киева к ТС. "Сейчас, на первый взгляд, для нас (Украины) это (вхождение в союз) является более выгодным, чем для них (России, Беларуси, Казахстана)", - сказал он. Премьер пояснил, что Украина, являясь членом Всемирной организации торговли, в случае вступления в союз сможет завозить на свою территорию товары по более низким пошлинам, чем те же Россия, Беларусь и Казахстан, и получит больший доступ своей продукции на территорию этих стран. В этом заявлении, правда, не учтен момент унификации ввозных пошлин всеми участниками ТС, то есть Украина при присоединении к ТС должна будет выравнять ввозные пошлины в соответствие с нормами Таможенного кодекса ТС.

3. Возможный процесс экономической федерализации Украины. Экономическая федерализация Украины - один из базовых принципов программы Партии Регионов. Правда, с приходом Януковича к власти он старается эту тему не поднимать. В то же время есть явный запрос на развитие отношений отдельных украинских регионов с ЕЭП. Так, Верховный Совет Крыма приняла решение о создании в Крыму территории прямого сотрудничества с Единым экономическим пространством, а также поручила Совету министров Крыма заняться вопросом заключения соглашения о сотрудничестве полуострова с российским Краснодарским краем. По словам автора проекта решения депутата Валерия Иванова, таким образом предполагается осуществить "эффективную и полную реализацию положений Соглашения о формировании Единого экономического пространства", ратифицированного Верховной Радой Украины (в 2004 году).

Стоит вспомнить, что первый и последний президент АРК Юрий Мешков также пытался выстроить прямые отношения Крыма с Россией и другими странами СНГ. При президентстве Мешкова АРК стала членом российского межрегионального объединения "Северный Кавказ", выстраивались прямые отношения с другими регионами России. Однако все закончилось летом 1995 года, когда Киев отменил действие Конституции АРК 1992 года и упразднил пост президента автономной республики. Проект ЕЭП может стать интересен Украине при развитии приграничного/транснграничного сотрудничества. Приграничное/трансграничное сотрудничество с Россией президент Украины Янукович обозначил как приоритет российско-украинских отношений.

4. Рост сторонников на Украине идеи восточнославянского блока. По данным центра социальных и маркетинговых исследований "Социс", количество людей, которые считают, что надо развивать связи со странами СНГ, с 2004 года с 41% уменьшилось до 10%. За укрепление восточнославянского блока (Украина, Беларусь, Россия) выступает 34% респондентов, а в 2004 году таковых было 24%"... Возможно, не совсем корректно ставить знак равенства между ЕЭП и виртуальным восточнославянским блоком. Однако тенденция проявляется достаточно четко: на Украине есть усталость от аморфности и неопределенности СНГ как интеграционной группировки и ожидание более продвинутого уровня сотрудничества на постсовестском пространстве, прежде всего, экономического.

5. Возможность Украины транспортировать энергоресурсы из Центральной Азии (ЦА). Нынешнее украинское руководство пытается добиться от России доступа к трубопроводной системе страны для обеспечения транзита углеводородов из региона ЦА, прежде всего природного газа из Туркмении. О крайне желательности такого решения украинская сторона заявила во время майского визита Дмитрия Медведева в Киев. Однако данное предложение не вызвало энтузиазма у российской стороны. В то же время процесс формирования ЕЭП предусматривает создания единого рынка трубопроводного транспорта с равным доступом всех участников к его инфраструктуре...

6. Снятие фито-санитарных ограничений с украинской сельхозпродукции. Сейчас большинство торговых споров между Россией и Украиной урегулированы. Однако всем памятны сахарные, мясо-молочные, кондитерские войны, когда Москва практически закрывала свой рынок для украинской продукции. Присоединение к ТС (ЕЭП) будет означать, что украинские сертификаты будут действительны на всей территории ТС (ЕЭП) и признаваться всеми странами-участницами. Здесь ситуация очень похожа на положение Минска в ТС (ЕЭП), когда членство в этих интеграционных объединениях позволило снять все барьеры для доступа белорусской продукции на российский рынок.

В заключении надо отметить, что крайне много будет зависеть от перспектив присоединения стран-членов ТС (ЕЭП в дальнейшем) и в первую очередь России, к ВТО. Президент Украины Виктор Янукович заявил, что допускает вступление своей страны в ЕЭП на условиях ВТО, но назвал невозможным присоединение страны к Таможенному союзу.