Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским независимым военным экспертом, полковником-лейтенантом запаса Узеиром Джафаровым.

ИА REGNUM: Господин Джафаров, разделяете ли вы точку зрения заведующего общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанова, заявившего сегодня, 25 августа, что Азербайджан не собирается вступать ни в НАТО, ни в ОДКБ до тех пор, пока эти организации не осудят агрессора, которым он считает Армению?

Признаюсь, это заявление стало для меня неожиданным, поскольку, хотя с одной стороны Гасанов - официальное лицо достаточно высокого ранга, но с другой, он не возглавляет министерство обороны или не является помощником президента Азербайджана по военной части. Озвученный им вопрос явно лежит вне рамок его полномочий, вне его сегмента деятельности, который, напомню, ограничивается изучением и решением проблем исключительно общественно-политического характера.

Однако попробуем разобраться в его высказываниях. С ОДКБ - организацией, членом которой является Армения, оккупировавшая принадлежащие Азербайджану Нагорный Карабах и 7 районов, всё понятно. Этот военный блок не осудит Армению и не удалит ее из своих рядов, а значит, Азербайджан не может быть членом ОДКБ.

Но позиция Гасанова по НАТО, как, впрочем, и не так давно высказавшего схожую точку зрения главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, мягко говоря, удивляет. Если с ними согласиться, то почему в таком случае азербайджанские вооруженные силы приводятся под стандарты НАТО, причем об этом открыто заявляют высшие лица в руководстве страны? Я не раз говорил и вновь повторяю, Азербайджан, учитывая его географическое положение, угрозы и риски, не может оставаться вне блоковых систем, в частности НАТО.

Конечно, заявление, сделанное не первым лицом Азербайджана, не может быть программным и, скорее всего, преследует тактические цели, которые сводятся к тому, чтобы успокоить наших северных и южных соседей. Ничуть не удивлюсь, если при приезде в Баку генерального секретаря НАТО господина Расмуссена, мы услышим заявления совершенно иного рода.

ИА REGNUM: Али Гасанов также заявил, что подписание последнего договора между Москвой и Ереваном может нарушить положения подписанного в 1992 году в рамках ОБСЕ между Азербайджаном, Россией, Арменией и Грузией Флангового соглашения по обычным вооружениям, по которому определялась квота вооружений для стран Южного Кавказа"...

Да, он также отметил, что ОБСЕ также должно выразить свою позицию по данному вопросу и подчеркнул, что Азербайджан не собирается вмешиваться в двусторонние отношения между Россией и Арменией. Конечно, Гасанов хороший политолог и неплохо владеет словом. Но почему официальные лица Азербайджана говорят об этом сейчас, после свершившегося факта, а не до подписания пресловутого договора? О каком изучении вопроса, каком нарушении соглашения по обычным вооружениям сейчас может идти речь?

Ведь еще в 1994-96 годах, Россия (заметьте, сопредседатель Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта) нарушила Фланговое соглашение, безвозмездно передав Армении, стране-оккупанту, вооружений на сумму свыше одного миллиарда долларов. Еще об одном крупном нарушении Флангового соглашения Россией - передаче Армении вооружения на сумму 800 миллионов долларов - стало известно в начале января прошлого года. К настоящему времени накопился целый ворох вопросов политического характера и было бы куда лучше, если господин Гасанов делал заявления по ним.

ИА REGNUM: Как, по-вашему, следует оценивать последнее заявление председателя парламентской фракции Национального собрания Армении Галуста Саакяна? Напомню, он сказал: "Главной проблемой повестки дня Армении является проблема Карабаха, то есть когда российская сторона пошла на изменение договора, не думаю, что она не учла это обстоятельство".

Саакян возглавляет парламентскую фракцию правящей Республиканской партии. То есть он, вроде бы, выражает точку зрения официального Еревана. На самом деле, он выдает желаемое за действительное и, конечно, Россия не собирается воевать с Азербайджаном вместо Армении, когда, убедившись в бессмысленности дальнейшего продолжения переговоров, Баку решит военным путем освободить свои земли от оккупации. Сказанное Саакяном, скорее всего, продукт для внутреннего потребления. Так что не стоит придавать подобным заявлениям того значения, которого они не заслуживают.

Утверждения армянских властей типа "мы всех шапками закидаем" уже не проходят. В Армении постепенно наступает отрезвление, и всё больше людей приходит к пониманию, что узурпировавший власть карабахский клан загнал народ в тупик, Об этом говорит и прошедшая в Ереване 24 августа акция протеста, в которой принял участие экс-президент Левон Тер-Петросян. Армяне должны сами себе задать вопрос: какая необходимость была в продлении сроков пребывания российской военной базы в Гюмри. Ведь, как известно, сроки явно не поджимали. А причины всё те же: власти пытаются продемонстрировать народу свои хоть какие-то, пусть и несколько сомнительные достижения.

Уверен, что первое же действительно независимое правительство Армении пересмотрит этот договор. В конце концов, в 2046 году, когда истечет его срок действия, Грузия, и с немалой долей вероятности Азербайджан станут, членами НАТО, и России самой не будет резона держать базу, окруженную со всех сторон странами Альянса, в который, кстати, бросится и Армения, поскольку у нее попросту не будет других вариантов обеспечения своей безопасности.

ИА REGNUM: Трудно судить, каким станет регион в 2046 году, но в Армении уже сегодня раздаются голоса, что раз Россия является ее военно-стратегическим партнером, то должна отменить сделку о продаже Азербайджану двух ЗРК С-300.

В политической и экспертной среде Армении могут говорить о чем угодно, но должны помнить отрезвляющее заявление министра иностранных дел России господина Лаврова, который фактически закрыл тему, не оставив ни малейших сомнений в решимости своей страны совершить выгодную сделку с Азербайджаном. Вместе с тем остается непонятным, почему Ереван так беспокоит приобретение Азербайджаном сугубо оборонительного оружия. Впрочем, это не наши скелеты в шкафу и не наша головная боль...

Беседовал Рафаэль Мустафаев