Как заявили ИА REGNUM в страховой компании "Жива", существующая система экспертизы в области обязательного страхования автогражданской отвественности не учитывает интересы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

24 апреля 2003 года подписано постановление Правительства "Об организации независимой технической экспертизы ТО" (№238), которое регулирует рынок технической экспертизы в автомобильной промышленности, в том числе техническую экспертизу в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности. Согласно этому постановлению, основным ведомством, занимающимся данной проблемой будет Министерство транспорта. Именно ему поручено создать вместе с Министерством образования систему сертификации экспертных центров и обучения специалистов. В то же время данное министерство представляет скорее интересы автовладельцев.

В данном процессе никак не будет участвовать Минпромнауки, которое занимается автомобильной отраслью и имеет разветвленную систему ведомств, специализирующихся на проведении автоэкспертизы, например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), который еще с советских времен занимается вопросами экспертизы, в том числе и цен и имеет хорошую материально-техническую и кадровую базу. Специалисты НАМИ часто используются в судах при проведении экспертизы как независимые эксперты.

Согласно недавно принятому закону "О техническом регулировании", который призван организовать рынок технической экспертизы в России, может существовать две ее разновидности: обязательная (состоящая из системы технических регламентов, имеющих силу закона - и принимающихся в таком же порядке) и добровольная (основанная на системах сертификации, разработанных и применяемых на предприятиях или группах предприятий). Такого рода норма соответствует тенденциям автомобильного рынка ЕС и развитых стран. Рынок технической экспертизы для обязательного автогражданского страхования стимулирует развитие рынка экспертизы в целом и напрямую связан с рынком автомобильной промышленности России.

Например, на основе экспертных заключений может быть проведено изменение тарифных ставок по страховке (в зависимости от технического состояния транспортного средства и др.), причем не только на российские, но и на ввезенные в Россию импортные автомобили. Инициатором принятия данного закона было именно Минпромнауки, курируемое вице-премьером Борисом Алешиным.

Кроме того, на данный момент все компании, действующие на рынке обязательного автострахования должны быть членами единой организации - Российской организации автостраховщиков (РСА). Но в то же время в эту организацию должны входить и представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Это позволит обеспечить контроль обязательного страхования со стороны государства, а также будет способствовать развитию рынка технического регулирования.