19 августа в Барнауле прошел круглый стол с участием алтайских и московских экспертов аграрного рынка "Аномальная засуха в Южной и Центральной европейской части России. Новые возможности аграрного Алтая в масштабах страны". Подробности меропряития сегодня, 23 августа, корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщили в пресс-службе депутата Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ) Алексея Багарякова.

Как пояснил организатор мероприятия Алексей Багаряков, вся аграрная Россия внимательно следит за тем, что происходит в крае. У региона, несмотря на проблемы прошлого года, достаточно высокий экспортный потенциал по зерну, в отличие от территорий в южной и центральной европейской части России, где значительная часть урожая уничтожена аномальной засухой.

Со слов генерального директора института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, западно-сибирские (и особенно - алтайские) сельхозпроизводители должны в течение сезона получить неплохой шанс на то, чтобы заработать неплохие деньги. С этим согласился и независимый эксперт-аналитик Николай Кустов (в прошлом - начальник алтайского краевого управления пищевой и перерабатывающей промышленности).

"Сегодня для Алтая и Западной Сибири появился прекрасный шанс заработать денег. Но шаг правительства о запрете на экспорт зерна и муки я считаю ошибкой. По зерну еще можно подебатировать. Но если говорить о муке, то Россия с таким трудом завоевывала экспорт, что вот так просто терять его нельзя. Казахстан сегодня экспортирует 3 млн 200 тысяч тонн муки, а Россия - всего около 0,5 млн. тонн, из которых половина приходится на Алтайский край. Этот объем, вряд ли повлиял бы на общую ситуацию в стране. Но зато мы сохранили бы рынки сбыта, а страна - экспортный авторитет. При наличии в будущем нормального урожая в России мы получим серьезные проблемы в сфере экспорта", - отметил Николай Кустов.

Он также отметил, объемы внутреннего потребления в крае не изменятся. Но на уровне страны, со слов Рылько, ситуация может поменяться серьезно. "Я не поддерживаю идею о том, что в этом году потребление зерна вырастет из-за того, что мы будем вынуждены возмещать грубые и сочные корма - зерном. В частности, потому, что очень большие резервы зерна отдавались работникам сельзозпредприятий в виде паевых и шли на корм скоту в подсобных хозяйствах. В этом году масштабы откорма скота в подсобных хозяйствах пострадавших регионов значительно сократятся", - отметил Дмитрий Рылько.

"Скот вырежут. Когда мы в советское время хотели сохранить скот - мы солому с Украины везли. А сегодня государство не хочет давать возможность алтайскому крестьянину перебросить в другую часть России зерно - чтобы крестьянин из центральной России не резал своих коров. Надо 5-7 лет, чтобы новую корову вырастить", - высказал свое мнение бывший министр сельского хозяйства России Александр Назарчук.

Железнодорожные монополии одной из двух основных проблем российского крестьянства (наряду с перманентным недофинансированием) назвал эксперт-аналитик, директор агентства "Стратег" Владимир Решетняк. А отвечая на вопрос о ситуации на рынках зерна, он ясно дал понять, что в этой сфере прогнозы не уместны.

"Реалии таковы, что просить чего-то у правительства бессмысленно, поскольку оно предпринимателю ничем не обязано и является, по сути, аппаратом насилия. Раз так, то чего от него можно ожидать, кроме изнасилования? А если оно неизбежно - необходимо расслабиться и попытаться получить максимум удовольствия. Когда ставка кадастровой стоимости земли повышается в 32 раза, а электроэнергия самая дорогая в Сибири - остается только идти по пути замкнутого производства (от поля до прилавка) и максимального сокращения издержек производства", - отметил председатель совета директоров АПГ "Алтайские закрома" Александр Терновой.

Впрочем, говоря о том, как государство должно поддерживать своих аграриев, большинство экспертов сошлись во мнении, что прежде правительству необходимо определиться с федеральной аграрной политикой, которой попросту не существует.

"Надо обладать большим "талантом" чтобы при 6 млн. тонн валового сбора хлеба в Алтайском крае, оставить крестьян без штанов, - заявил Александр Назарчук, продолжая тему непоследовательной аграрной политики. - Никто не отменял принятый в 1994 году закон о закупках и поставках продукции сельского хозяйства и продовольствия для государственных нужд. При этом закон - не работает. Вот если бы нашлись силы, например Госдума, которые бы спросили правительство: почему этот закон не выполняется? Если бы закон этот исполнялся, сегодня не было бы никаких проблем".

"У крестьян нет своего лобби, - пояснил Алексей Багаряков, комментируя эту тему. - Их интересы, по моим наблюдениям, сегодня никто не отстаивает. Ни на федеральном, ни на краевом уровне. Аграрная партия у нас была - но она растворилась в "Единой России". Региональным властям сегодня невыгодно показывать проблемы федеральному центру, поскольку губернаторы все назначаемые. Отсюда и приписки по сельхозпоказателям, и вранье откровенное, и другие проблемы".

Самый неприятный прогноз, о росте цен на продовольствие, пришлось сделать Алексею Багарякову. "Когда по центральным телеканалам идет шумиха по поводу засухи, и других катаклизмов, всех предупреждают о росте цен на продукты питания - это не может не отражаться на уровне продаж в продуктовых магазинах. Наши граждане очень специфически относятся к подобным событиям. Мы видим: растет инфляция, накручиваются цены на продовольствие. В Москве за короткое время хлеб уже подорожал в среднем на 5-10%, а цены на некоторые продукты питания и в Москве, и в Алтайском крае выросли более чем в два раза. Я думаю, что это - не предел, надо только дождаться зимы, когда будут окончательные цифры по урожаю. Инфляция у нас сегодня где-то 6-8%, энергоносители дорожают. В этих условиях и зерно, и хлеб, я думаю, тоже будут дорожать. Насколько именно - это пока трудно прогнозировать, но совершенно ясно, что цены на продукты будут расти", - пояснил он.