"Участники реконструкции битвы под Радимином со стыдом облачаются в одеяния большевиков, тогда как в последние годы молодые люди охотно играют солдат Вермахта". Об этом пишет историк, журналист Павел Вроньски на страницах издания Gazeta Wyborcza. По его словам, это свидетельствует о том, что в современной Польше "быть немцем - уже не позорно, а большевиком - упаси Боже". "То же произошло и с могилами. В Польше уже много могил солдат Вермахта, а попытка установить памятник 22 большевикам в Оссуве сопровождается криками "Позор"...".- пишет он.

Павел Вроньски отмечает, что в качестве аргумента противники установки памятника заявляют, что нельзя чтить память жестоких захватчиков. "Это правда. Война 1920 года была жестокой, особенно на южном фронте, где были формирования Семена Буденого. Сожжение деревень, повешения евреев были обычной практикой военных этого формирования... Это были жестокие времена, жестокая война, но не только с одной, большевистской стороны. С польской стороны фронта стоял Станислав Рембек, один из великих и незаслуженно забытых писателей II Речи Посполитой. Он писал, что большевики вырезают лампасы плененным офицерам, но наши солдаты вырезают на их лбах красные звезды. Наверное, трудно нам признать, что для многих русских война с Польшей не была только "экспортом революции", но и войной за защиту отечества, подвергшемуся нападению поляков под Киевом", - отмечает он.

Павел Вроньски пишет, что лишь лет шесть назад, после встречи с российским профессором Геннадием Матвеевым, составителем сборника документов о большевистских военнопленных в Польше, узнал, что после битвы под Млавой были расстреляны 200-300 большевистских военнопленных. "Мне ничего не было известно и об оставлении 4 тысяч российских раненных на поле битвы в августе 1920 года. А информации о том, что жена советского военачальника Гая была убита поляками, потому что была похожа на еврейку, я не нашел в наших книгах, проповедующих национальную славу. Торги о том, кто в войне 1920 года был более жестоким, кажутся верхом глупости. Проблема "могилы под Оссувом" 2010 года показала, насколько мы и россияне остаемся жертвами политиков, которые используют историю в качестве инструмента для подстрекательства людей. Мы продолжаем считать 1920 год лишь триумфом западной цивилизации. А если так, то не должно нас удивлять то, что в России так сильна уверенность в том, что поляки виновны в смерти 100 тыс военнопленных. Если сейчас большевиков считают людьми второго сорта, то как они воспринимались в 1920 году? Усилия таких историков, как профессор Збигнев Карпус, который объективно представил события польско-большевистской войны или профессора Матвеева, остаются без ответа. Ведь если в 2010 году мы продолжаем воевать под Оссувом, защищая крест, цивилизацию, Польшу - рациональный разговор невозможен", - отмечает он.