Центральными событиями минувшей недели стали предстоящая презентация новой модели узбекского автопрома - Chevrolet Spark, расширение сотрудничества между армией США и Узбекистаном, проблема коррумпированности таджикских чиновников, развитие энергетики и транспортной инфраструктуры. Кроме того, местными СМИ были подняты вопросы оказания помощи Пакистану и улучшения экологической ситуации в Коканде.

Внешняя торговля

Внешнеторговые отношения Узбекистана анализирует "Зеркало XXI". В частности, издание отмечает, что Россия остается самым крупным торговым партнером Узбекистана. По итогам второго квартала 2010 года, на ее долю во внешнеторговом обороте страны пришлось 27,1%. Согласно данным Госкомстата, торговый оборот между Россией и Узбекистаном составил 2,667 млрд. долларов, что на 19,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом экспорт Узбекистана составил 1,859 млрд. долларов в первом полугодии 2010 года (1,247 млрд. долларов в январе-июне 2009 года), а импорт - 807,8 млн. долларов (991,9 млн. долларов). Второе место среди крупных торговых партнеров Узбекистана занимает Китай с долей 8,3%. Двусторонний товарооборот этих стран составил 818,7 млн. долларов в январе-июне 2010 года, что на 29,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом Узбекистан увеличил экспорт в Китай с 277,9 млн. долларов в январе-июне 2009 года до 304,9 млн. долларов в первом полугодии 2010 года. Импорт в свою очередь сократился с 890,1 млн. долларов до 513,8 млн. долларов в рассматриваемый период.

Тройку самых крупных партнеров замкнул Казахстан с долей 7,6%. Двусторонний товарооборот стран вырос на 7,4% - до 748 млн. долларов в первом полугодии 2010 года. Экспорт Узбекистана в Казахстана вырос с 312 млн. долларов до 385,1 млн. долларов, а импорт уменьшился с 384,5 млн. долларов до 362,9 млн. долларов. Отметим, что весь внешнеторговый оборот Узбекистана за январь-июнь 2010 года составил 9,825 млрд. долларов (-0,8%).

Автопром

Узбекские автомобилестроители преподнесли стране подарок - начали производить новый легковой автомобиль Chevrolet Spark. Материал об этом публикует "12.uz". Это седьмая модель, запущенная на конвейерной линии завода GM Uzbekistan. В сентябре 2008 года ЗАО GM Uzbekistan и General Motors DAT подписали контракт на поставку машин и оборудования для организации выпуска модели M300. В январе 2009 года правительство Узбекистана приняло постановление по организации производства данной модели на Асакинском заводе. Chevrolet Spark - это современный автомобиль, хоть и небольшого размера, с модернизированным экстерьером и интерьером, что только подчеркивает его неоспоримое достоинство. По отделке салона Spark практически не уступает Hyndai i 10 или Opel Agila.

За счет агрессивного оформления передней части, выгнутой спадающей вперед линии подоконников и выразительного рельефа на боковинах, этот пятидверный "хэтчбек" выглядит крупнее габаритов своего предшественника Matiz. Длина автомобиля "подросла" на 145 мм, колесная база увеличилась на 35 мм. Общая стоимость проекта по производству Chevrolet Spark в Узбекистане составляет 124,455 млн. долларов. Предполагаемая мощность производства новой модели составит до 50 тысяч автомобилей в год. Новинка будет реализовываться на внутреннем рынке посредством дилерской сети АК "Узавтосаноат", а в экспортном варианте - через дилерские предприятия корпорации General Motors. С 26 августа 2010 года сразу после презентации, подытоживает издание, Chevrolet Spark поступит в продажу во все автосалоны Узбекистана.

Автомобильную тематику продолжает "Uzreport.com". Издание сообщает, что в Узбекистане будут производиться спидометры для автомобилей. Прибор для измерения скорости движения станет визитной карточкой нового предприятия, появившегося в системе АК "Узавтосаноат" - ООО "УзМинда". Созданный в содружестве с индийскими партнерами, завод будет выпускать также ряд систем безопасности для автомобиля - комплекты замков, актуаторы центрального замка. Местом дислокации нового предприятия стала свободная индустриально-экономическая зона "Навои". "УзМинда" принадлежит в равном долевом соотношении АК "Узавтосаноат" и "Минда Кэпитал" (Индия). Кредит в размере 6,40 млн. долларов, который предоставил предприятию банк "Асака", будет направлен на технологическое оснащение производственных линий. Предполагаемая мощность узбекского-индийского СП - 250 тыс. автокомпонентов в год. Завод обеспечит занятость 200 специалистам.

Транспортные коммуникации

"Правда Востока" пишет о развитии транспортной инфраструктуры Узбекистана. В интервью изданию начальник управления строительства автомобильных дорог ГАК "Узавтойул" Зарпилла Хужанов отметил, что сегодня через территорию страны проходят 20 международных маршрутов и направлений. На долю автомобильного транспорта приходится почти 85 процентов всего объема перевозок груза. - Среди инвестиционных проектов особое внимание отводится развитию Узбекской национальной автомагистрали. Общая протяженность ее коридоров - 2.755 км. Из них 1.254 км - четырехполосные дороги. Перед строителями поставлена задача - к концу 2014 года довести параметры остальных двухполосных дорог до первой категории с четырехполосным движением. Кроме того, по словам специалиста, в этом году планируется завершить строительство и реконструкцию автомагистрали Самарканд-Карши протяженностью 79 км и проектной стоимостью 50,4 млрд. сумов. Она открывает транзит в южном направлении - в Туркменистан, Афганистан, Иран, Пакистан и страны Персидского залива с доступом к морским портам. По прогнозам специалистов, после окончания строительства в течение пяти лет торговля со странами Центральноазиатского региона и Персидского залива, а также Афганистаном, Ираном и Туркменистаном вырастет на 15%. В этом году планируется начать реконструкцию и ремонт 80 км автомобильной дороги международного значения Ташкент-Ош на участке 116-196 км, являющейся частью автомагистрали Бейнеу-Кунград-Бухара-Самарканд-Ташкент- Андижан. Грузы из Ташкента в Ферганскую долину по единственной автомобильной дороге, соединяющей ее с центральными западными и южными регионами республики, доставляются в два-три раза быстрее, чем по железной дороге. Объект - стратегически важный в восточном регионе Узбекистана, так как обеспечивает кратчайший выход в Китай и Японию, другие государства Восточной Азии и Дальнего Востока. Еще одна из первоочередных задач, стоящих перед отраслью, - подготовка к предстоящему зимнему сезону горного участка перевала Камчик автомобильной дороги А-373 Ташкент-Ош, являющейся частью автомагистрали Бейнеу - Кунград - Бухара - Самарканд - Ташкент - Андижан. Здесь ежедневно укладывается 2-2,5 тысячи тонн асфальтобетонного покрытия. Задействовано три асфальтобетонных цеха и один комплект цементно-бетонных комплексов. Эта дорога уникальна, так как альтернативных путей на нашей территории нет. Прежде путь в Ташкент из областей Ферганской долины в зимнее время пролегал через Таджикистан. Дорога через перевал "Камчик" значительно сокращает путь, но зимой он закрывался из-за схода снежных лавин, оползней и селей. Для предупреждения снежных заносов построены тоннели на перевалах "Камчик" и "Резак". Ведутся работы по безопасности дорожного движения: на склонах гор, где необходимо, устанавливаются снегозащитные щиты и снегоулавливающие сооружения. В рамках возрождения Великого шелкового пути активно ведутся реконструкция и капитальный ремонт международной автомагистрали Бейнеу-Кунград-Бухара-Самарканд-Ташкент-Андижан протяженностью 1500 км. Она является частью международного транспортного коридора Е-40 и будет связана с крупными городами и населенными пунктами, коллекторными автомобильными дорогами первой категории. На маршруте - 207 мостов, из них 29 подлежат реконструкции. В недалеком будущем это будет четырехполосная скоростная автомагистраль. Она соединяет маршруты Е-40 и Е-60, открывает транзит в Афганистан, Иран, Пакистан с доступом к морским портам. Реконструкция дороги значительно сократит эксплуатационные расходы, а возросшая скорость движения автомобилей позволит осуществлять перевозки в 1,9 раза быстрее. Возрастут объемы пассажирских и грузоперевозок, себестоимость местных и транзитных грузов уменьшится в 1,6 раза.

Электроэнергетика

В центре внимания "Халк сузи" - завершение строительства новой ГЭС в Кашкадарьинской области, на котором компания "Гиссараксувкурилиш" освоила около 40 млрд. сумов, выделенных специализированным объединением "Узсувэнерго" Министерства сельского и водного хозяйства. Как замечает газета, заманчивая идея создания компактной и высокоэффективной гидроэлектростанции на реке Аксу, протекающей близ поселка Мираки, витавшая с первых дней строительства Гиссарского водохранилища, сегодня воплощается в реальность. - Возведение основного и вспомогательных корпусов уже завершено, - рассказал директор строящейся ГЭС Турсунпулат Муродов. - Также подведены дороги, построены две трансформаторные станции мощностью 32 тысячи киловатт, высоковольтная линия электропередачи протяженностью 32 километра до станции "Гулистан", завершен монтаж основного оборудования. Осталось лишь смонтировать систему автоматического управления технологическим процессом и станция начнет вырабатывать электроэнергию. В машинном зале уже готовы к работе две радиально-осевые гидротурбинные установки с номинальной частотой вращения до 500 оборотов в минуту, для монтажа которых были привлечены лучшие отечественные и зарубежные специалисты, имеющие большой опыт в строительстве и эксплуатации малых гидроэлектростанций. Через турбины под напором ежесекундно будет проходить до 46 кубометров воды на орошение полей фермерских хозяйств Шахрисабзского, Китабского и Яккабагского районов. Новая станция будет работать в основном в период вегетации посевов зерноколосовых и других культур, вырабатывая в сутки около одного миллиона киловатт-часов электроэнергии.

Развитие электроэнергетики страны оценивает также "Биржа". Издание пишет, что сегодня ГАК "Узбекэнерго" реализуется десятки инвестиционных проектов. Например, начаты работы по обновлению Ташкентской, Сырдарьинской, Ново-Ангренской, Навоийской, Талимарджанской тепловых электростанций и Ташкентской теплоэлектроцентрали. Строятся высокоэффективные парогазовые установки на Ташкентской и Навоийской ТЭС. На Талимарджанской ТЭС предусмотрено сооружение еще двух парогазовых энергоблоков по 400 МВт, на Ташкентской теплоэлектроцентрали - трех современных экономичных газотурбинных установок. В число первоочередных задач входит сокращение объемов газа, используемого на электростанциях, с увеличением доли выработки электроэнергии на угле. Ее позволит решить модернизация действующего оборудования на Ново-Ангренской ТЭС - перевод котлов №1-5 на круглогодичное сжигание твердого топлива. Хорошие перспективы, по словам автора статьи, имеют нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Предусматривается внедрение детандер - генераторных агрегатов на Сырдарьинской и Талимарджанской ТЭС, строительство гидроэлектростанции "Камолот" мощностью 8 МВт, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС с увеличением установленной мощности станции, внедрение опытной ветровой энергоустановки мощностью 750 кВт в районе Чарвакского водохранилища. Одновременно с повышением эффективности производства электрической энергии Узбекистан стал первопроходцем на постсоветском пространстве в модернизации систем ее учета. В рамках данной программы уже установлено более 1,5 миллиона электронных счетчиков, обеспечивающих точный учет расхода электроэнергии у бытовых потребителей. У хозяйствующих субъектов таких счетчиков установлено более 285 тысяч.

Продажа госсобственности

"Народное слово" опубликовала материал, посвященный реализации госактивов Узбекистана. Газета приводит данные Госкомимущества, по которым за шесть месяцев 2010 года в стране было реализовано 32 государственных актива на 67,4 млн. долларов и около 11,6 млрд. сумов. Из них 62 млн. долларов и более 7,5 млрд. сумов составляют инвестиционные обязательства принятые инвесторами по договорам купли-продажи. Наибольшее количество объектов реализовано на биржевых и аукционных торгах - 43,8 и 28,1% соответственно. При этом сумма сделок на конкурсных торгах в 4,4 раза превышает сумму сделок на биржевых торгах.

США и Узбекистан

Американские бизнесмены планируют закупать овощи для солдат в Афганистане из Узбекистана, - пишет "Anons.uz". В посольстве США в Узбекистане состоялся пресс-гап для журналистов с участием регионального директора Центральноазиатского Фонда поддержки малых предприятий Дональда Николсона. - Наша цель привлечь как можно больше американских компаний на рынок Узбекистана. Сейчас мы рассматриваем возможность закупать в Узбекистане овощи и фрукты для американских войск в Афганистане, а также закупку свежего салата для Макдоналдса в России. Мы планируем закупать у узбекских фермеров до 40 тонн овощей и фруктов. Ведь общая потребность американских войск в Афганистане в свежих овощах и фруктах составляет более чем 40 тонн ежедневно. Пока мы закупаем овощи и фрукты в Дубаях. Если переговоры с вице-премьером правительства Узбекистана Эльёром Ганиевым и американскими военными, которые находятся сейчас в Ташкенте, пройдут успешно, то в ближайшее время мы будем сотрудничать, - сказал Николсон.

Таджикистан

Таджикистан является государством со слабым экономическим потенциалом и очень низким уровнем жизни населения, - сообщает "Тошкент хакикати". Газета пишет, что сегодня в российских городах основное число гастарбайтеров составляют таджики и наркотиками промышляют в большинстве своем граждане Таджикистана, в котором все развалено до предела или скуплено высокопоставленными чиновниками и их родственниками. Автор статьи подчеркивает, что Международная неправительственная организация Transparency International, обнародовавшая свой ежегодный доклад "Коррупционный барометр - 2009", включила Таджикистан в число самых коррумпированных стран мира. По данным Агентства по государственному контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана за последние три года в стране выявлено более 2200 преступлений коррупционного характера. На окраинах Таджикистана, население которых находится за чертой бедности, многие семьи могут выжить только за счет гуманитарной помощи, которую оказывают международные негосударственные организации. Но эта помощь, как заявляет автор материала, зачастую не доходит до адресатов. Так, на территории Аштского района Согдийской области представители американской USAID и французской "АКТЕТ" обеспечивают бедные таджикские семьи одеждой и продовольствием. По официальным данным, на сегодня в этом районе живет около 125 тысяч человек, 75% из них находятся за чертой бедности. Газета пишет, что при составлении списков нуждающихся в гуманитарной помощи, представители международных организаций руководствуются рекомендациями таджикских чиновников. Однако они включают в списки нуждающихся своих родственников и знакомых, "грея руки" на зарубежной помощи.

Коканд

"Uzbekistan Today" публикует материал о строительных и реконструкционных работах, которые пройдут в Коканде в ближайшие двадцать лет. Как отмечает газета, постановлением правительства Узбекистана был утвержден генеральный план реконструкции Коканда до 2030 года. В рамках плана намечено реконструировать системы коммунального хозяйства, городскую и транспортную инфраструктуры города. Генпланом предусматривается повышение эффективности использования городских земель за счет увеличения плотности жилой застройки на реконструируемых территориях, а также совершенствование композиционной структуры города.

Местные предприятия легкой, пищевой, строительной промышленности, а также автотранспортные организации, склады, базы, обслуживающие городское население, сформируют коммунально-складскую зону, которая будет размещена в западной и южной частях города. Одной из главных составляющих в работе станет улучшение экологической ситуации в регионе. В частности, улучшение экологической ситуации будет осуществляться за счет совершенствования транспортной инфраструктуры, технического и технологического перевооружения строительного и энергетического комплексов, увеличения озелененных и обводненных территорий, усиления контроля за качеством среды проживания населения. Кроме того, планируется улучшить грунтовые и гидрогеологические условия на территории Коканда путем строительства горизонтального и вертикального дренажа, бетонирования русел каналов, организации очистки дренажных коллекторов, организовать системы мониторинга состояния грунтовых вод, а также провести мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна с целью снижения запыленности и загазованности воздуха.

Геологоразведка

Узбекско-китайское совместное предприятие Uz-Chine Uran приступило к геологоразведке на перспективной Бозтауской площади в Центральных Кызылкумах, - сообщает "Шарк бизнес хабарномаси". СП планирует провести значительный объем буровых работ, что позволит уже в сентябре получить первые результаты. По итогам геологического изучения в течение 2010-2011 годов может быть принято решение о создании на выявленном месторождении мощностей по добыче и переработке ураносодержащих руд. По данным Госкомгеологии Узбекистана, прогнозные запасы урана на Бозтауском месторождении составляют порядка 5,5 тысяч тонн. Все рудные объекты принадлежат к черносланцевому типу. Газета отмечает, что Uz-Chine Uran было создано в августе 2009 года Госкомгеологией и китайской CGNPC Uranium Resources Co на паритетных началах с уставным капиталом в 4,6 млн. долларов. В соответствии с условиями китайская сторона получила преимущественные права на приобретение продукции СП по мировым ценам. Сегодня разведанные и оцененные запасы урана в стране составляют 185,8 тысяч тонн, из которых 138,8 - уран месторождений песчаникового типа, 47 - черносланцевого.

Пакистан

"UzDaily.com" пишет о выделении правительством Узбекистана гуманитарной помощи пострадавшим от наводнений в Пакистане. Решение об этом был принято 18 августа текущего года. Гуманитарный груз включит палатки, одеяла, питьевую воду, медикаменты, продукты питания, одежды для взрослых и детей. Общий вес гуманитарной помощи составит 40 тонн, а стоимость груза - 300 тысяч долларов. Издание также цитирует Президента Узбекистана Ислама Каримова, который выразил соболезнования Пакистану связи с бедствием в стране. Как отмечается в письме главы узбекского государства, в Узбекистане с чувством глубокой скорби восприняли известия о массовых наводнениях, которые унесли жизни многих и оставили людей без крова. Ислам Каримов выразил сочувствие всем пострадавшим в результате этого стихийного бедствия, сообщает издание.

Еще один материал об узбекско-пакистанских отношениях публикует ИА "Жахон". В интервью информационному агентству заместитель председателя общества "Узбекистан-Пакистан" Т.Халмирзаев отмечает, что в политическом плане отношения Узбекистана с Пакистаном успешно развиваются. Эта страна одной из первых признала независимость Узбекистана и установила дипломатические отношения. В 1992 году на высоком уровне состоялся обмен первыми официальными делегациями между двумя странами, заложившими основные принципы отношений. С тех пор взаимные официальные визиты между руководителями стран приобрели регулярный характер и успешно продолжаются. По мнению многих пакистанских политических деятелей и ученых, с Узбекистаном их связывает глубокая культурно-историческая и духовная близость. Для некоторых Узбекистан является еще и родиной их предков. Как отметил известный пакистанский историк Ахмад Хасан Дани, в жилах 62% граждан его страны течет кровь выходцев из Узбекистана. Пакистанские издания публиковали ряд статей, посвященных Узбекистану. В частности, газета "Муслим" отмечает, что народы нашего региона, никогда не теряли свои тесные связи с исламской культурой, что наука и просвещение в Узбекистане находятся на очень высоком уровне. Учитывая огромный интерес к нашей стране со стороны пакистанцев, авиакомпания "Узбекистон Хаво Йуллари" несколько лет назад открыла прямые авиарейсы между Ташкентом и Лахором, которые совершаются трижды в неделю.

Podrobno.uz специально для ИА REGNUM Новости