Латвийская газета Latvijas avize опубликовала статью как два латвийских бизнесмена, связанных по сведениям ИА REGNUM Новости с "Бюро по защите конституции", решили заработать на российском рынке. Речь идет о советнике президента Латвии, сопредседателе с латвийской стороны российско-латвийского делового совета Василии Мельнике и лидере латвийской чеченской общины Беслане Абдулмуслимове. Абдулмуслимов в середине 1990-х годов являлся "уполномоченным по экономическим вопросам" представительства дудаевской Республики Ичкерия в Латвии. Отметим, что Василий Мельник является одним из лоббистов визита президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву. Публикуем статью полностью:

"Пока основатели экспортного товарного знака "Рижская марка" - руководство Рижской думы больше года никак не могут сдвинуться с мертвой точки, другой товарный знак со схожим названием - "Балтийская марка" успешно начал работу спустя пару месяцев после своего рождения. Возможно потому, что Балтийская марка находится в руках частного и политически влиятельного предпринимателя Василия Мельника.

Латвийский экспортный знак "Рижская марка", которую мэр Риги Нил Ушаков обещал запустить еще прошлой осенью жители Москвы до сих пор не видали. А вот другую марку - "Балтийская марка" родом из Латвии возможно уже обратили внимание. Предприятие с таким же названием зарегистрировано только 8 марта этого года и уже примерно через три месяца в Россию пришел первый груз с брэндом "Балтийская марка".

Информация на портале Firmas.lv свидетельствует, что половина ООО "Baltijas marka" (Балтийская марка) принадлежит компании Василия Мельника Eiroholdings, а вторая половина - ООО Резекненский мясной комбинат. Один из владельцев мясоперерабатывающего предприятия Беслан Абдулмуслимов входит в правление "Балтийской марки".

Консультант торговой марки - бывший генеральный директор продовольственно-ветеринарной службы, а затем министр здравоохранения и обороны Винетс Велдре. "Уже в июле в Москву отправились пять фур с продуктами под брэндом "Балтийская марка". Объемы пока не большие, поэтому мы не сильно рекламируем "Балтийскую марку". Как только будут достигнуты значительные объемы начнем и рекламную компанию", - рассказывает Велдре и добавляет, что достойный объем экспорта может быть достигнут уже к Рождеству. Кроме того, товары "Балтийской марки" экспортируются как в СНГ, так и в ЕС и США.

Под "Балтийской маркой" планируется экспортировать не только латвийские, но и продовольствие их других прибалтийских стран. Поэтому сегодня этот знак использует не только один из его совладельцев - Резекненский мясной комбинат, но и предприятие по рыбопереработке Kaija, работающий в Литве АО "Mariampoles piena konservi" экспортирует молочный порошок и сыр Liliputas. Переговоры о присоединении к знаку идет с крупнейшим в Литве мясопереработчиком Biovela group и немецкой компанией, занимающейся торговлей молочными продуктами Eximo, одним из руководителей которой является латвиец Янис Ципурис.

"Интерес проявляют многие предприниматели, проволочки начинаются когда надо договориваться об общих маркетинговых затратах. На них следует отводить от одного до двух процентов от доходов с экспорта. Не все на это готовы", - рассказывает Велдре.

Возможно ограниченные средства одна из основных причин почему "Балтийскую марку" сейчас особо не рекламируют. Потому что пришлось заплатить и за "входной билет" в московские супермаркеты. По словам Велдре российское торговая компания "Монолит", которая торгует "Балтийской маркой" все же серьезно снизила плату за размещение продуктов на своих полках.

Чтобы деньги возвращались быстрее ведутся переговоры и со "вторым направлением", а именно ищутся партнеры в России. Одно из рыбохозяйств Архангельска уже готово поставлять латвийским рыбопереработчикам до 40.000 тонн рыбы в месяц, чтобы те затем под "Балтийской маркой" поставляли на российский рынок уже готовый продукт. О том, был ли в Латвии найден партнер готовый к такому сотрудничеству, Велдре не в курсе.

"Цель "Балтийской марки" увеличить производственную нагрузку латвийских предприятий до как минимум 90%. Сейчас мы не можем этого добиться, так как столкнулись с нехваткой сырья. И это наблюдается во всех секторах - молочном, рыбном и всех видах мясной переработки", - продолжает Велдре. Поэтому Латвии следует срочно начать думать о развитии крупных молочных, свиных, коровьих и птице ферм, так как и Россия развивает свое сельское хозяйство. Еще пять-десять лет эта держава не сможет полностью обеспечивать себя продовольствием, однако и латвийским компаниям на этом рынке особо делать нечего, так как они не могут обеспечить необходимых объемов.

Что касается двойника "Балтийской марки" - "Рижской марки", здесь больше разговоров, чем дела. Пока что разработано только графическое изображение знака и была организована изысканная презентация брэнда для московского мэра Юрия Лужкова, когда он гостил в декабре прошлого года в Риге.

Практическое же введение марки не двигается. В начале этого года открылось, что регистрацию марки Рижская дума доверила частному лицу. Когда скандал всплыл наружу, городское руководство было вынуждено перерегистрировать знак на имя Рижской думы. После этого начались напасти с разработкой положения марки. В апреле этого года отцы города, не справившись с этой задачей, попытались передать разработку положения и системы выдачи лицензий Латвийской федерации продовольственных предприятий (ЛФПП). Но так как Рижская дума отказалась финансировать эту работу ЛФПП за дело так и не взялось.

Сейчас мэр Риги Ушаков нашел нового партнера - Латвийскую торгово-промышленную палату (ЛТПП). Пресс-секретарь этой организации Лита Кокале пояснила, что работа над созданием положения идет и ее планируется завершить в начале сентября. У ЛТПП свое видение "Рижской марки", ее планируется присваивать не только продовольственным, но и другим производителям товаров. Развитие брэнда будет происходить комплексно - Рижская дума будет его популяризовать вместе с туристической торговой маркой "Live Riga", в свою очередь ЛТПП будет использовать ее в своих торговых миссиях в России. Пока что многие положения находятся еще в стадии разработки, в том числе и то, сколько предпринимателям надо будет платить за использование лицензии этой торговой марки".