Интервью ИА REGNUM Новости с депутатом Национального собрания Армении, руководителем парламентской фракции партии "Наследие" Степаном Сафаряном

ИА REGNUM: Господин Сафарян, как Вы охарактеризуете последние события в армяно-российских отношениях?

По моему глубокому убеждению, армяно-российские отношения надо спасать. Причем семена нынешнего кризиса в двусторонних отношениях были заложены в эпоху правления второго президента Армении Роберта Кочаряна. Именно тогда, провозгласив Армению своим главным и чуть ли не единственным стратегическим союзником в регионе, Россия вела себя по отношению к ней далеко не всегда как союзник. Именно тогда в отношении Армении прозвучало слово "форпост". В настоящее же время, в связи с грядущей сделкой по продаже Россией зенитно-ракетных комплексов "С-300" Азербайджану и некоторыми другими факторами, кризис в отношениях стал налицо, и их надо буквально спасать. Сегодня регион Южного Кавказа переживает период серьезных трансформаций. В частности, Азербайджану своей активностью удалось торпедировать процесс нормализации армяно-турецких отношений, включив в повестку дня армяно-турецких переговоров вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Теперь слово за Арменией - удастся ли ей торпедировать сделку по продаже Россией Азербайджану зенитно-ракетного комплекса С-300? Ответ на этот вопрос даст время.

ИА REGNUM: Как Вы думаете, предстоящий визит в Армению президента России Дмитрия Медведева сможет их спасти?

Президент России - руководитель страны, имеющей крупные интересы в регионе, именно этим и обоснована значимость его визита в Армению. Однако я не думаю, что в рамках визита главы российского государства на переговорах с армянским руководством будут обсуждаться вопросы, касающиеся, например, сделки по продаже Азербайджану С-300. Что же касается вопроса возможного подписания Договора о продлении сроков дислокации российской военной базы в Армении, то думаю, что этот вопрос также обсуждаться не будет. Решение о продлении уже принято и стороны просто подпишут соответствующий Договор. Я также не думаю, что после визита Дмитрия Медведева процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта переживет взлет и перелом, т.к. позиции обеих сторон бескомпромиссны.

ИА REGNUM: Недавно в одном из своих интервью Вы заявили о том. что Армении необходимо выйти из Организации договора о коллективной безопасности. Вы по-прежнему настаиваете на этом?

Вы знаете, ни одна система безопасности - будь то ОДКБ или НАТО, полной гарантии безопасности, естественно, не дает. Однако если подходы стран, являющихся членом той или иной системы, совпадают с подходами организации в целом, то это нормально. Если же нет, то встает вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания в этой системе данной страны. В случае с Арменией и ОДКБ картина вырисовывается следующая: Россия уже давно называет Армению своим стратегическим союзником в регионе Южного Кавказа, но в 2008 году подписывает Декларацию о стратегическом сотрудничестве с Азербайджаном. В этом документе Россия соглашается с принципом территориальной целостности Азербайджана и, более того, берет на себя обязательства по оказанию содействия в возвращении на места их проживания азербайджанских беженцев. Помимо этого, до сих пор Армения не получила ответа на вопрос - защитит ли ее Россия в случае новой агрессии Азербайджана? Этот вопрос становится еще более актуальным в связи с намерением российской стороны продать комплексы С-300 стране, постоянно выступающей с агрессивными заявлениями в адрес Армении. Если сделка по продаже С-300 Азербайджану все-таки состоится, Армения должна заявить о своем выходе из состава ОДКБ.

ИА REGNUM: А как Вы прокомментируете решение продлить срок пребывания российской военной базы на территории Армении сроком еще на 49 лет?

Оно у меня вызвало удивление. Ведь подписанный в 1995 году между Арменией и Россией соответствующий Договор был рассчитан до 2020 года. Почему же продление срока пребывания российской базы продлевается за 10 лет до его истечения? Почему нынешние власти Армении берут на себя право решать за будущие поколения - оставаться российским военным в Армении или нет? Что за спешка? Чем она вызвана? Разве не разумнее было дождаться 2020 года и в связи с геополитической ситуацией, которая будет через 10 лет решить - продлевать Договор или нет? За эти 10 лет был бы получен ответ и на вопрос о жизнеспособности и эффективности ОДКБ. Поспешность в продлении срока пребывания российской военной базы для меня удивительна.